Суми: новини, події, коментарі

Нотехс - будівництво у Сумах

Леонид ШУВАЕВ: «Если профессию конструктора выберут мои дети, это будет результативно»

546

Руководитель конструкторского бюро поршневых компрессорных станций АО «ВНИИкомпрессормаш», который входит в состав лидера машиностроения Украины концерна «НИКМАС», Леонид ШУВАЕВ по династии перенял пост своего отца на предприятии, где провел свою молодость и получил любимую профессию. Сегодня он руководит конструкторским отделом, который занимается разработкой сложных, уникальных машин. Сегодня он рассказывает о перспективах предприятия, планах на ближайший год, своих уникальных разработках и ситуации в машиностроении в целом.

О семейном деле

r: Почему вы выбрали для себя профессию конструктора и как в пришли в машиностроение?

Леонид Шуваев: Мой отец занимался конструированием поршневых компрессоров, тем же, чем сегодня занимаюсь я. Он работал на том же предприятии. Практически в том же отделе. Есть разница в названии, но сути это не меняет. Хоть наши должности отличаются, но фактически я перенял его дело и сейчас на том же предприятии занимаюсь той же работой, что и мой отец несколько десятков лет тому. Я на этом предприятии, можно сказать, с юношеских лет. Когда мы были маленькими, мы приходили сюда с братом, и я наблюдал за тем, как работают люди и что здесь делают. Это было очень перспективное предприятие – всесоюзный научный институт с интересными и сложными проектами. Мне это было интересно. Поэтому я поступал в наш политехнический институт, тогда еще только филиал Харьковского. А заканчивал уже Сумской государственный университет. Профессию получил по направлению “компрессоры и пневмоагрегаты”, связанную с агрегатами для сжатия воздуха, газов. Начинал работать в испытательной лаборатории «ВНИИкомпрессормаш» в качестве слесаря-сборщика, простым рабочим еще во время своей студенческой практики. Это для меня стало хорошим опытом. Тогда производили разнообразные машины различной сложности. Я непосредственно участвовал в их испытании, видел, какие проблемы возникают. После выпуска уже пошел работать в отдел поршневых компрессоров, по своему направлению. Здесь с 1996 года. Очень доволен работой и своим выбором.

r: У вас есть брат, с которым вы приходили к отцу. Он тоже стал конструктором?

Л.Ш.: Он тоже конструктор, но занимается насосами. Заканчивал тот же вуз, что и я. Работает немного с другими агрегатами. У него насосы, у меня – компрессоры. Мы работаем со сжатым воздухом, газами, а он – с жидкостями.

r: Хотели бы, чтобы ваши дети пошли по стопам отца? Продолжили династию машиностроителей?

Л.Ш.: Если бы мои дети выбрали для себя мою же профессию, это была бы передача по династии, что, я считаю, всегда хорошо. Мне есть что передать, и очень хочется не растерять знания. К тому же это было бы результативно. Я в их возрасте (старшему сыну 10 лет, младшему – 3,5) кем только не мечтал быть, а стал конструктором.

О тонкостях профессии

r: Чем занимается конструктор?

Л.Ш.: Работа в конструкторском отделе – это разработка чертежей, конкретных технических решений по созданию компрессорных установок. Мы придумываем то, что потом воплощается в металле. Молодым сначала поручают простые сборки, они учатся проектировать и перенимают опыт. Потом задачи постепенно усложняются. У тебя все больше и больше получается. Я пришел сюда к отцу, поэтому у меня был лучший наставник. Сегодня мы разрабатываем не просто поршневые компрессоры, но и передвижные компрессорные станции. По причине ограниченности человеческих ресурсов мы объединяем эти два направления.

r: За все время работы в концерне «НИКМАС» вы разработали не одну машину. Ваш особенный проект, каким своим решением гордитесь?

Л.Ш.: В каждом проекте есть решение, которое радует конструктора. Пришло озарение, удалось изготовить детали, воплотить агрегат в жизнь. В каждой машине есть узлы, которые приносят удовлетворение. В каждой! Нет такого, чтобы какая-то машина проскочила незаметно, неинтересно. Все требует совершенствования, доводки.

r: Вы работаете с серийной продукцией или исключительно с индивидуальными заказами?

Л.Ш.: Для любого предприятия выпускать серийную продукцию – это удобно, приносит гарантированный доход. Все стремятся получить гарантированное серийное производство. Не всегда это получается. Но всегда серии предшествует создание первого опытного образца, который должен быть разработан, испытан, усовершенствован, и только после этого принимается решение о запуске серии. Вот этим в основном и занимаются конструкторы. Когда машина идет на серийное производство, для конструктора там нагрузка немножко меньше. А когда создается сложная машина, главный образец, вот тут и возникает масштаб работы. Бывают очень сложные машины, которые требуют полной мобилизации умственных и человеческих ресурсов.

r: Расскажите о передвижных компрессорных станциях, которые стали достижением прошлого года.

Л.Ш.: Передвижные компрессорные станции – это новая разработка, которую мы делали для нефтегазового комплекса Украины. Это совершенно новая машина. Первые машины были сконструированы еще в 2016 г. Они успешно работают. После чего мы выиграли тендер еще на 9 таких машин.

r: В чем их уникальность?

Л.Ш.: Дело в том, что, чтобы получить нефть или газ, которые залегают в недрах, нужно создать высокое давление, которое вытеснит нефть и газ с глубины 3-4 км. Для этого необходимы агрегаты с довольно высоким давлением. Наша разработка передвижных компрессорных станций позволила увеличить конечное давление до 250 атмосфер! Плюс машина должна работать в полевых условиях, где нет постоянного энергетического ресурса, добраться в самые труднодоступные места зимой и летом. Со всеми этими задачами мы справились. Эта передвижная компрессорная станция позволяет реанимировать старые скважины и активизировать процесс добычи.

Уникальность этих машин в том, что новые станции теперь азотные, ввиду повышения требований безопасности. Инертная среда, закачиваемая ими в пласт, снижает пожароопасность процесса нефтегазодобычи. Станция достаточно сложная. Много сил потрачено на ее разработку, производство деталей и испытание.

r: Сколько месяцев/лет тратится на разработку подобных станций?

Л.Ш.: Если это машина с принципиально новыми параметрами, то от первой линии до первого образца, который станет на испытание, пройдет порядка 7-10 месяцев. От конструкторских разработок до воплощения в металле в среднем уходит около года. Образец нужно не только создать, но и проверить в эксплуатации, испытать, внести изменения в конструкцию, усовершенствовать. В этот период конструкторы осуществляют весь авторский надзор, сопровождение и своевременную корректировку по совершенствованию конструкции, чтобы следующие машины были только лучше.

r: На этапах уже изготовления деталей, сборки, испытаний как часто вносятся корректировки?

Л.Ш.: Практически каждый образец в ходе испытаний имеет отличия. Редко бывает так, чтобы машина была сделана без корректировок. Это очень сложно. Это не простое устройство, у которого две детали. Тут тысячи деталей, множество узлов. Станция имеет порядка 20 систем, которые обеспечивают ее жизнедеятельность и работоспособность. Поэтому неизбежно происходит ее доработка, совершенствование.

r: Вы не только конструируете новые машины, но и модернизируете уже существующие. Какая работа вам больше по душе?

Л.Ш.: Заказчик довольно часто просит модернизировать машины, которые есть на предприятии. Модернизация машин, которые частично или полностью выработали свой ресурс, – это часть нашей работы. Для заказчика в модернизации есть своя выгода. Новая машина стоит дороже, и не всегда есть на нее средства. Конечно, когда проектируется новая машина, это всегда интереснее. Художнику ведь тоже интереснее рисовать новую картину. Рынок диктует свои условия, поэтому приходится заниматься и этим. Не стоит забывать, что модернизация – это модернизация. Машина остается на том уровне, пусть даже оснащена новыми системами. Новая машина – это новая машина, машина сегодняшнего дня и перспективы.

r: С темпами вашей работы и загрузкой заказами удается ли расслабится?

Л.Ш.: У нас в бюро небольшой состав, поэтому некогда расслабляться. Все время в тонусе. Сам себе поставил задачу и практически сам ее выполняю. Для наших объемов пять человек в конструкторском бюро недостаточно. Для 90-х гг. этого было бы достаточно. Но сейчас сложность машин только возрастает, и нужно больше ведущих специалистов, которые смогут эффективно работать и разрабатывать новые машины. Заказов настолько много, что мы просто физически не успеваем их выполнять. Нужны квалифицированные конструкторы и инженеры.

r: Вы довольно остро ощущаете проблему с кадрами?

Л.Ш.: Да. Проблема есть. Еще на этапе выбора профессии. На конструкторские специальности идет очень мало людей. Во-вторых, подготовка в вузах не самая лучшая. После выпуска молодые специалисты приходят не совсем подготовленными. Их приходится готовить на месте с нуля. Уже здесь на предприятии он проходит свой университет. Фактически именно здесь он и получает профессию. Вуз не дает ему профессию.

О достижениях и планах

r: Если говорить о 2017 г., чего удалось добиться конструкторам концерна «НИКМАС»?

Л.Ш.: Прошлый год был для нас довольно напряженным. Мы выполнили два мощных заказа. Это передвижные компрессорные станции, о которых мы уже упомянули, и устьевые газовые установки, которые упрощают добычу газа. Это машины с газовым приводом, что для нас составляло новизну и техническую, и производственную. Их разработка и освоение в производстве требовали мобилизации всех наших ресурсов. Справились. Машины отгружаются, начинается эксплуатация. Это машины с газопоршневым приводом, которые «ВНИИкомпрессормаш» еще не разрабатывал.

r: Какие планы ставите на 2018 год?

Л.Ш.: Те машины, которые мы смогли сделать в прошлом году, являлись опытными образцами, и теперь в планах поставить их на серийное производство. Работы достаточно, поэтому планируем работать усиленно и на перспективу.

ИД