Между ямой и колдобиной на Сумщине
Почему на дороги Сумщины выделяются сотни миллионов гривен, но их состояние продолжает ухудшаться
Сергей Бондаренко
«Не дороги, а направления» – этот популярный эмфемизм вполне применим к дорогам не только Сумщины, но и всей Украины. За последние два года из-за жесткого дефицита средств ситуация еще ухудшилась. Небольшой «свет в конце туннеля» дорожники обещают к концу 2016 г., но до реальных изменений в качестве дорог в области все еще далеко. В Сумах с дорогами несколько лучше, нежели в области, но ям, колдобин, а также разбитых тротуаров и растрескавшихся бордюров хватает и здесь.
Одни направления
«За последние два года дороги в области убили совершенно. На Полтаву и раньше она была не ах, а сейчас вообще даже между ямами не проехать, настолько их много. Наверное, дорога самая разбитая в области. Да и на Харьков – если, само собой, не брать дороги в некоторые села. Там вообще иногда проще, когда нет дождей и грунт твердый, ехать вдоль дороги по полевке или по обочине. Вообще, подвеска БАЗа разбивается за несколько месяцев», – делится впечатлениями сумчанин Олег, который работает водителем на рейсовых автобусах, колесящих по Сумщине. Мнение профессиональных водителей – всегда своеобразный индикатор, поэтому мы обращаемся к нему не в первый раз. По мнению Олега, «нормальных дорог в области нет вообще», хотя он соглашается, что в Полтавской области есть участки, где ситуация еще хуже, чем в Сумской области. Да хотя бы взять тот же участок от границы Сумской области до Пирятина, на котором многие сумчане и транспортные компании убивают свои машины. Руководитель Службы автомобильных дорог Сумской области Иван РОМАНЮК говорит, что уже много лет подряд средств на ремонт дорог выделяется недостаточно. Поэтому почти 80% дорог области уже практически потеряли свою несущую способность – в свое время у них были пропущено несколько межремонтных сроков. Теперь же их в буквальном смысле давят еще и тяжелые грузовики – при плановой нагрузке не больше 20 тонн многие фуры сейчас везут и все 60 тонн – отсюда и колеи на асфальте. Большинство дорог местного значения в советские времена «всеобщего благоденствия» строились как «черные» – на основе щебня и битумной смеси, а значит, для современных нужд они вообще непригодны. Однако поточным и ямочным ремонтом делу не поможешь – это как легкое жаропонижающее для больного, находящегося в коме после серьезной аварии. Нужно капитальное строительство, а средств для этого нет. Согласно предварительным оценкам, в области нужно капитально ремонтировать по 500 километров дорог в год. По словам Ивана Романюка, подобный ремонт по нынешним ценам и украинским стандартам стоит 6 млн грн. Таким образом, в год только для капитальных ремонтов необходимо не меньше 3 млрд грн. А если к этой сумме прибавить еще и эксплуатационное обслуживание… Но в 2016 г. на ремонт и эксплуатацию дорог было выделено 215 млн грн. – как говорится, почувствуйте разницу… Однако после перераспределения средств Кабинетом министров часть средств, предназначавшихся для эксплуатационного содержания дорог, была якобы перераспределена на капитальный ремонт. Идея здравая и европейская – лучше строить новое, чем латать старое. Однако в итоге перераспределенные средства на капитальный ремонт для Сумщины так и не добавили. В итоге на все раходы осталось 152 млн грн., тогда как в 2015 г. было на 24 млн меньше. Но из всех средств на капитальный ремонт пойдет 64 млн. грн., а на эксплуатационное содержание и ямочный ремонт – 89 млн грн. Из этой суммы непосредственно на аварийный ремонт выделят всего 42 млн грн. – это на 18 районов… Иван Романюк утверждает, что по-другому нельзя – уж слишком много дорог в области требуют хотя бы ямочного ремонта. А еще необходимы средства на очистку дорог зимой и дорожную инфраструктуру. «Одних дорожных знаков в области в год нам приходится менять и устанавливать 1300 в год – так было в 2015 г. Воруют или расстреливают из ружей. А на каждый знак с установкой тратим не меньше 500 гривен», – говорит Иван Романюк. Своеобразный топ самых разбитых дорог в области от главного дорожника выглядит примерно так. На первом месте трасса Сумы-Полтава, на втором – Харьков-Ахтырка, а замыкает тройку участок дороги Богодухов–Краснополье–Ахтырка в Великописаревском районе, прилегающий к Харьковской области. Далее идут белопольский участок дороги Батурин-Конотоп-Сумы, глуховский участок шоссе Путивль – Глухов, роменский участок дороги Сумы–Киев (после Ромен).
Из всего этого в 2016 г. капитально отремонтировать планируют дорогу на Полтаву и мост на ней. Повезло и участку киевской трассы от Ромен до границы области. Благодаря содействию члена транспортного комитета нардепа от Сум Александра СУГОНЯКО в Полтавской области на ремонт дороги от границы Сумщины до Пирятина выделено больше 100 млн грн. Так что дорога до Киева к концу 2016 г. для жителей области станет намного приятнее.
Кроме того, на выделенные средства отремонтируют два моста – на дороге Киев-Сумы-Юнаковка и Сумы-Мирополье-Осоевка. На оставшиеся средства проведут капитальный ремонт 3 км дороги Шостка-Кролевец и 8 км на подъезде к КПП «Николаевка» – КПП «Катериновка». Вот и все…
На оставшиеся 42 млн грн. залатают ямы на наиболее разбитых дорогах в районах – окончательного плана, где и что будут делать, у Ивана Романюка на данный момент нет, дороги все еще обследуются комиссиями. «Делаем все возможное», – говорит он. Первые три месяца этого года средства дорожникам вообще не поступали, поэтому накопились значительные долги по зарплате и оплате за расходные материалы. После смены правительства деньги пошли, и сейчас дорожники понемногу выходят из долгов и готовятся к большому сезону ремонтов. «Поддерживаю идею создания Дорожного фонда. Также необходимо принять программу развития дорог в Украине хотя бы на несколько лет вперед, чтобы средства из нее выделялись каждый год автоматически и соразмерно между областями»,- говорит он.
Идеи и реализация
Впрочем, областные власти в 2015 г. перестали надеяться на милость из Киева и проявили собственную инициативу. Сумская ОГА обратилась к Кабинету Министров за разрешением использовать на ремонт дорог сверхплановые поступления от таможни, как это делается в Одесской и Черновицкой областях. Также депутатам облсовета было предложено создать областной дорожный фонд, из которого бы выделялись дополнительные средства на ремонт дорог. Однако ни первая, ни вторая инициативы по разным причинам пока не реализованы.
Кстати
Сумские дороги попали в ТОП-10 наихудших дорог в Украине. Согласно рейтингу организации «Слово и дело» на основе данных «Укравтодора» (конец 2015 г.) дороги Сумщины оказались одними из худших в Украине.
Первое место по степени повреждения дорожного полотна заняли Одесская и Ивано-Франковская области, где в критическом состоянии находится около 50% дорог. Во Львовской области таких дорог – 46%, в Черновицкой – 44%, в Николаевской и Харьковской – 41%, в Сумской и Хмельницкой – 40%, в Тернопольской, Закарпатской и Ровенской областях – 35% дорог. Лучше всего дела обстоят в Киевской и Житомирской областях – там повреждено 13% и 21% полотна соответственно.
Сумские реалии
Если бы подобный рейтинг проводился среди областных центров страны, то Сумы в ТОП-10 худших наверняка не попали бы. Состояние городских дорог в среднем несколько лучше, чем в области. Тем не менее, разбитого дорожного полотна, поврежденных бордюров и выбоин хватает. Руководитель КП «Дорремстрой» Александр ВЕГЕРА считает, что самое разбитое дорожное полотно – на ул. Даргомыжского. Мы бы прибавили сюда ул. Воеводина, 90% которой похожи на танковый полигон. Городские власти не могут отремонтировать ее уже лет 15, а в 2016 г. в список дорог, которые будут отремонтированы, попал лишь маленький ее участок – от ул. Харьковской до ул. Березовый гай (бывшая Менжинского). А вот сама ул. Березовый гай, которая не ремонтировалась примерно столько же, сколько и ул. Воеводина, наконец-то попала в список для капитального ремонта на 2016 г. Капитальный ремонт означает полную замену дорожного полотна, бордюров и покрытия тротуаров. Наиболее масштабные капитальные ремонты в этом году развернуться на ул. Роменская (на всем протяжении от перекрестка возле путепровода до выезда из города), на самом путепроводе, где закончат водосбросы и на ул. 20 лет Победы, которую, наконец расширят, переложат сети и тротуары. К сожалению, при этом может пострадать липовая аллея в районе городского кладбища. Также в список для капитального ремонта на 2016 г. попали ул. Жукова, ул. Труда (окончание ремонта, участок протяженностью 150 м.), ул. Холодногорская, ул. Набережная р. Стрелки (участок от Ильинской до Первомайской), ул. Римского-Корсакова (2 участка) и ул. Сергея Табалы (бывшая Парижской Комунны) –на всем протяжении. Также в этом году закончат строительство дороги в 12-м микрорайоне с таким расчетом, чтобы весь транспорт оттуда имел выезд на ул. Интернационалистов, а не на ул Черепина.
Средний ремонт (замена дорожного полотна на проезжей части) выполнят на улицах Горького и Рыбалко. Городские власти хотят разгрузить от транспорта ул. Ильинскую, именно поэтому после окончания ремонта ул. Первомайской отремонтируют самые разбитые участки ул. Засумской (идет параллельно Первомайской) и ул. Данила Галицкого (бывш. Космсомольская), которая соединяет Первомайскую и Ильинскую.
На ремонт дорог в частном секторе (грейдирование и подсыпка щебнем) выделено 6 млн грн., но окончательного списка улиц, где будут проводиться работы, еще нет. Мэр Сум Александр Лысенко также дал поручение предоставить ему список подъездных и подходных дорог к учебным и лечебным учреждениям, которые нуждаются в ремонте – очевидно и они попадут в этот список. Всего же на все виды дорожного ремонта в Сумах предусмотрено около 100 млн грн.