Могильник для таланта
«Сумы — кладбище талантов», — изрекла однажды знакомая художница. «Почему кладбище?» — возмутилась я. «Потому что реализоваться трудно: работы не продашь, да и выставиться толком негде».
Почти 30 лет фотографирую, и все эти годы лейтмотивом проходит одна и та же проблема: где найти зал для выставки? В каких местах только не экспонировались наши фотохудожники! В кинотеатрах, музеях, офисах мобильной связи, танцевальном центре, Доме природы, библиотеках, магазинах, а то и просто под открытым небом.
Спасибо всем, кто шел нам навстречу, но сколько порой убытков приносили такие показы! 20 лет назад приехал в наш город литовский фотохудожник Альгимантас Жижюнас. Увидел в программе «Время» сюжет о нашем детском парке и приехал к приятелю-фотографу пообщаться, поснимать. Мы с гордостью подвели его к витрине художественного салона, где были вывешены фотографии членов фотоклуба «Импульс».
«Ребята, вы дискредитируете фотоискусство тем, что выставляетесь в витрине магазина, — заявил прибалт. — У нас в городе постоянно действующая галерея фотоискусства и музей фотографии». Мы ахнули и бессовестно позавидовали. Сколько затем чиновничьих порогов обили, доказывая необходимость такого зала! Творческая молодежь города даже собрала письмо с кипой подписей и делегировала представителя в программу «Взгляд». Когда проиграли битву и на месте предполагаемого зала появился магазин «Кооператор», художники и фотографы поклялись друг другу не покупать там колбасы. И, между прочим, долго держали данное слово.
За два десятка лет мало что изменилось. Единственный приличный зал в культурном центре «Собор» закрыт на длительный ремонт, после которого якобы преобразуется в художественное кафе, что по сути превратит его в «закрытый режимный объект» наподобие галереи банковской академии, куда простому смертному зрителю попасть практически невозможно (хотя сам зал прекрасный). Последние 2–3 года можно было показать работы в здании городской архитектуры, но судьба особняка на Дзержинке известна всем. Вот и получается как у Аркадия Райкина: «Дом большой, людей много, а поговорить интеллигентному человеку не с кем». А поговорить художнику просто необходимо. Не только лишь с коллегами, но и еще и со зрителем. Ради этого он и обрекает себя на творческие муки. И «разговор» этот должен происходить не в подворотне, а в приличном месте. Для этого нужен ВЫСТАВОЧНЫЙ ЗАЛ. В противном случае «кладбище талантов» превратится в постоянно действующую «братскую могилу» сумских художников.