Агрессия России против Украины продолжается, и обозримых перспектив окончания войны пока не видно. Поэтому Украине нужны сильная армия и флот, а это означает увеличение их финансирования и немедленные реформы
Предвыборные билборды многих политиков забиты обещаниями «мира», компромисса и изображениями голубей. С точки зрения политтехнологов, этот ход можно понять – многие украинцы устали от пятилетней вялотекущей войны без обозримых перспектив окончания. Однако в этом случае всем нужно понять – война не заканчивается просто так, она может закончиться тремя вариантами: победой, поражением (капитуляцией) или заморозкой конфликта на неопределённое время. Вряд ли кто-то в здравом уме согласися на капитуляцию, ибо её условия, озвученные правителем России Владимиром ПУТИНЫМ ещё весной 2014 г., фактически могут поставить крест на Украине как на государстве. О том, как выглядит лишь угроза падения государства, все хорошо помнят на примере той же трагической весны 2014 года. Остаётся победа в результате военного варианта освобождения Донбасса или замораживание конфликта. Оба варианта требуют сильных Вооружённых сил, ибо даже замораживание конфликта, т.е. прекращение перестрелок на фронте не устранит угрозу Украине со стороны почти 40-тысячной группировки оккупационных войск и донбасских коллаборационистов.
В 2019 г. на содержание Вооружённых сил, МВД (вместе с Нацгвардией) и СБУ будет потрачено 210 млрд грн.- рекордная сумма за всю новейшую историю Украины. В то же время непосредственно Министерству обороны достанется едва ли половина суммы – 102 млрд грн., что больше на 10, 2 млрд грн., чем в 2018 году. При этом начальник Генштаба Виктор МУЖЕНКО заявил, что минимальная сумма, необходимая военным в 2019 г., составляет 112 млрд грн., т.е. армия недополучит около 10 млрд грн. от минимально необходимого. Но даже из выделенных ей средств 49,6 млрд грн. пойдёт на зарплату военнослужащим, которая с февраля 2019 г. должна возрасти в среднем на 30%. Средняя ежемесячная зарплата контрактника теперь будет составлять 11,6 тыс. грн., а младшего офицера – 16 тыс. грн. таким путём высшее руководство армии и государства пытается остановить серьёзный отток контрактников и офицером из армии – только в 2018 г. он составил едва ли не десятую часть списочного состава Вооружённых сил. Причём уходят обученные, подготовленные в том числе и западными инструкторами бойцы и командиры, что серьёзно ослабляет боеспособность армии.
Действительно, часть проблемы заключалась в довольно низкой зарплате, однако многие из отставников говорят, что оставить армию их принудило отсутствие реформ. Проще говоря, желание служить Родине убивает господство советских рудиментов – безответственность высших офицеров, система «я начальник – ты дурак», бумажная волокита, пьянство и т.п.
Несмотря на войну, сложившаяся за долгие годы система негативной селекции кадров все ещё работает. Украинской армии нужна новая парадигма внутреннего существования, проистекающая из отношений военного козацкого братства, смена уставов, смена системы военного образования и возможности продвижения офицеров, отличившихся на фронте. Достижение стандартов НАТО необходимо не только в параметрах систем вооружения. Руководство государства и армии получило несколько концепций реформирования армии, как от украинских экспертов, так и от западных, но политической воли что-либо решительно менять пока у них нет.
Но Вооружённые силы требуют не только реформ – им нужна новая техника, причём одновременно для сухопутных войск, сил специальных операций, бронетанковых сил, авиации, противовоздушнаой обороны и флота. Только создание нового ракетного щита, т.е. разработка и производство оперативно-тактического ракетного комплекса «Гром-2» и ПКР «Нептун», требуют не меньше 1 млрд долларов. Если каким-то чудом бюджет МО вдруг увеличить на 200%, то и этих средств не хватит. Но если не кормить свою армию, придётся кормить чужую…
Сергей Бондаренко
Панорама №6-2019