Звонный полет
В Сумах возрождается дедовская традиция звонильной недели
Редакционные задания бывают весьма необычными. Как вам такое: стать участником возрождения древней традиции звонильной недели? Преисполненный душевного трепета, отправился в Свято-Воскресенский кафедральный собор возрождать традиции предков.
Хотелось стать единственным в городе звонарем-доброхотом. Легкий конфуз случился на пороге храма. В этот момент у старшего благочинного батюшки Богдана уже испрашивали разрешения позвонить в колокола. Звонарями хотели стать малолетний отрок Александр с отцом Иваном. На 40-метровую храмовую колокольню мы поднимались вместе.
«Наши предки колокольному звону придавали не только ритуальное значение, — рассказывает батюшка Богдан. — Колокольный набат оповещал о бедствиях, пожарах, поднимал народ на защиту родной земли. Ударить в колокол впустую — греховный обман! Иное дело — пасхальная Светлая седмица — первые семь дней после воскресения Христова. В эти дни, по традиции, любой прихожанин может звонить в колокола сколько угодно. В былые годы к колокольням выстраивались очереди. Звон плыл над городами и весями непрерывно. Нынче эта традиция позабыта, не часто прихожане просят разрешения позвонить в колокола на Пасху».
Свято-Воскресенский собор переживал и славные, и скорбные периоды истории. В советский период его чуть было не разрушили. На звоннице остался лишь один основной колокол. Остальные были сняты. В начале нынешнего столетия звоны возвратили на свои места. Но их снова постигла печальная участь.
«Весной 2004 года, когда я только приехал в Сумы и едва успел принять храмовое хозяйство, наши колокола похитили прямо с колокольни. Кто это сделал, можно лишь предполагать. Злоумышленника так и не нашли. Колокола, которые у нас есть сейчас, привозили прихожане, дарили предприятия. Звонов у нас немного, всего пять, но не количеством колоколов славен храм, а верой прихожан», — рассказывает батюшка Богдан.
Истертые ступени ведут все выше и выше. На одном из этажей колокольни, прямо под ногами, обнаруживаем голубиное гнездо. Потревоженная нами голубка на время покинула свое невылупившееся потомство. Вернется ли она обратно?
«Вернется, куда она денется, — улыбается батюшка, — мы ее дважды в неделю, по субботам и воскресеньям, тревожим, когда на колокольню звонить поднимаемся, но она каждый раз возвращается. Голубь — божья птаха».
Отсчитав последние ступеньки, мы поднялись на колокольню. Существуют специальные каноны колокольных звонов. Каждому церковному действу соответствует свой канон. Существуют даже колокольные партитуры. На колокольнях больших церквей служат настоящие ансамбли звонарей. Один задает ритм большим басовым колоколом, остальные ведут свои сольные партии, как в оркестре. На колокольне Свято-Воскресенского собора все намного скромнее.
Слева от входа располагаются три средних звона. К ним идут веревки, которые можно дергать как все разом, так и по отдельности. Основной басовитый колокол приводится в действие ножной педалью. Пятый, самый маленький и звонкий колокол — сзади. Его веревку можно дергать локтем правой руки.
Звонница насквозь продувается ветром. В какой-то момент вдруг кажется, что сквозь полукружья ее каменных арок можно увидеть просторы, открывавшиеся с Казацкого вала нашим прадедам. Но вместо этого глаза звонарей-доброхотов слепят солнечные зайчики окон ближних многоэтажек, а уши забивает шум современных улиц.
Но Сашка, взобравшись на руки отца, этого не замечает. Он от души дергает за колокольные веревки, стараясь ухватить их все сразу. Звон плывет над городом, теряясь в его будничных звуках. Прохожие поднимают головы, кто-то крестится. Это подзадоривает мальчишку. Он чувствует себя в центре значимого события! Раз в год и великий, и малый имеют право оказаться в центре внимания. В такие моменты человек, воспарив душою, может свою судьбу переломить. Ради этого и была рождена заповедная традиция звонильной недели…
В воскресенье 15 апреля христиане отметили «стоящую напротив» (но ни супротив!) Христового Воскресенья Антипасху. Этот день замыкает Светлую пасхальную седмицу и звонильную неделю. Выяснилось, что никто не ведет учета прихожан, принимающих участие в каких-либо церковных действах. Благочинный отец Богдан сообщил, что за неделю с просьбой ударить в звоны церквей Киевского Патриархата обратилось не более десяти человек. Секретарь Сумской Епархии Патриархата Московского протоирей Николай заверил, что традиции звонильной недели ревностно хранят в монастырях. Впрочем, любой желающий мог звонить в колокола любой церкви. В Спасо-Преображенском соборе, например, всегда звонят по просьбе венчающихся. У католиков же звонильной традиции нет вообще, а в костеле на улице Дзержинского, нет колокола.