Суми: новини, події, коментарі

Нотехс - будівництво у Сумах

Жертвы холокоста на Сумщине (Фото)

1,505

Останки нескольких тыс. женщин, стариков и детей, расстрелянных в 1941 г. нацистами, можно и сейчас найти в лесу под Ромнами

Они погибли от рук фашистских карателей бригады СС в 1941 г. на окраине города Ромны, на Сумщине. Но и сегодня их останки вымывает на поверхность, каждый раз возвращая местных жителей к той давней трагедии.

Весь мир знает о трагедии Бабьего Яра, где вместе з невинными людьми разных национальностей были уничтожены и евреи. В сентябре 1941 года, впервые в истории, европейский мегаполис потерял буквально всех своих жителей-евреев. На окраине Киева, в местности, которая называется Бабий Яр, за два дня было уничтожено больше евреев, чем в результате любого другого массового убийства, совершенного немецкими нацистами.

Согласно данным Всесоюзной переписи населения 1939 г., в Ромнах проживали 3834 еврея

Киевский Бабий Яр стал символом холокоста, немецких преступлений на оккупированных территориях Советского Союза, и сейчас там возведен Мемориал памяти. История Сумщины времен Второй мировой войны также имеет трагическую страницу холоста – массовый расстрел евреев на окраине города Ромны 10 ноября 1941 г. К сожалению, об этом факте мало кто знает, а главное – по сей день должным образом не увековечена память этих людей. До сих пор на окраине города, по дороге на село Пески, рядом с памятным знаком жертвам холокоста талые, дождевые потоки воды выносят на поверхность останки невинно убиенных евреев. За 74 года после окончания войны в государстве так и не увековечили их память, не обустроили место, где покоятся останки наших соотечественников. Ведь в первую очередь они были гражданами нашей страны. Больно и стыдно писать о том, что наше общество так и не научилось цивилизованно и с достоинством относиться к памяти своих граждан. Достоинство памяти и поклонения невинным жертвам нужно не мертвым – это нужно и важно живым.

Место злодеяния
Во время пребывания в городе Ромны удалось поговорить на эту тему еще и с директором Роменского краеведческого музея Владимиром ПАНЧЕНКО и местным краеведом Григорием СТРЕЛЬЧЕНКО, который написал более десятка книг о людях и истории родного края. Он отметил: «Перепись евреев, проводившаяся в 1943 г., велась очень условно. В ее заметках значилось примерно так: «В квартире проживали старый еврей и еврейка с тремя или пятью детьми. Многие евреи не собирались эвакуироваться. Они поверили пропаганде, что, дескать, немцы культурная нация. К тому же у них и язык немного похож на идиш».

Мои собеседники стали гидами по городу, они проводили до места, где 78 лет назад расстреляли больше тысячи людей лишь только потому, что они были евреями. В городе есть улица, по которой гнали обреченных на смерть, и она носит свое старое название — улица Маяковского. А само место трагедии поражает безмолвной циничностью — на склоне вперемешку с прошлогодней травой и прелыми листьями лежат вымытые временем человеческие останки. Рядом видны следы разрытий.

Как обьяснил Владимир Панченко — это работа черных археологов, которые здесь находили черепа с золотыми зубами. И это тоже особый знак жестокости и циничности. Кроме небольшой стелы с надписью «Жертвам холокоста» в этом яру нет ничего, что напоминало бы о давней трагедии. Правда, есть небольшая експозиция в Роменском краеведческом музеи. Ее частью являются живописные картины недригайловского художника Нестора Кизенко и огромная копия трофейной, на немецком языке географической карты Роменского района. Она выглядит очень современно. На карту с нордической точностью, очень подробно нанесены дороги (даже грунтовые), промышленные и другие важные обьекты, что свидельствует об основательной подготовке Германии к войне с СССР.

Кровавый день расстрела
Согласно данным Всесоюзной переписи населения 1939 г., в Ромнах проживали 3834 еврея. Город был занят немецкими войсками в сентябре 1941 г., к этому времени большинство евреев успели эвакуироваться. В городе был образован юденрат и гетто, куда заключили оставшееся еврейское население. Были введены многочисленные ограничения для евреев, в том числе обязательное ношение отличительного знака; их использовали на тяжелых работах, обкладывали многочисленными поборами.

9 ноября 1941 г. все евреи города были согнаны в гетто – двухэтажный барак по улице Маяковского. 10 ноября 1941 г. подразделения первой моторизованной бригады СС расстреляли в Ромнах возле села Пески 1223 человека — все население гетто.
Члены смешанных семей не были согнаны в гетто и прожили еще около года. В феврале 1942 г. их арестовали. 6 июля 1942 г. эти евреи были расстреляны членами команды СД «ПЛАТ» в гипсовом карьере на окраине Засулья. Лишь очень небольшой группе евреев удалось спастись. Одна еврейская девочка была спасена украинкой Ольгой КИРИЧЕНКО.

Общее количество евреев, погибших в Ромнах, неизвестно. До сих пор в ряде источниках указывается разное количество погибших – от 1223 до 3600 человек. Сейчас в базе данных сайта Яд Вашем (Мемориальный комплекс истории холокоста) находится 2 148 имен. Правда, некоторые имена там повторяются по нескольку раз.

Путаница в списках
Сколько погибло евреев во время расстрела в тот черный кровавый день 10 ноября 1941-го, трудно сказать. Неумолимая река времени размыла эти сведения. Свою лепту недостоверности внесла и советская власть, стремясь увеличить число злодеяний фашизма. После освобождения Ромен в 1943 г. проводилась перепись населения, и тогда в списки расстрелянных внесли живых людей. Нам удалось пообщаться с жителем города Ромны Борисом МАНОЙЛЕНКО. Он рассказал: «В начале войны мне исполнился годик с лишним, и я с мамой находился в эвакуации в далеком Ташкенте. Мой отец Вольф МАНОЙЛЕНКО воевал на фронте, но его ошибочно внесли в списки расстрелянных на том трагическом роменском обрыве. После войны мы вернулись из эвакуации в Ромны, и отец после победы вернулся домой живим».

Акт зверства, или Как убивали евреев
Сразу после освобождения Ромен в городе работала комиссия, которая задокументировала злодеяния фашистов. Результаты этого исследования вошли в книгу «Сумская область в период Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.). Сборник документов и материалов вышел в Харьковском книжном издательстве в 1963 г. В книге описан расстрел роменских евреев на основе «Акта районной комиссии по расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков», датированный 1 октября-6 ноября 1943 г. То есть комиссия работала по горячим следам, опрашивая очевидцев трагедии.

Цитата из этого документа:
«Задержание еврейского населения происходило на глазах трудящихся и сопровождалось издевательством, нанесением побоев и оскорблений со стороны полицейских, немцев. По городу были слышны плач и протесты еврейского населения против этих издевательств. Когда было согнано еврейское население в казармы в количество около 3 000 чел., в том числе старики и дети, здание было окружено пулеметчиками и автоматчиками. Здесь несчастных ограбили охранники, отобрали у них все деньги, золото, ценности и лучшую одежду. На другой день, 10 ноября 1941 г. всех евреев под усиленной охраной погнали по направлению к хутору Пески, находящемуся на расстоянии 2 км от города Ромны. Там над тремя большими обрывами все были расстреляны и замучены.

10 ноября 1941 г. подразделения первой моторизованной бригады СС расстреляли в Ромнах возле села Пески 1223 человека — все население гетто

Картина сопроводжения еврейского населения на смерть и сам расстрел представляли ужасное зрелище. Женщины-жертвы несли малых детей на руках, другие шли в объятиях близких и членов семьи. Были слышны крики прощания к населению города, волнующий плач мужчин, стариков, женщин, детей. Отстающих полицейские и немцы били прикладами, кололи штыками.

Население города по пути следования евреев на расстрел было загнано в свои квартиры. Под страхом расстрела запрещено было смотреть на эту ужасающую картину. Вблизи места расстрела протекала река шириной около 7 м, возле нее фашистские мерзавцы раздели всех евреев до белья при морозе до минус один градус, повели через реку вброд. Потом они отделили женщин и детей от мужчин и стали расстреливать группами по 10 человек над обрывом. Туда падали смертельно раненные и живые, детей пристреливали из автоматов во рвах, а некоторые оставались живыми до засыпки их землей.

Очевидцы расстрела колхозники с хутора Пески заявили комиссии, что они не в состоянии были смотреть на это злодеяние и это зрелище привели их до тяжелого нервного состояния. По словам вблизи проживающих граждан, на второй день после расстрела из обрывов были слышны стоны умирающих людей и плач детей.
Медфельдшер с. Лозового Александра Заворотько заявила, что еще весной 194 1г. из обрывов текла вода, окрашенная кровью. Комиссия осмотрела эти обрывы и установила, что один обрыв имеет длину 100 м, ширину 40 м, другой – длину 100 м, и третий – длину 100 м, ширину 20 м при глубине 10 м, снизу наполнены трупами высотой до 6 м.
После расстрела евреев у х.Пески полиция по приказу фашистских властей производила систематические выявления еврейского населения, партизан, советско-партийного актива. Вознаграждение за каждого человека по 1 000 руб. После мучений в тюрьме гестаповцами и полицией жертвы уничтожались путем расстрела, повешения и зверских истязаний»…

Подкидыш в бурьянах
Роменчанин Игорь ДУБЕНКО знает о дне расстрела евреев со слов своей бабушки Ефросинии Евменовны Сиденко. Он вспоминает: «Когда погнали евреев по улице Маяковского (сейчас эта улица существует), то моя бабушка втихаря из-за забора, возле которого росли высокие бурьяны, наблюдала за многолюдной толпой. Она увидела в толпе еврейку, всю закутанную в черную одежду. Поравнявшись с бабулей, черная еврейка потихоньку достала из под своих темных одежд сверток и кинула его под забор в бурьяны. Ефросиния Евменовна это заметила. Позже, когда процессия прошла и никого не было вокруг, она нашла сверток – там был грудной ребенок. Он был еле живой, весь синий, поскольку у него были замотаны ротик и носик. Видно, мать его так закутала, чтобы он криком не выдал себя. Моя бабушка, рискуя жизнью, со страхом спрятала малютку. Примерно через неделю глубокой ночью к ней постучались незнакомые люди. Они сказали: «Отдайте нам то, что вам не принадлежит». Моя бабуля поняла, что это евреи, и отдала сверточек с ребенком, и на этом история закончилась».

В сердце Ромен
После освобождения города некоторые евреи вернулись в Ромны. В 1959 г. здесь их проживало около тысячи – 3% населения. Подавляющее большинство роменских евреев в 70-80 гг. уехало в Израиль, США, Германию, Канаду и другие страны. С начала 90-х гг. функционировала еврейская община. В материалах переписи населения 2001 г. число евреев в городе Ромны не указано. Нынче в городе действует на общественных началах еврейская община. Два года тому назад ее возглавила Ярослава ВЕТОХ. Она говорит: «Наша организация объединяет небольшое количество роменских евреев – молодежь стремится уехать за границу, а пожилые умирают. Мы собираемся на праздники и вместе отмечаем важные даты для нашей общины». Ярослава отмечает, что община стремится найти способ, как увековечить память расстрелянных во время Второй мировой своих соплеменников. Сейчас идет поиск специалиста по геологоразведке. Он должен сделать основательное обследование местности, чтобы составить примерную смету будущего проекта. Нужно глубоко изучить свойства грунта, учитывая фактор разрушения склонов от потоков воды. Построить мемориал памяти – давняя мечта многих роменских евреев – тех, которые эмигрировали, выехали далеко за пределы Ромен, и тех, кто остался верным своей малой Родине.

Страницы истории
В 18-19 вв. город Ромны стал важным экономическим и культурным центром Левобережной Украины. К середине 19 века в Ромнах организовалась знаменитая Ильинская ярмарка, на которую съезжались до 120 тысяч человек, – в Российской империи она была второй после Нижегородской. Сюда дважды (1843 и 1845 гг.) специально на ярмарку приезжал Тарас Шевченко. Для развлечений участников и гостей ярмарки работали два роменских театра. Именно здесь гениального актера Михаила Щепкина увидел будущий декабрист Сергей Волконский и начал собирать пожертвование для его выкупа из крепостничества.

В 1874 г. прокладывается Либаво-Роменская железная дорога, которая соединила Левобережную Украину с Балтийским морем, и в Ромнах был построен один из первых на территории Украины механических заводов.

Еврейская община в городе Ромны была образована в 18 веке. В окладных книгах 1803 г. значится: христиан-купцов 111, евреев-купцов 1; христиан-мещан 542, евреев-мещан 126.

По ревизии 1847 г. «в уезде имелись два еврейских общества: Роменское — в составе 759 душ и Глинское — 112. По переписи 1897 г. в уезде 186 тысяч жителей, среди коих 7880 евреев».
В 19 в. евреи владели кожевенным, мыловаренным, табачным, винодельческим, спиртовым заводами; им принадлежало около 300 торговых заведений по продаже табака.
В 1835 г. единственным купцом 1-й гильдии в Ромнах был Вульф-Моисей Городецкий.
В 1848 г. открылось еврейское казенное училище, действовали еврейские цехи, но с 1859 г. по распоряжению властей их начали присоединять к христианским согласно роду ремесла.

В 1897 г. действовали банкирские конторы А.Ф.Геймана и И.Б. Бунимовича, паровые мельницы М.-Ш.Аврамова, И.-А. и С.-С.Мостославских и И.А.Кагана, спиртоочистительный завод И.Х.Фридберга, табачно-махорочная ф-ка Рабиновича-Фратки, типографии Э.Б. Дельберга и Б.Ш. Ционсона, чугунолитейный з-д А.И. Кролика, аптеки А.С. Венгерова и И.Ф.Шульмейстера. Евреи торговали бакалеей, хлебом, керосином, дровами, железом, канцтоварами, книгами, галантереей, ювелирными изделиями. В 1860-х гг. среди евреев числилось 93 купца.
В 1858-ом было основано еврейское мещанское общество.
В 1859 имелась синагога, а в 1889 г. в городе было уже 9 синагог.
3 мая 1881 г. случился еврейский погром, после чего жизнь общины утихла, но со временем она снова потихоньку возрождалась .

В 1901-ом основана еврейская больница, в 1903-ом открылось мужское еврейское училище, с 1905-го заработало общество взаимопомощи евреев-приказчиков.
Но снова 18 и 19 октября 1905 г. в Ромнах погромщики сожгли все еврейские магазины, аптеки, 2 синагоги, 2 типографии, несколько школ и всю еврейскую часть базара, было убито 8 человек, ранено более 30. Всю ночь грабители открыто носили и возили имущество. Газета “Полтавщина”, описывая события 18 и 19 октября, констатирует, что “Городское управление ничего не сделало для прекращения безобразий”.

Раввин Троцкий послал телеграмму премьер-министру графу С.Ю.Витте с просьбой о защите.

Позже до 1910 г. еврейская община в городе сумела открыть 9 синагог, талмуд-тору, 2 еврейских мужских училища, женскую профессиональную еврейскую школа и 3 женских еврейских училища, еврейское кладбище.

В 1912 г. в городе Ромны работало Мелкоторговое еврейское ссудо-сберегательное общество, в 1913 – общество пособия бедным евреям. В 1914 евреям принадлежали 2 аптеки, 6 складов аптечных товаров, баня, 2 булочные, 4 гостиницы, 4 постоялых двора, 2 фотомастерские, единственные в городе синематограф, прачечная, две часовые мастерские, около 50 лавок и магазинов.

Во время Первой мировой войны численность еврейского населения увеличилась за счет высланных и беженцев. В Ромнах действовало отделение ЕКОПО (Еврейского Комитета Помощи жертвам войны). Эта организация была создана в России в 1914 году для помощи евреям — жертвам войны. Ее образование было вызвано появлением с первых же дней войны огромного числа евреев, бежавших или выселенных из зоны военных действий.

В 1917–1922 гг. работал еврейский народный. театр им. И.-Л. Переца. Там работал Ровн-Лейб Заславский – известнейший артист и режиссер. В 1918 г. в городе Ромны при помощи отделения «Культур-Лиги» состоялось открытие народной начальной школы смешанного типа, где занятия велись на идише.

В 1918 г. снова беда – еврейский погром. Тогда был нанесен большой ущерб женской еврейской школе, совершены убийства евреев на железнодорожной станции. В 1919-ом евреи Ромен также пострадали от погромов и грабежей, устроенных частями Добровольческой армии.

Со временем евреи города Ромны снова продолжали вести каждый свое дело. В 1919-ом З.А.Каменецкий занимался мучной и бакалейной торговлей, В.Ш.Смелянский торговал солью, И.Х.Ханин вел оптово-розничную торговлю мучными товарами, В.Е.Айзенберг владел табачной ф-кой (до 1928). На текстильной фабрике 85% рабочих были евреями. В 1919–21 гг. в городе Ромны работали драматическая студия, курсы для взрослых, отделение Евсекции, еврейский детский дом.

В сентябре 1922 и в 1926 г. в Ромнах производились аресты сионистов.
В 1923-ом была организована еврейская сельхозкоммуна (46 мужчин и 15 женщин). В 1925 г. при поддержке Джойнта в Ромнах работала еврейская богадельня. В 1920-х гг. в роменской еврейской школе обучались 600 детей. В русской школе 87% детей были евреями; в школе была создана группа с преподаванием на идише. В 1928-ом в хедерах обучались 90 детей. В 1925–28 гг. в Ромнах действовала подпольная любавичская иешива под руководством Якова Гурари, арестованного в 1928 г. В 1930-х гг. в Ромнах закрываются синагоги, последняя была закрыта в 1938.

Елена Шевченко
Панорама №19-2019