Суми: новини, події, коментарі

Нотехс - будівництво у Сумах

Не воруйте – оформляйте

436

В феврале, вступая в должность руководителя аппарата Сумской ОГА, Олег СУХОНОС пообещал наиболее пристальное внимание уделять проблемам основной отрасли областной экономики – агропромышленному комплексу. Сегодня он готов рассказать о масштабах земельных злоупотреблений на Сумщине, назвать механизмы, которые позволяют безнаказанно использовать незаконно полученные земли сельскохозяйственного назначения и предложить пути решения наболевших вопросов.
r.: Есть ли данные о площади сельхозземель, которые используются незаконно?
Олег Сухонос: В ходе проверки, которую совместно проводят ГФС и областное управление земельных ресурсов, уже выявлено и оформлено как незаконно используемые уже около 1 тыс. га земли. Эти участки были засеяны различными растительными культурами, и к настоящему моменту большая часть урожая уже убрана. Проверка помогла установить ряд лиц, которые пользовались землей. Кроме того, раскрыт механизм легализации незаконного использования земель госсобственности в Краснопольском районе. Сейчас стараемся принять меры по минимизации ущерба от этой деятельности. По предварительным данным, в тени может обрабатываться до 30 тыс. га сельхозугодий, а это для области огромные деньги.
r.: А какой ущерб возникает в результате незаконно используемых земель?
О.С.: Безосновательное сельскохозяйственное товаропроизводство на землях запаса и резерва приводит к недополучению бюджетных поступлений. Например, оценочная стоимость пашни – около 24 тыс. грн., сеножатие стоит от 4 до 12 тыс. грн. за один гектар. Как только луг вспахали, так бюджет или держатели паёв потеряли около 72 тыс. грн. за 100 га. Кроме того, к каждому паю по проекту идет дорога. Обычно поля обрабатываются единим массивом вместе с дорогами. А это 3 % неучтенной обработки. И снова за 100 га в бюджет не поступает примерно 72 тыс. грн.
При этом страдает не какой-то там абстрактный бюджет – виртуальная каморка, набитая деньгами. Все эти схемы напрямую ухудшают жизнь жителей области. Полученные деньги могли быть направлены на зарплаты, строительство и ремонт дорог, уличное освещение в конкретных селах.
r.: Какие механизмы позволяют безнаказанно использовать эти земли?
О.С.: Для этого разработаны самые различные схемы. В основном это отсутствие контроля со стороны госорганов и органов местного самоуправления. В реестре земля числится как свободная от аренды, а на самом деле с участка ежегодно собираются и реализовываются урожаи. Иногда выдумывают и более изощренные способы. Например, от лица представителя местного самоуправления (главы сельсовета) заключаются договоры аренды, где установлена минимальная оплата, и согласно которому даже перечисляются деньги в виде налогов. Но это мнимая добросовестность. Вроде по-хозяйски поступили – землю обработали, а на самом деле есть риск возврата таких «налогов» обратно плательщику, так как основание их уплаты отсутствует, поскольку договор аренды – незаконный. И еще вопрос: а почему мнимый арендатор должен платить минимальную стоимость, а не как, к примеру, по последним торгам в Краснополье 10,02 %? Фактически есть две причины незаконного использования земли – усложненные процедуры по сдаче в аренду и коррупция на местах. Также не забываем о том, что на проверки сейчас наложен мораторий,и эта мера, к сожалению, не позволяет инициировать саму проверку или отреагировать на жалобу.
r.: Видимо, такой подход создает дополнительные трудности?
О.С.: Если урожай выращен незаконно, то возникает проблема его легализации и реализации. И тут запускается определенный алгоритм. Например, агрофирмы, не имеющие даже основных средств (комбайнов, техники), а зачастую и персонала, берут в аренду небольшое количество земель, как правило, в другой области. У нас они покупают такой урожай за наличный расчет (значит, вычитаем налоги) и вывозят за пределы области для отправки в порты. Затем сельсоветы выдают справки об урожае, якобы выращенном на арендованных землях, при этом указываются в несколько раз завышенные данные об урожайности. Кстати, именно так «накручивают» рекорды урожайности в областях. Потом агрофирмы, которые по документам являются производителями и плательщиками НДС на спецрежиме (т.е. фактически они НДС оставляют у себя), продают урожай трейдерам-экспортерам. Последние, выдавая урожай за собственный, продают его за рубеж и формируют при этом налоговый кредит. То есть государство перед ними еще в долгу остается. Еще одна неприятная сопутствующая такой схемы – контрабанда. Поскольку за урожай рассчитываются наличными средствами, то и расходные материалы – топливо, масла – покупают таким же образом. А какое топливо самое дешевое? Разумеется, контрабандное, и самое главное для его приобретения – наличный расчет.
r.: Какую сумму теряет бюджет в результате реализации теневых схем?
О.С.: Это легко подсчитать. Незаконно используемой в Сумской области пашни – около 30 тыс. га. Её оценочная стоимость – около 24 тыс. грн. за га. При арендной ставке в размере 5 % от оценочной стоимости (1200 грн.) потери бюджетов от аренды 30 тыс. га составят 36 млн грн. А если учитывать 10% от оценочной стоимости земли (1200 грн.), то сумма вырастет до 72 млн грн.
r.: Какое решение позволит наиболее эффективно бороться с теневыми схемами использования сельхозземель?
О.С.: Избежать таких захватов земли можно только легализацией ее аренды. Сначала нужно провести полную инвентаризацию, затем – вынести участки на аукцион. При этом необходимо обеспечить всем производителям возможность продажи сельхозпродукции конечному потребителю, неважно, резиденту или нерезиденту. Если у фермера есть понятный, простой и бесплатный механизм выхода на иностранного покупателя, то он им воспользуется, поскольку это выгодно. Наша задача – такой механизм внедрить. Кроме того, стоит поработать над улучшением координации работы с правоохранительными органами и районными советами. Из Сум много не увидишь, поэтому осуществлять контроль за работой нужно на местах.
r.: Расскажите об аукционах. Был ли уже опыт их проведения?
О.С.: Аукционы по земле проводились, но не так часто, как хотелось бы. Опыт получен скорее негативный, поскольку имеется ряд обоснованных жалоб участников, в частности из Бурынского района. Биржа, которая его проводила, обвиняется в недобросовестности и непрозрачности. Жалоба подана на имя главы ОГА и сейчас переправлена в милицию. Позитив видим в том, что в область пришло много других исполнителей земельных торгов, а значит, будем проводить аукционы. В течение этого года будет проведен аукцион на 196 земельных участков общей площадью 5908 га. Объявлено 9 конкурсов по отбору исполнителя земельных торгов на 75 земельных участках общей площадью 1958,21 га. Конкурсы состоятся в течение следующего месяца.
27 и 28 июля состоялись аукционы на 18 участков 318,6957 га. В результате данных торгов местные бюджеты получат ежегодно средства более 297 тыс. 874 грн. Кстати, последний аукцион в Краснопольском районе дал 10,0 % аренды от оценочной стоимости. Это должно служить некой целью в работе сельсоветов и местных органов власти.
r.: Насколько высокой будет арендная плата для тех, кто оформит землю официально?
О.С.: Законом в настоящее время не установлены ограничения на арендную плату по аукционной процедуре. Она будет настолько высокой, насколько эта земля нужна агробизнесу. В принципе, ожидаем ставки на уровне 5-10%. Минимальная ставка арендной платы составляет 3%. Например, стоимость пашни – 24 тыс. грн. за га, при аренде 3 % за гектар заплатят около 700 гривен.
r.: Предусмотрена ли ответственность за незаконное использование земель? Какой орган сможет оценить потери, нанесенные незаконным использованием?
О.С.: Да. За это предусмотрена уголовная ответственность. Ущерб определяется специалистами сельхозинспекции в рамках расследования таких дел. Но, в принципе, самое главное – не наказать предпринимателя, а ликвидировать теневой оборот зерна, поэтому лучше признать урожай бесхозным и продать от имени государства на открытом рынке. Деньги поступят напрямую в бюджет.
r.: Расскажите о сотрудничестве с налоговой милицией. Есть ли уже конкретные примеры конфискаций?
О.С.: Создана рабочая группа с привлечением руководства налоговой милиции. Есть практические результаты, в частности по Недригайловскому району, где обнаружено более 200 га гречки. Урожай признан бесхозным, проводится процедура реализации. Активно идет работа в Ахтырском и Великописаревском районах, уже проверены Сумской и Краснопольский районы.
r.: Прокомментируйте ситуацию с продажей леса в Сумской области. Чем закончился конфликт между «Агропромбиржей» и «Сумской ресурсной биржей»?
О.С.: Проблемой для лесной отрасли стали неравные условия цены на лес круглый для резидентов и нерезидентов. Нашему переработчику лесхозы продают с учетом НДС, за рубеж – без него. Объективно лесхозам выгодней экспортировать лес за пределы Украины. Плюс процедура самих торгов, которые проводятся на аукционах только раз в квартал. Все, что там не реализуется, продается на усмотрение директора лесхоза без конкурентной процедуры.
Распоряжением главы ОГА была создана рабочая группа с участием представителей бизнеса, лесхозов, АМК, экологов. По результатам обсуждений решили проводить торги на конкурсных началах. Попробовали – получилось. Добавили современных технологий – стало получаться еще лучше. Теперь Сумская область находится в авангарде отрасли в вопросах прозрачности и контроля за ресурсом. В рамках децентрализации мы получили готовую модель оборота. Сейчас делимся опытом с другими областями Украины.
Что касается конфликта бирж, то его просто нет. На заседании рабочей группы присутствовали представители трех бирж, в том числе и «Сумыагропромбиржа», и «Сумская ресурсная биржа». Им предложили разработать модель электронных торгов. ТСБ «СРБ» – единственная, кто представила и внедрила работающую модель. Бизнес ее одобряет. А представители «Сумыагропромбиржи» из чисто коммерческого проигрыша хотят получить политические дивиденды.
r.: Чью сторону в данный момент занимает обладминистрация?
О.С.: Обладминистрация занимает сторону местного переработчика, задача которого – получение прибыли, создание новых рабочих мест и уплата налогов. А кто при этом его обслуживает лучше – выбирает сам бизнес.
r.: Основные проблемы земельного и лесного хозяйства Сумщины мы обсудили и напоследок хочется задать личный вопрос. Вы работали в КМУ и Киевской городской администрации, почему решили вернуться из столицы в Сумы?
О.С.: У сотрудников Мирового банка есть традиция, согласно которой человек сначала должен поработать за рубежом, посещая разные страны. И только через 15 лет он считается достаточно опытным, чтобы вернуться и работать на родине. За пять лет отсутствия в Сумах я накопил достаточный опыт, который может здесь пригодиться. Писатель Антуан де Сент-Экзюпери в свое время сказал: «Отношение к земле должно быть не таким, будто она получена по наследству от родителей, но таким, что она взята в долг у детей». Хочу, чтобы Сумщина жила именно по такому принципу.