Седьмого июня исполнится четыре года со дня инаугурации президента Петра ПОРОШЕНКО. До очередных выборов главы государства осталось меньше года , поэтому самое время подводить определённые итоги его президентства как за последний год, так и за весь срок правления. Безусловно, эта статья не претендует на полное освещение всей деятельности президента.
В поисках царя
«Вот приедет барин, барин нас рассудит» – именно в парадигме этой известной цитаты до сих пор вращаются ожидания результатов работы высших чиновников государства, в том числе президента. Граждане непоколебимо уверены в том, что от президента зависит чуть ли не все в государстве и достаточно ему пальцем пошевелить – все изменится к лучшему. А если не шевелит, значит – негодяй. Подобная система действительно выстроена в России, где решения принимает один человек с известным именем. Однако в Украине реальная политика работает по-другому – от президента и его решений зависит далеко не все и не всегда. За кулисами украинской политики стоят олигархи разного калибра – и далеко не каждый украинец сможет назвать хотя бы первых десяток их фамилий, региональные элиты и т.д. и т.п. Руководство Украины также вынуждено прислушиваться к мнению западных партнёров, без средств и оружия которых финансовое и военное положение в Украине было бы намного хуже нынешнего. Обо всем этом стоит помнить, пытаясь понять, что же сделал и чего не сделал глава государства.
Кривое зеркало
На оценку деятельности президента, безусловно, влияют олигархические СМИ и группы в социальных сетях. Первые по распоряжению хозяев канала и топ-менеджмента напрочь забыли о журналистской этике и требовании беспристрастного освещения деятельности политиков. Не надо быть очень наблюдательным, чтобы понять, что против нынешнего президента как рупор пропаганды работают каналы 1+1 (принадлежит Игорю Коломойскому), 24-й канал ( большинство акций принадлежит жене лидера «Самомощи» и мэра Львова Андрея САДОВОГО), NewsONE (аффилирован с депутатом-оппоблоковцем Евгением МУРАЕВЫМ), телеканал ZIK (до марта 2018 г. принадлежал олигарху Петру ДЫМИНСКОМУ). Но если в прямом телеэфире ещё доводится соблюдать хоть какие меры приличия, то в десятках антипрезиденских групп в Facebookе и работающих вместе с ними сайтах-«сливных бачках» даже необъективная критика Порошенко заменена разносортными фейками, демотиваторами на него далеко за гранью приличия с нецензурщиной и т.п. Все инициаторы этого фейсбучного «добра» неизвестны, но нет сомнения в том, что они богаты. Фамилия одного вполне может звучать как Александр ОНИЩЕНКО – тот самый беглый олигарх, который ранее признавался, что организовал подобную чернушную инфокампанию против бывшего премьера Арсения ЯЦЕНЮКА и уничтожил его рейтинг. И проблема существования такой системы даже не в личности Порошенко – по заказу она способна раздавить любого украинского политика, а значит, ее нужно менять.
Три достижения
Выступая в мае 2018 г. в Хмельницком, Пётр Порошенко назвал три свои ключевые достижения на посту президента. Это усиление украинской армии, подписание Соглашения об ассоциации с ЕС и безвизовый режим более чем с 100 странами.
С этим утверждением на первый взгляд можно согласиться. Приоритет президента во внешней политике и обороне закреплён Конституцией, да и этого требуют нынешние реалии страны, находящейся в состоянии войны. Стоит вспомнить, что Революция Достоинства в немалой мере стала реакцией на отказ бывшего президента Виктора ЯНУКОВИЧА подписать Соглашение об ассоциации Украины с Евросоюзом. Тогда, в конце ноября 2013 г., казалось, что расстояние Украины до Европы мгновенно выросло до расстояния полёта к Луне. Само Соглашение об ассоциации подписал Александр ТУРЧИНОВ в марте 2014 г., но, чтобы оно стало реальностью, за следующие три года Петру Порошенко действительно пришлось приложить немало усилий. Россия и её союзники в Европе активно мешали этому процессу – стоит только вспомнить референдум в Нидерландах 2016 г., который, по их задумке, должен был заблокировать вступление в действие Ассоциации. Пришлось преодолевать и противоречия среди членов Евросоюза, особенно по вопросу безвизовых поездок. Получение безвиза с ЕС открыло дорогу для переговоров с другими странами, и теперь по биометрическому паспорту можно без препятствий ездить в 128 стран мира.
Укрепление армии в условиях войны – критическая необходимость для страны. Президент, как Верховный главнокомандующий, действительно уделяет этому вопросу немало времени и часто бывает на фронте. Улучшение ситуации в армии по сравнению с июнем 2014 г. действительно произошло – как количественное, так и качественное. Рост количества боеспособных частей, восстановление военной инфраструктуры, постоянные учения войск вместо пребывания в казармах – не заметить этого невозможно. Но в то же время реформа армии, которая позволила бы перейти ВСУ на стандарты НАТО и наконец изгнать из штабов и казарм совковый дух идиотизма, дедовщины и повального пьянства, все ещё не произошла. Также остаётся нереформированной система создания и закупки новых вооружений в соответствии с современными реалиями. Изменить за четыре года такой консервативный институт, как Вооружённые силы, весьма сложно, и трудно сказать, можно ли было сделать больше…
Сторонники президента также записывают в его актив ни много ни мало как сохранение страны как таковой. Действительно, в 2014 – начале 2015 гг. Украина очень часто была близка к распаду и утрате государственности. Без сомнения, заслуга президента в её сохранении немалая, но не меньше сделали и активные граждане, сражавшиеся на фронте, помогавшие армии и просто воздержавшиеся от массовых акций протеста в дни, когда курс гривны из-за войны стремительно падал, банки лопались, а цены и коммунальные тарифы не менее стремительно росли.
Война, Минск и миротворцы
Критики президента ставят ему в вину его предвыборное обещание закончить АТО за часы, а не месяцы. Реалисты же понимают, что сказано это было в ситуации, когда окончательно было неясно, насколько глубоко Россия готова втянуться в войну на Донбассе. За четыре года за Петром Порошенко прочно закрепилась репутация сторонника дипломатического окончания войны – он был и остаётся приверженцем Минских соглашений, а в последние два года – введения на Донбасс миротворцев ООН или ЕС. За прошедший год реализовать последнюю идею президенту не удалось, несмотря на немалые усилия. Причина одна – президент России Владимир ПУТИН не согласен на введение миротворцев по варианту, предложенному Украиной. Украинский президент уверен, что военного решения у войны на Донбассе нет, и тут его можно понять – ввязаться в крупномасштабный конфликт с Россией -означает поставить под угрозу существование страны в её нынешнем виде, жизни сотен тысяч человек и тот минимальный рост экономики, который наблюдается последние полтора года.
Без Вашингтонов
Многие политологи и активные граждане называют главным разочарованием правления Петра Порошенко то обстоятельство, что он за эти годы не стал национальным лидером, так сказать, «новым Вашингтоном», могущим вести нацию вперед. С одной стороны, это так – рейтинг президента за четыре года опустился с приличных 55% до скромных 7-5%. С другой стороны, вряд ли кто-то из других кандидатов в президенты образца мая 2014 г. с неплохим рейтингом смог бы стать тем самым Вашинтоном. Все они являются политиками старой волны, привыкшими к византийской модели работы, – далёкой от публичности среде подковерных интриг. В то же время ситуация требует новых политиков, но таковых общенационального масштаба пока не видно.
С другой стороны, Пётр Порошенко первым из пяти президентов Украины решился на эпохальный шаг – децентрализацию финансов и власти. До этого все главы государства постоянно пытались усилить полномочия центральной власти – при Викторе Януковиче это стремление достигло абсурда. Реформа децентрализации за последние три года действительно идёт, ситуация в новых громадах меняется, и не замечать этого нельзя. Более того – Пётр Порошенко был готов полностью изменить систему власти в стране, ликвидировав государственные администрации и передав всю власть исполкомам советов, но соответствующие изменения в Конституцию в 2015 г. не поддержал парламент.
Остаться на плаву
Четвёртый год президентства Петра Порошенко оказался для него довольно непростым. Осенью 2017 г. казалось, что оппозиционные политики, причисляющие себя к патриотам, смогли объединится под требованием его отставки и проведения досрочных президентских выборов. Основным публичным двигателем этой кампании стал экс-президент Грузии и экс-глава ОГА Одесской области Михаил СААКАШВИЛИ, а непубличным – олигарх Игорь КОЛОМОЙСКИЙ. Последний воюет с нынешней властью уже три года, с момента отставки с поста главы ОГА Днепропетровской области. Несмотря на такую мощную кампанию, своей цели она не достигла – общенациональной поддержки лозунг отставки президента, замаскированный под «импичмент», не получил; Михаил Саакашвили был выдворен из страны; протест маргинализировался, а лагерь протестующих без особых последствий был ликвидирован полицией. Однако все произошедшее ещё больше расширило пропасть недоверия между властью и частью народа вообще, а также между президентом и частью тех, кто готов называть себя патриотами.
Кадровые проблемы
Кстати, слабость коммуникаций с обществом – это ещё одна неудачная черта политики нынешнего президента, как и кадровая политика (см. Главное – избирательная реформа). Наиболее показательна в этом случае история Михаила Саакашвили, которого президент приблизил к себе, а потом внезапно лишил гражданства, чем спровоцировал горячего политика на кампанию протеста. Показательно здесь и последнее назначение президента – главой Хмельницкой обладминистрации в мае стал Вадим ЛОЗОВОЙ, который известен как соратник народного депутата, экс-регионала Александра ГЕРЕГИ.
Печальное состояние нынешней правящей коалиции в парламенте известно всем, оно в значительной мере за минувшие годы было создано в том числе и руками президента. Стоит только вспомнить интриги против премьера Арсения ЯЦЕНЮКА, закончившиеся его отставкой. Нечто подобное в 2017 г. планировалось и отношении премьера Владимира ГРОЙСМАНА, который стал слишком независимым от президента. Но в этот раз комбинация не удалась по многим причинам.
Год пятый
Как международные партнёры Украины, так и многие внутри страны упрекают Петра Порошенко в недостаточной борьбе с коррупцией. Усилить её в последний год президентства он может, употребив все своё немалое влияния для создания специализированного антикоррупционного суда. За этот год президент вполне может выполнить и ещё одно своё обещание образца 2014 г. – добиться голосования в парламенте избирательной реформы, согласно которой нардепы будут избираться по открытым партийным спискам. Также в его силах наконец сменить состав Центральной избирательной комиссии. Сильным шагом может стать получение украинскими православными церквями томоса на создание единой автокефальной православной церкви, которое было инициировано президентом два месяца назад. Майские президентские рейтинги говорят о том, что шансы на переизбрание у него есть, хотя и минимальные. Залог этого – действительно сделать последний год своего президентства «золотым», исполнив многие из других предвыборных обещаний, за четыре года так и не ставших реальностью.
Главное – избирательная реформа
Фонд «Демократические инициативы» им. Илька Кучерива в конце мая опубликовал результаты экспертного опроса под названием «Четвертый год президента Петра Порошенко». Деятельность в период с 16 по 23 мая 2018 г. президента анализировали 55 политэкспертов по 10-балльной шкале. По их мнению, президент лучше справился с внедрением внешней политики (6,5 балла), хуже всего – с реализацией кадровой политики (3,2). Взаимодействие г-на Порошенко с парламентом оценили в 5 баллов, взаимодействие с правительством – 5,2 балла, выполнение функций гаранта Конституции, прав и свобод граждан – 4,8 балла, урегулирование войны в Донбассе – 4,9 балла, взаимодействие с обществом – 3,6 балла, проведение реформ – 4 балла, выполнение предвыборных обещаний – в 3,5 балла. По мнению экспертов, главным достижением Порошенко за это время является безвизовый режим между Украиной и ЕС. В то же время самой большой неудачей гаранта является отсутствие прогресса в борьбе с коррупцией и блокировке запуска Антикоррупционного суда.
Эксперты считают, что основной задачей Порошенко на пятый год президентства во внутренней политике должно быть инициирование избирательной реформы в Украине. Также они советуют президенту осуществлять реальную борьбу с коррупцией, завершить судебную реформу и способствовать созданию специализированного антикоррупционного суда.
Врезы
На первую Петр Порошенко оказался политиком старой школы
На вторую Ключ от окончания войны на Донбассе находится в Кремле, а не у президента Украины
Фото из открытых источников
Подпись под фото на первую
Туманное будущее. Шансы на переизбрание Петра ПОРОШЕНКО президентом в 2019 г. еще есть, но пока они остаются минимальными
Сергей Бондаренко, “Панорама” №23