Владельцы автобусов в один голос отмечают, что после решения Высшего хозяйственного суда тариф на перевозку является нефиксированным, однако это не правда. Еще в 2011 году, решением исполнительного комитета №547 определено временный тариф в 2 гривны, это решение действительно и не было отменено в установленном законом порядке.
На основе своих собственных доводов, перевозчики угрожают самовольно установить тариф три гривны в городских автобусах уже с 1 декабря, граждане не совсем понимают как это можно противодействовать. Однако повлиять на эту ситуацию можно, юридическим сектором Сумского областного отделения «Молодежь Демократического альянса» был разработан небольшой инструкцию.
Что я могу сделать?
Поскольку такие действия перевозчиков можно будет квалифицировать по ст. 6,13 Закона Украины «О защите экономической конкуренции», то гражданам из которых требовали уплатить деньги более 2 гривны за проезд необходимо обратиться с жалобой (приложение 1) в территориальное отделение антимонопольного комету Украины по адресу ул. Харьковская, д. 30/1, 4 этаж. Приложения к обращению в виде билетов и других материалов лишними не будут. Именно такие жалобы послужат основой для открытия производства по этому делу.
Какие санкции могут быть наложены на перевозчиков?
Если квалифицировать действия перевозчиков по вышеуказанным статьям, то на них можно будет наложить штраф в размере 10% от дохода за последний отчетный год, а в случае наличия незаконно полученной прибыли, превышающий десять процентов указанного дохода (выручки), штраф налагается в размере, не превышает тройного размера незаконно полученной прибыли.
Как органы власти могут остановить повышение проезда?
Очевидно, что действия перевозчиков являются незаконными и «узаконить» их в дальнейшем, может только Горисполком, утвердив желаемый для перевозчиков тариф, к сожалению такая практика уже случалась. Территориальное отделение Антимонопольного комитета может обязать перевозчиков прекратить длящееся правонарушение, в случае отказа, на последних может быть наложены дополнительные штрафные санкции. За несвоевременную уплату штрафов начисляется пеня.
В дальнейшем спор скорее всего будет решаться в судебном порядке, если суд встанет на сторону граждан, то за отказ выполнить судебное решение, определение или постановление ч.1 ст. 382 Уголовного кодекса Украины предусматривается санкция до 3 лет лишения свободы.
Что может делать власть?
Еще до начала первого «забастовки» перевозчиков, активисты организации «Молодежь ДемАльянса» отмечали, что городская власть может разорвать договор с перевозчиками за его неисполнение. Сейчас такая возможность также остается, не смотря на то, что суд обязал исключить из договора пункт о расторжении договора в случае одностороннего поднятия тарифа со стороны перевозчиков, пунктами где предусмотрено такое расторжение с невыезде на маршрут, или съезд с утвержденным маршрутом движения никто не отменял. Здесь все зависит от политической воли городской власти.
Справка для пассажиров:
Ваш отказ оплатить проезд более 2 гривны будет полностью законной, а вот отказ водителя продолжить движение в соответствии указанного маршрута – нет, потому что даже бесплатный проезд не является основанием для остановки транспортного средства. В законодательстве Украины четко не прописано какой именно орган властных полномочий должен контролировать с билетами или без билетов проезжает пассажир, но в любом случае можно утверждать, что водитель отказал вам в предоставлении билета. Любому водителю будет выгоднее не стоять на остановке массу времени в ожидании выполнения его бессмысленной и незаконного требования, а продолжить движение по маршруту, тем более задержка является нарушением графика движения всего маршрута.
Сумському обласному територіальному відділенню
антимонопольного комітету України
40024, м. Суми, вул. Харківська, буд. 30/1
_____________________________ (П.І.П.)
____________________________(Адреса)
_______________________(Моб. телефон)
СКАРГА
про порушення антимонопольного законодавства
«_____»______________ 2014 року, я, маючи на меті скористатись послугою перевезення пасажирів на міському автобусному маршруті загального користування №______, звернувся (лась) до водія з проханням надати мені відповідний квиток.
Ситуація №1
Водій надав квиток у якому вказана сума в 2,00 гривень. Такий тариф не відповідаю вимозі водія сплатити за проїзд 3,00 грн.
Ситуація №2
Водій надав квиток, у якому вказана сума в 3,00 гривень. Така сума не відповідає попередньо затвердженому Міськвиконкомом тарифу на проїзд у міському транспорті загального користування.
Рішенням Виконавчого комітету Сумської міської ради від 06.09.2011 №547 встановлено тариф на проїзд у міських автобусах загального користування у розмір 2 гривні. Також у ч.2 ст.28 Закону України «Про місцеве самоврядування в Україні» вказано, що саме виконавчий орган місцевої ради встановлює тарифи на транспорті послуги. Тому, вважаю такі дії незаконними.
У відповідності до вищевикладеного
прошу:
1) Розглянути цю заяву;
2) У відповідності до чинного законодавства України та норм Положення «Про територіальне відділення антимонопольного комітету України» вчинити необхідні дії щодо усунення вищевказаного порушення;
3) Зобовязати суб’єкта господарювання, який обслуговує міський автобусний маршрут загального користування №____ припинити триваюче правопорушення;
4) Надати мені письмову відповідь на цю заяву за вищевказаною адресою у встановлені законодавством строки.
Додатки:
1) Квиток на проїзд у міському автобусі
«______»_______________ 2014 (підпис) (ініціали, прізвище)