Жил-был художник. Памяти сумского карикатуриста (Фото)
Юрий ТЕСТО, Юра, который работал в нашей газете не один год и запомнился своим творчеством навсегда
Он подписывал свои работы громким псевдонимом Иван ГОГИН. Мог бы и не подписывать никак, потому что его рисунки были узнаваемы. Узнаваемы и запоминаемы, как физиономия соседа или намозолившая глаза деталь городского пейзажа. Спутать Ивана Гогина невозможно ни с кем, как нельзя не отличить Бидструпа от Кукрыниксов, да простится сравнение со столь известными мастерами жанра карикатуры и шаржа. У Юры это получалось.
Повод рассказать о нем, увы, трагический — ушел из жизни наш коллега и друг в конце прошлого года. Но все же он здесь — в подшивках газеты, в памяти нашей и читателей. Рисунки его ценили многие: «Метко, точно, похоже!» На что похоже?! Да на все, что окружает нас с вами ежедневно и о чем регулярно пишем мы в своих статьях, очерках и фельетонах. Юра был умным и ироничным — именно те качества, которые мы старались придать своим писаниям, которые он, в свою очередь, исправно иллюстрировал. К нему абсолютно точно подходит афоризм: «Что бы ни рисовал художник, он рисует себя». Так и не оставив ни одного автопортрета или автошаржа, он вкладывал душу и разум в изображение типичных ситуаций, узнаваемых персонажей и не слишком сложных наших журналистских мыслей. Обладал редкой способностью «работать на опережение», не дожидаясь более-менее внятной постановки задачи. Вот только забрезжила идея злободневного фельетона, едва наметился сюжет — поделись этим с художником и получишь готовый рисунок к еще не написанному материалу. И не простой ,а с ценными подсказками. Самые тяжеловесные темы он умел сделать воспринимаемыми быстро и легко, его рисунки похожи на сложные многосмысловые иероглифы, которые прочитываются мгновенно. Из скучного, надоевшего, абсолютно негативновго у него получалось сотворить что-то небывалое, притягивающее внимание и вызывающее положительные эмоции. Наркоманы?
Вот вам парчка персонажей, которые вопреки всему верят в собственное светлое будущее. Ветеран с воспоминаниями о «светлом прошлом» – получите согбенную фигуру у ног памятника Ильичу. Физиономии, похожие на лики политических деятелей, — легко и смешно! Главное, что не всех этих персонажей теперь помнят, а вот художник Иван Гогин увековечил, «взял на перо», так сказать. Плакатное перо, клочок ватмана и флакон туши — его рабочие инструменты, а вы что подумали?!
Он моментально включался в предлагаемые темы и генерировал идеи. Любил борьбу и всякие высокие порывы. Его персонажи борются с коррупцией, бедностью, за все хорошее против всего плохого. Они устремляются мечтами к счастью, не замечая летящей на голову сосульки, бегут от инфаркта, приближаясь к инсульту, охраняют окружающую среду, предварительно окружив ее продуктами собственной жизнедеятельности. Необузданное мифотворчество соседствует в этих рисунках с вполне узнаваемыми бытовыми сценками — трехглавый Горыныч обожрался немытых богатырей и теперь мается животом, а вот бравый милиционер спешит обезвредить мужика, преступно зашедшего по нужде за неположенный угол. Все изображено с каким-то необъяснимым сочетанием иронии и любви.
И еще одна характерная черта — снайперский глаз, внимание к деталям. Прогуливаясь с товарищами по городу, Юра мог заметить дорогие кроссовки, торчащие из-под театрального красного тулупа Деда Мороза или обратить внимание, что застрявшая в сугробе машина похожа на жука, а использованные елки напоминают скелеты.
В сложных вопросах потитики и экономики он разбирался не сильно, но всегда точно чувствовал тему и рисовал безошибочно. Смешно и правильно рисовал о курсе российского рубля, о проблемах «Сумыоблэнерго», а уж медицина и больные, семья и школа, продавцы и покупатели, город и люди — темы неисчерпаемые. О таком можно – вечно, как о любви.
Юра смотрел на эту жизнь и всегда улыбался. С ним было и есть интересно. Всегда. И не хватает теперь этого человека — это тоже, увы, навсегда.
Алексей Сикорский,
Панорама №3-2019