Школьные новшества
Что уже сегодня готовит школьникам и их родителям новый учебный год
С началом августа родители школьников начинает все чаще задумываться о возвращении их детей за школьные парты. Начинается ажиотаж в магазинах канцелярии, все чаще дети отправляются на примерку новой школьной формы, выбирают рюкзаки, подыскивают новую обувь.
Довольно много новшеств встретят младшие школьники, их родители; все ближе мы к реформе и средней школы; с не меньшей тревогой ждут нового учебного года старшеклассники.
Продленка по-новому
Министерством образования разработан новый порядок создания групп продленного дня в школах. По информации ведомства, соответствующий документ сейчас находится на регистрации в Минюсте. Новый порядок предусматривает более комфортные условия для детей, учитывает особенности сельских и горных местностей, а также впервые предоставляет возможность открывать инклюзивные группы.
«Раньше утверждение порядка создания групп продленного дня в школах было исключительной компетенцией правительства. Однако новый Закон «Об образовании», принятый осенью прошлого года, закрепил это полномочие за МОН. Поэтому наш директорат дошкольного и школьного образования подготовил порядок, который отвечал бы требованиям времени и учитывал потребности как всех детей, так и учебных заведений. Документ уже утвержден приказом МОН и ожидает рассмотрения в Минюсте», – пояснила министр образования и науки Лилия Гриневич.
Новый порядок предусматривает возможность создания инклюзивных и/или специальных групп продленного дня. В частности, определены особенности процедуры их открытия, наполняемости и организации образовательного процесса для детей с особыми образовательными потребностями. Группы продленного дня, как и основное обучение, должны формировать у учеников ключевые компетентности, а также обеспечивать выполнение индивидуальной программы развития детей с особыми образовательными потребностями. Теперь разница в возрасте учеников из одной группы не должна превышать двух возрастных групп (например, из учеников 2-3 классов). Это позволит обеспечить более комфортные условия для детей с учетом их индивидуальных психологических различий и физического развития. В то же время заведения, находящиеся в сельской или горной местности, по-прежнему смогут создавать группы продленного дня для учеников разного возраста.
Новые программы
МОН утвердило новые школьные образовательные программы –
Типовые образовательные программы начального образования, базовой и старшей школе определяют рекомендуемые подходы к планированию и организации школами единого комплекса образовательных компонентов для достижения учениками обязательных результатов обучения. Программы также определяют общий объем учебной нагрузки, ориентировочную продолжительность и возможные взаимосвязи отдельных предметов, последовательность их изучения и ожидаемые результаты обучения учеников. Образовательные программы начальной и базовой школы будут введены в действие с 2018/2019 учебного года.
Образовательные программы старшей школы будут вводиться в действие поэтапно – в течение двух последующих учебных лет.
Первоклассная жеребьёвка
Процесс зачисления в 1 класс планируют усовершенствовать.
Планируется, что в 2019 г. МОН совместно с органами местного самоуправления городов сформируют реестры, которые будут использоваться для зачисления детей в школу. При этом их введение предусматривает, что принцип территориальной доступности будет сохраняться, то есть право гарантированного места в школе будут иметь дети, проживающие на территории обслуживания заведения. Также в системе будет зашит механизм автоматизированной жеребьевки.
Одна из задач таких реестров – забрать процесс подтверждения места жительства ребенка из школ, ведь это не свойственная для директоров учебных заведений функция. В ведомстве также отмечают, что создание соответствующих реестров предусмотрено новым Законом «Об образовании», который был принят 5 сентября 2017 года. Часть местных органов самоуправления уже начала работу над реестрами, однако для их доработки и использования нужно время.
«Именно поэтому, пока реестры находятся еще на этапе разработки, была предложена процедура проведения жеребьевки непосредственно в школах. Процедура выписана таким образом, чтобы она была не чувствительна к злоупотреблениям и открыта для контроля широкой общественности», – сообщили в Министерстве образования.
Мария Крупина, “Панорама “32