Антреприза = халтура?..
Два выездных спектакля двух разных театров за одну неделю — немалый улов для сумских театралов. Однако ни первый, ни второй спектакли не порадовали свежестью и глубиной исполнения известных пьес. К сожалению, в очередной раз пришлось убедиться, что антреприза и халтура — слова-синонимы
Ингредиенты успеха у провинциального зрителя, не избалованного нынче настоящим искусством, просты и незатейливы: наличие «раскрученных» и узнаваемых лиц, удачная пьеса — лучше комедия, без излишнего смысла, а все остальное — дело техники.
Выучиваются тексты, разводятся примитивные мизансцены, для приличия делаются элементарные, быстро собирающиеся декорации, часто отображающие место действия. Оба спектакля, увиденные на прошлой неделе, — увы, именно из этого рода.
Пеликанские сокровища
Вечером 21 ноября на сцене театра им. Щепкина давали авантюрную комедию Дж. Пристли «Сокровище острова Пеликан». В ролях — Аристарх ЛИВАНОВ, Галина ПОЛЬСКИХ, Павел МАЙКОВ и другие, в основном, неизвестные имена.
Актеры, часто не зная, как играть, переходили на общий шум. Этот прием подразумевал наличие темперамента и эмоциональности у персонажей. Чаще диалоги напоминали уроки сценической речи в театральных вузах.
О таких понятиях, как создание образа или чувство ансамбля, вообще не приходится говорить. Отсутствие режиссуры компенсировалось собственными «придумками» и импровизациями.
Единственно органичной в предлагаемых обстоятельствах оставалась только Галина Польских. Печально, что сама пьеса Пристли осталась не у дел. Ее только успели рассказать на уровне сюжета.
Ты жива еще, моя старушка?!
В воскресенье 25 ноября с опереттой «Сильва» Имре Кальмана Сумы посетили звезды московской оперетты.
Оперетта — это, прежде всего, праздник музыки. К тому же это сложный синтетический жанр, в котором должны сочетаться прекрасный вокал с хореографическим и актерским мастерством. Привезенный же спектакль был скорее концертным исполнением с большими сокращениями и купюрами в либретто и музыкальных номерах. Из-за этого возникало большое количество нелепиц. Например, в известном номере Бонни «Без женщин жить нельзя на свете» вообще не присутствовал кордебалет (а как же без него?!), и исполнитель роли Бонни вынужден был выделывать различные кренделя, чтобы заполнить музыку.
Конечно, выездной вариант многое терял и из-за отсутствия полноценных декораций. Лишь во втором действии появился расписной задник, изображающий дворцовую залу. Все это походило на эстетику бедного театра, а ведь законы жанра предполагают наличие изысканной и роскошной сценографии. Тем более что зрителям есть с чем сравнивать. Вспомнить хотя бы экранизацию с Иваром КАЛНЫНЬШЕМ, Виталием СОЛОМИНЫМ и Петром КАДОЧНИКОВЫМ в главных ролях.
Хотелось бы отметить хорошие голоса с приятными тембрами, самоотдачу, с которой играли актеры, дикцию. А профессиональная фонограмма с замечательным оркестром позволяла наслаждаться прекрасными и колоритными мелодиями маэстро Кальмана.