Господи, Сохрани Сирию! / На Пути К Рабству / Уроки Мубарака, Каддафи И Асада /
На днях в одном из журналов наткнулся на фотографию разрушенных гражданской войной, идущей в Сирии, городов Алеппо, Хама, Хомс. Сирия – совсем не моя Родина, но в 2003 г. я провел там замечательные две недели, путешествуя автостопом. Это была первая поездка такого рода – возможно, поэтому я так полюбил те места, не знаю. Древнейшая цивилизация, древнейшие города, приветливые люди. Мы были там ранней весной, когда в Украине еще стоят приличные морозы, и это тоже, наверное, сыграло свою роль. Путешествие по местам, которые называют библейскими (Иордания, Палестина, Сирия, немного Турции), новый, не замутненный кретиноскопом взгляд на ислам позволили мне открыть для себя по-новому свою Родину – Украину. Позже эти впечатления легли в основу одной из частей романа «Дядечко на ім’я Бог», который, по сути, открыл мне дорогу в большую литературу.
В Сирия я испытал много светлых переживаний, это было словно медитация, вызванная механическим перемещением по планете Земля и созерцанием неизведанного. К этому располагали все обстоятельства: я путешествовал с очень молчаливым спутником, я плохо говорил по-английски, а по-арабски и вовсе знал всего десятка три слов. К тому же мне хотелось молчать, а, как известно, чем больше молчишь, тем лучше думаешь и чувствуешь.
Конечно же, я мечтал еще раз как-нибудь приехать в Сирию, что и сделал в 2008 г. С трепетом и радостью я прошел через огромный городской рынок Дамаска Аль-Хамидия к мечети Омейядов, побродил по узким старым улочкам. Было такое впечатление, что я вернулся домой.
И вот теперь практически все это лежит в руинах – чудо древней инженерии колеса-нории Хамы, площади и катакомбы Хомса, цитадель Алеппо. Над библейскими местами – грохот орудий и свист пуль. Это место – перекресток цивилизаций. Рядом – иудейский Израиль, контролирующий главные христианские святыни в Иерусалиме («Иерусалим – столица Палестины» – это лозунг боевиков «ХАМАЗа». И не только их); о долгой древней войне за Святую землю гордо напоминают огромные крепости крестоносцев, такие как Крак-де-Шевалье, и рыжеволосые мальчишки-арабы, торгующие сувенирами. Здесь же – древнейшие христианские монастыри, расположенные в поселениях, где до сих пор говорят на древнеарамейском, языке Библии; украшение Дамаска – самая большая суннитская мечеть – мечеть Омейядов, где есть место и могиле Иоанна-Крестителя, и святыне шиитов. Возле шиитской беседки всегда много паломников – ненавидимый Израилем и США Иран совсем рядом, и, возможно, именно поэтому суннитской Сирией уже несколько десятков лет управляют представители алавитов, одного из направлений ислама, которых здесь не более 10%.
Но еще ближе к Дамаску всегда возрождающийся из пепла, словно Феникс, мультирелигиозный Ливан, где даже в парламенте религиозные общины имеют свои строгие квоты, а Бейрут до сих пор пересекает «зеленая линия» перемирия.
Можем ли мы назвать то, что происходит сегодня в Палестине и Сирии, продолжением войны за Святую землю? Если предположить, что в предыдущих Крестовых походах благородства и стремлению к добру и христианской любви у рыцарей было минимум, то, безусловно, да. Они ехали туда за славой и добычей, которых достаточно было по дороге к гробу Господню. Мне искренне жаль Сирию, но не будем спешить с обвинениями в адрес ее врагов – революции и гражданское сопротивление никогда не возникают на пустом месте. Разница между тем, что было в 2003 г., и тем, что я наблюдал в Сирии в 2008 г. – огромна. Особенно экономическая. За пять лет одни, очень немногочисленная группа людей, приближенных по духу и вере к Баширу Асаду, продолжали обогащаться, уровень жизни остальных граждан оставался прежним. Учитывая характер региона, эта бомба не могла не взорваться. Рано или поздно, если есть предпосылки, это всегда происходит. С разным успехом и количеством жертв, в основном невинных; но люди берутся за оружие (конечно, в этом мире всегда для таких мероприятий найдутся помощники). Но другого выхода у людей нет. Никак иначе – ни посредством выборов, которые фальсифицируют, ни посредством демонстраций, которые безжалостно подавляют, ни посредством диалога с властью, который всегда монолог – изменить ничего нельзя. Ты полностью являешься рабом государства – на твоей стороне нет ничего: ни закона, ни оппозиции, ни гражданского общества. Только семья, судьба которой также полностью зависит от злой воли одного человека. Ты одинок перед жестокой машиной, которая, как мясорубка, без судов и следствий может тебя оставить калекой или убить. Чтобы выжить, ты должен подчиняться власти. Демонстрировать любовь. Лебезить. Вилять хвостом. Словом, следовать линии Партии везде, кроме собственной кухни за бутылкой водки или кальяном.
Такая ситуация сейчас в Беларуси; Россия стремительно мчится заключить себя в рамки непротивления и строгого наказания за собственное мнение; настоящее говорит нам о том, что и в Украине совсем недалеко до такого состояния. От парламентских выборов 2012 г. до 2015 г., когда состояться выборы президентские, ситуация очевидно будет только накаляться.
Я не хочу видеть Киев, Львов, Сумы, другие города и села Украины в руинах.
Но кто хотел видеть в руинах Хомс, Хаму, Алеппо?
Но обязательно найдутся те, кто поможет: дадут денег, привезут оружие, раздадут наркотики и водку. И что тогда? Я хочу спросить у Януковича и К: что тогда? Вы действительно считаете, что Башар Асад не думал, что это невозможно? А Каддафи или Мубарак, они что, идиоты? Нет. Но они утратили чувство реальности. Очевидно, то же самое происходит с украинскими чиновниками различных уровней. Они думают, это их не коснется, чуть что, их спасет Россия, Европа, Китай, еще кто. Но от собственного народа никто не спасет – это надо хорошо помнить…
В понедельник, 13 августа, ЦИК закончил регистрацию кандидатов в депутаты по мажоритарным округам в том числе. Борьба предстоит на всех округах Сумщины нешуточная. Затурканный избиратель выходит на большой перекресток: с одной стороны – люди, которые могут и будут ставить лавочки, раздавать билеты на футбол и делать городу и области до выборов другие материально-приятные вещи; однако, победив, они однозначно войдут в союз с Партией регионов. С другой стороны к перекрестку движутся те, кто однозначно не даст Януковичу узурпировать власть и уничтожить страну, но подкупить избирателя им нечем (пока). Совместить первое и второе в полной мере никому не удастся, и перед нами – весьма простой выбор.
Скорее всего, в этих парадигмах и будут развиваться избирательные кампании. На старте шансы у всех равны, но, чем ближе мы все будем к условному перекрестку, тем сильнее будет напряжение, тем сильнее будет боль в ушах от фальшивых и громких и оттого бессмысленно дорогих нот.
И если административное давление будет возрастать, если Партия регионов не остановится перед брутальными фальсификациями (помним 2004 г., помним и 2010 г.), значит, она однозначно пойдет по пути лишения людей выбора. Не только политического – любого выбора, не совпадающего с линией партии. А это значит, что наш перекресток цивилизаций, на котором расположена Украина (православная Россия, католическая Польша, мусульманская Турция), рискует повторить судьбу Сирии. Раздерут на куски и не подавятся. Будьте бдительны. До новых увлекательных встреч. Жизнь прекрасна. Кроме нас, нашу Родину любить некому.