Суми: новини, події, коментарі

Нотехс - будівництво у Сумах

О любви и браке

203

Современная молодежь не спешит оформлять отношения официально, отдавая предпочтение гражданским бракам

Наталия Гончарук

Самый необыкновенный человек, с которым удалось познакомиться за время подготовки материала, – это сумчанка Вера Даниловна ЛЕВИЦКАЯ. В этом году этой женщине исполняется 105 лет. И сегодня она живет одна в небольшой квартире, в гости к ней приезжают родные, близкие, знакомые, но не так часто, как ей этого хотелось бы.
Своего мужа Вера Левицкая потеряла еще на войне, в 1943 г., но после этого так и не решилась выйти замуж во второй раз. «Мы расписались с моим мужем, когда мне было всего 18 лет. До этого два года мы встречались и только ходили друг с другом под руку. Ничего больше парням не разрешалось. Да мы до свадьбы друг друга только по имени отчеству называли. Так получилось, что в свое время мне за любовь пришлось бороться. Мой отец, Данила Михайлович, был против и сулил мне в женихи более старшего, интеллигентного и состоятельного. Он сам на 15 лет был старше моей матери, Софьи Михайловны. А мне хотелось быть наравне с моим мужем, а не зависеть от него, не бояться его. Чтобы мной не командовали», – вспоминает Вера Даниловна.
Растрогать своего отца девушке удалось только благодаря письму, отправленному любимому человеку, из дома родной тети. После благословения отца Вера Даниловна и ее избранник Анатолий отправились в сельсовет и расписались. «Это было 26 декабря 1926 г. Никакой свадьбы тогда не было, это была простая формальность. А я решила, что мы обязательно должны обвенчаться. И мы, опять же тайно уехали к моей тете и обвенчались в сельской церкви. Конечно, без торжества и гуляний, потому что в то время и нас, и наших родителей за подобные выходки могли арестовать. Потом мы переехали в свою квартиру и только после этого стали жить вместе», – так о своей первой близости с мужем вспоминает Вера Левицкая. После этого родились сын Валерий и дочка Лариса. Когда началась война, оба Левицких работали на Краснозвездинском рафинадном заводе: он — бухгалтером, она — воспитателем в детском саду. В 1943 г. Вера Даниловна получила весточку из фронта о том, что ее муж пропал без вести. «Он на фронт пошел добровольно, хотя у него и была возможность остаться с семьей. И стрелять он не умел. После его смерти у меня было много забот: двоих детей воспитывать, маме помогать с младшими братом и сестрой. Когда я потеряла мужа, мне было всего 34 года. Меня много раз спрашивали, почему же я не вышла еще раз замуж. А я всегда говорю, что мне просто было некогда. Всегда хватало забот и дел, даже сегодня их у меня очень много», – убеждена Вера Даниловна. Единственное воспоминание о муже Анатолии — черно-белая фотография, сделанная в 1941 г., которая до сих пор висит над ее кроватью.

Без штампа

Гражданский брак, или скорее сожительство без официального оформления союза, стал очень популярен в независимой Украине, это одна из модных тенденций ХХI века.
«Я считаю, что пожить вместе и попробовать ужиться в бытовых условиях сегодня просто необходимо. Ничего зазорного в таком браке нет, мы не в Советском Союзе. Поначалу родители, которые жили в другую эпоху, относились к этому с непониманием. Но сегодня уже никого и ничем не удивишь. А когда вы убедитесь, что это именно ваш человек, то можно устраивать свадьбу, по всем правилам и канонам», – считает Ольга ПРИХОДЬКО, которая со своим парнем живет таким образом вместе около трех лет.
Тем не менее, традиционные свадьбы своей популярности тоже не теряют, и все больше пар решается венчаться. Свадебный бум сегодня отмечается среди родившихся в 80-90-х гг.
«Отношения у современной молодежи намного откровеннее и быстрее развиваются. Наверное, именно этим мы отличаемся от наших родителей. Есть пары, которые уже после недели знакомства готовы идти под венец. Если девушки готовы к семейной жизни уже в 18 лет, то парни раньше 20-25 пяти всерьез об этом не задумываются», – уверена Ольга. Современная молодежь действительно не спешит вступать в брак. Вот данные статистики: средний возраст женщин, вступивших в первый брак в 2011 г. составляет 24 года, мужчин — 26-27 лет, тогда как в 1989 г. этот показатель составлял 22 года у женщин и 24 года — у мужчин.

Комсомол в благословение

Если обратиться к поколению Советского Союза, то большинство воспитанных комсомолом в этот период отмечают серебряную годовщину свадьбы. Благословение партии и комсомола для брака имело значение.
В советское время свадьбы были не такими пышными и лишались всякой обрядности. В частности, невеста сняла с себя нарядное платье. Появилась практика празднования безалкогольных свадеб, свадеб в кругу рабочего коллектива. По данным Википедии, в 1926 г. власти официально признали существование не зарегистриванного, «гражданского» брака — теперь свадьбы играть стало совсем не нужно. После Второй мировой войны возвращается обязательная регистрация брака, меняется облик невесты, которая вновь надевает на себя фату и белое свадебное платье. Советская власть старалась ввести новые форма свадебной обрядности, которые отвечали бы политической идеологии. В церквах уже не венчаются, вместо этого строятся Дворцы бракосочетаний (дворцы счастья, как называли их в советское время), выпускаются брошюры «Гигиена брака», возникает традиция играть свадебный марш Мендельсона.

Физика любви

Дружеская привязанность, взаимное уважение и интерес между известными физиками Марией СКЛОДОВСКОЙ и Пьером КЮРИ незаметно для самих ученых переросли в более глубокое чувство. Когда 35-летний Пьер сделал Марии предложение, она попросту растерялась. Склодовской было 26 лет (в те времена это возраст старой девы), а кроме того, брак с французом казался ей чуть ли не изменой родине. 26 июля 1894 года состоялось их бракосочетание. Они скромно зарегистрировались в мэрии — отказались от венчания, обручальных колец и праздничного застолья. А все имущество молодых составляли два велосипеда, на которых супруги Кюри отправились в романтическое свадебное путешествие. За достижения в области исследований радиоактивности в 1903 году супруги Кюри были награждены Нобелевской премией по физике, они стали признанными учеными с мировыми именами, а Пьера назначили руководителем кафедры физики в Сорбонне. Вместе с женой Пьер в 1898 году открыл полоний и paдий, исследовал радиоактивное излучение и ввел в научный обиход термин «радиоактивность». 15 апреля 1906 года Кюри погиб под колесами автомобиля, Мария погрузилась в работу.
Она сама разработала методы радиоактивных измерений. Благодаря научным исследованиям и открытиям Марии Склодовской-Кюри, были созданы первые медицинские рентгеновские установки. Вторую Нобелевскую премию в 1911 году Мария получила одна, хотя номинировались на нее оба супруга: так она пожелала. Так что вторично Пьер стал лауреатом Нобелевской премии посмертно. Мария скончалась в 1934 году, по-видимому, от лучевой болезни, хотя тогда врачи просто не знали такого диагноза. А в 1995 году супруги вновь объединились — их останки были перенесены в парижский Пантеон и похоронены рядом.

Любовь как музыка

Первое впечатление о Жорж САНД у Фредерика ШОПЕНА было скорее негативными: после короткого разговора с ней он заявил, что считает эту женщину далеко не симпатичной. И лишь полтора года спустя его мнение изменилось. Казалось, у этой пары нет ничего общего: он – интеллигентный, спокойный, она же – вспыльчивая и волевая. Тем не менее, они были счастливы вместе и смирились с недостатками друг друга. Ради любимого Жорж на время забывала свои мужские костюмы и надевала платья. На первых свиданиях робость мешала Фредерику вымолвить хоть слово, он просто играл на фортепиано, а восхищенная Жорж Санд сидела у его ног и предавалась грезам. Ей казалось, что она наконец-то нашла того, кого искала. В 1838 году, чтобы поправить здоровье Шопена, Жорж Санд приняла решение уехать в Испанию — целительный климат Майорки полезен для легких. Однако Майорка встретила влюбленных проливными дождями. Шопен чувствовал себя совсем плохо. Из возлюбленной Жорж Санд превратилась в сиделку. Они прожили вместе еще 8 лет. Друзья порой удивлялись, насколько большую власть над Шопеном она имеет. Ее мнение по любому вопросу он принимал за истину, даже если до этого отстаивал прямо противоположные взгляды. Однако Жорж давала Шопену не меньше, чем брала, — за время их романа Шопен написал свои лучшие произведения. Расстались они в 1847 году, спустя 10 лет после первой встречи. Жорж Санд пережила Шопена на 27 лет и умерла в 1876 году в 72-летнем возрасте.