Прерванный полет
Двое роменчан погибли в Одесской области
В прошлый понедельник, 31 марта, в Ромнах хоронили молодого офицера — 25-летнего капитана Евгения ШУТЬКО. Старший летчик-штурман разбившейся машины был одним из 13-ти погибших в авиакатастрофе над Черным морем 27 марта.
И хотя все изначально были уверены, что на борту вертолета погранслужбы находились жители только Одесской области, горе не обошло стороной и Сумщину: в списке безвременно ушедших — двое роменчан.
Автокатастрофа 27 марта 2008 г. — самая крупная в истории украинских погранвойск. Воздушное судно Госпогранслужбы следовало из г. Вилкова (Одесская обл.) к острову Змеиный, но к месту назначения не прибыло. Разбитый вертолет и тела пограничников нашли в плавнях дельты Дуная в 20-ти км от места посадки. Остатки геликоптера собирали несколько дней. Выжил только один человек. Эксперты устанавливают причины падения, родные оплакивают погибших.
Из пос. Измаил домой жена и отец привезли тело Евгения в закрытом гробу. Прощались с ним родные, одноклассники, сокурсники по институту авиации и сослуживцы. Траурную процессию на пути к городскому кладбищу сопровождал почетный караул.
Командира погибшего экипажа 37-летнего майора Александра ХРИСТИЯ по согласию семьи похоронили в Одессе. В с. Басовка Роменского района его мать вернулась одна. До сих пор она не может смириться с трагической смертью сына. Снова и снова перечитывает телеграммы со словами соболезнования от председателя Госпогранслужбы и командования подразделения, где служил сын. Односельчане в трауре: Александра на родине любили.
“Пойдем к морю!”
В начале года Евгений Шутько со своей семьей въехал в новую однокомнатную квартиру в Одессе, купленную в кредит. Жена Наталья и двухлетняя дочь долгое время жили в Ромнах у родителей, Евгений забрал их к себе незадолго до трагедии. Вместе новоселы успели пожить только один месяц.
Весть о смерти сына Светлана и Валентин ШУТЬКО получили в день авиакатастрофы — позвонили из Госпогранслужбы. Поверили не сразу, даже когда в теленовостях передали официальное сообщение. Узнав, что единственного выжившего звали тоже Евгений, долго надеялись, что это их Женя. Возможно, перепутали фамилию. Но когда увидели список всех погибших, надеяться перестали.
О том, что в семье горе, не понимает пока только маленькая Катя. Показывает пальчиком на траурную фотографию папы и бежит к нему. Перед последней командировкой капитан Шутько как раз привез жену и дочь погостить в Ромны.
«Вернусь из командировки — заберу, пойдем к морю», — обещал им.
Он строил планы на будущее, радовался, что есть хоть и маленькое, но свое жилье. Жену и дочь любил больше всех. Никому не прощал даже грубого слова в их адрес — всегда заставлял извиниться. Летать хотел с детства. В школе учился хорошо, занимался боксом и тяжелой атлетикой. Поэтому легко поступил в Харьковский институт воздушных сил.
Светлане Шутько есть для кого жить — младшая дочь Юля учится на втором курсе СумГУ, нуждаются в ее заботе и невестка с внучкой. Поэтому она обещает Жене все равно радоваться жизни: «Пусть ему от этого будет хорошо».
Рвался в небо
В Басовке все знали, что сын Ивана и Надежды Христий будет летчиком. Еще в школе он мечтал об этом, да и никем другим не мог быть. Всегда аккуратно одет, дисциплинирован на уроках, ответственный и пунктуальный. Сказал — значит, сделает. И хоть попасть в элитные войска сельским парням не всегда просто, Александр своего добился. Вертолетное звено, которым он командовал, в Госпогранслужбе признали лучшим, его экипаж был одним из самых опытных.
К родителям последний раз приезжал перед Новым годом, а звонил каждую неделю. Интересовался, как здоровье отца, перенесшего инсульт. Ждал отпуск в конце лета, чтобы помочь матери убрать огород. А 31 мая обещал приехать на встречу выпускников — к 20-летию окончания школы. К этому событию собрался купить новый костюм, но перед командировкой в Вилково отложил покупку. «Он сказал тогда мне: вернусь и купим, а то вдруг похудею», — вспоминает жена Татьяна.
Для Надежды Христий гибель сына стала втройне тяжелым ударом. У мужа сахарный диабет, был инсульт, последнее время он передвигается с трудом. Год назад старшая дочь Алла похоронила мужа, теперь осталась одна с дочерью-студенткой. У Александра личная жизнь сложилась не сразу. Татьяна — его вторая жена, у них 8-летний сын Максим. В Ромнах живет Антон, сын от первого брака, ему 14 лет. О смерти отца он узнал от бабушки.
Поддержали
Одесская ОГА и Госпогранслужба официально заявили, что возьмут под свою опеку детей погибших пограничников. Одесский губернатор хлопотал перед Верховной Радой о выделении материальной помощи семьям. Управление Госпогранслужбы взяло на себя расходы по устройству похорон. 29 марта был объявлен в Одесской области региональным днем траура.
День памяти был и в с. Басовка. Сельский голова Яков БЫЧЕНКО пообещал оказать матери майора Христия материальную помощь в размере 1 тыс. грн. Учитель Сергей КУРЛАКОВ, преподававший у майора Христия военную подготовку, решил создать в школе уголок его памяти.
Со слов родных Евгения Шутько, никто из представителей Роменского горсовета и мэрии не выражал лично соболезнований и не присутствовал на похоронах. Местная власть обошлась официальным соболезнованием в местной газете. Конечно, никакие деньги не вернут семьям их близких, но любая поддержка, даже самая незначительная, в такие минуты очень важна.