О духовных ценностях истинного патриота
Представим такую ситуацию. США. Бар. Входит ветеран Вьетнама, герой, орденоносец, но в гражданском. Тут к нему подбегают хлопцы из ку-клус-клана и кричат: «Эй, ниггер, а ну вали отсюда!» Он им отвечает: «Я не ниггер. Я темнокожий американец». А они снова: «Эй, ниггер!»
Примерно в подобной ситуации чувствую себя в своей собственной стране я, украинец, говорящий на русском языке. Некоторые мои сограждане, называющие себя патриотами нации, постоянно пытаются сделать из меня украинца второго сорта. А я не согласен.
Прежде всего, потому что я всю жизнь говорил на русском и мне трудно меняться. Есть люди, которым легко менять языки, веры и убеждения. Вот, например, Иван Драч, известный национал-патриот, первый председатель НРУ, прекрасный, к слову, поэт. При Советах он легко писал стихи, содержащие, к примеру, такие строки: «Віра — це праця. Все інше — тля, дихаю Леніним до останнього подиху…» А потом так же легко поменялся и начал не менее талантливо бороться с тяжёлым наследием коммунизма. Я так не умею. Да в этом и нет необходимости.
Поясню. Дело в том, что украинцы — это нация, которая в одинаковой мере является носителем двух языков — украинского и русского. Чтобы доказать этот очевидный факт, нужно просто выйти на улицу. Более того, в создание современного русского языка и, соответственно, русскоязычной имперской культуры Украина и выходцы из Украины внесли очень большой вклад. Достаточно вспомнить реформу Никона, которой было предписано всей Руси совершать крёстное знамение по-киевски, то есть тремя перстами. И то, что русская поэзия началась с Симеона Полоцкого, выходца из Украины, выпускника Киево-Могилянской коллегии. А гениальный русскоязычный Гоголь? Кто ещё так воспел Украину? А Булгаков, Ахматова (Горенко), Вертинский, Светлов, Чичибабин, Мориц и ещё и еще?..
Нет, я не утверждаю, что русскоязычную культуру создавали только украинцы. Громадный вклад внесли белорусы, евреи, грузины, армяне, дагестанцы, казахи. Ну и русские. Но не больше остальных. И Тарас Шевченко писал на русском языке. В частности, повести «Музыкант», «Художник», «Несчастный», «Капитанша», «Близнецы». И вообще он был яростным борцом с самодержавием и крепостничеством, за что и натерпелся. Но против совместного проживания с русским народом ничего не имел против, сам долго жил в Петербурге и потомкам своим завещал жить в «сім’ї великій, в сім’ї вольній, новій». Хотя тут я с Кобзарём не соглашусь — пусть наши вечно воюющие соседи сами своих детей в Чечню посылают.
В общем, русский язык — это язык не только россиян. Это общий язык всех жителей многовековой Российской империи. А значит, и наш. И на этом языке было создано множество мировых литературных шедевров, которые являются и нашими духовными ценностями. И нам, в отличие от тех же россиян, крупно повезло, что мы одинаково хорошо, на уровне носителей знаем оба наших родных языка. И это знание надо культивировать. Потому что русскоязычный Пушкин — это такая же духовная ценность украинской нации, как Стус, например, или Леся Украинка.
Оба эти языка нужно воспринимать, как воспринимают в семье, где двое детей, каждого ребёнка. Ведь дико же представить, что дочку любят, потому что хотели девочку, а её брата — нет, потому что мальчика не хотели, и вообще он похож на соседа.
По ходу возникает вопрос: если русский язык тоже наша духовная ценность, то с чем же тогда бороться национал-патриотам? Что отстаивать и утверждать этим в большинстве своём хорошим, добрым, социально активным и искренне преданным моей стране людям? Отвечаю. Для начала, на мой взгляд, нужно перейти от провинциального узкофилологического понимания патриотизма к общенациональному. И тогда можно начинать бороться.
Во-первых, с попытками политиков разделить нацию по языковым предпочтениям. Мне кажется очевидным, что если бы украинские патриоты забрали у Партии регионов тему отстаивания русского языка, то это сняло бы у бело-голубых процентов десять голосов на выборах в ВР. А следовательно, мы бы уже второй год жили при работающем парламенте, то есть в нормально управляемой стране. А значит, и цены бы не так росли — ведь они во многом результат политической нестабильности.
Во-вторых, хорошо бы украинским патриотам заняться борьбой с коррупцией. Ну если не бороться, то хотя бы не заниматься тем, чем занимался, находясь на должности руководителя «Нефтегаза Украины», председатель Конгресса украинских националистов Алексей Ивченко. Имеются в виду все эти «мерседесы» с массажными креслами, торжества со снегурочками, еженедельные чартеры на историческую родину…
В-третьих, было бы здорово, если бы украинские национал-патриоты занялись вплотную экологией, в частности мусором. Особенно в окрестностях городов — в прибрежных зонах, зонах отдыха. Кстати, пару лет назад мне довелось видеть, как ребята из УНА-УНСО вышли в парк, поставили свой флаг и убрали довольно приличный кусок территории. Вот это был акт настоящего патриотизма! Пример, достойный подражания.
В-четвёртых, неплохо бы поработать с телевидением. Огромное количество людей убивают каждый вечер по телевизору на глазах подрастающего поколения. Реки крови льются с экранов. Зато практически все боевики или дублированы на украинский, или сопровождаются текстовым переводом.
Это зачем? Чтобы подростки знали, как переводятся на украинский такие слова и выражения, как фак ю, замочить, ублюдок и т.д.? Хорошо, что у нас хоть порно запрещено, а то тоже бы показывали с дубляжом, и девочки бы там вместо «ес!», «ес!» кричали: «так!», «так!». Хотя вот написал о запрещении порно и подумал: странно, что любить у нас по телевизору нельзя, а убивать можно…
А ещё есть неясности с историей запорожского казачества. Все мы помним, как описал Гоголь типичного запорожца — сабля, шаровары, оселедец и обязательно люлька, то есть трубка, покурив которую запорожцы решали, на кого выступить походом. Но проблема в том, что события, описанные Гоголем, происходят где-то в период с XV до начала XVII века, а табак в наши края завёз Пётр Первый только в самом конце XVII века. Вопрос: если не табак, то что курили запорожцы? Может быть, это и нашим нынешним вождям попробовать? Впрочем, у меня есть подозрение, что они-то как раз давно открыли тайну запорожцев. Посмотрите, какие они у нас буйные и непобедимые. Открыли, а с народом не делятся. Почему? В общем, много в Отчизне нашей ещё неустроенностей, неопределенностей и неурядиц. Есть против чего, за что и с кем бороться истинным патриотам Украины.
А самое главное, что именно национал-патриоты должны инициировать в обществе дискуссию об истинных духовных ценностях украинской нации. А истинные духовные ценности по определению не могут разделять нацию. Они её объединяют. Вопреки всему. Так же, как, например, несмотря на все усилия политиков, нас, украинцев, объединяет параллельное проживание в двух языках. Ведь это же правда, что в мире одинаково хорошо владеют и русским, и украинским только украинцы? И в этом уж мы точно уникальны и неповторимы. С осознания этого простого факта и предлагаю начать.