Суми: новини, події, коментарі

Нотехс - будівництво у Сумах

Женское счастье

529

Жизнь монахинь изнутри

Анна Охрименко

Трудно представить, что сегодня девушка 18-ти лет может оставить все радости жизни, которые манят и искушают, и навсегда уйти в монастырь. Многим непонятно, что приводит сюда людей, хотя, возможно, и не стоит пытаться в этом разобраться. Сколько монахинь — столько историй. Как бы там ни было, но души, жаждущие уединения, находятся, и обитают они в Свято-Рождества Богородицы Молченском женском монастыре.

Расписание на день

Забавное наблюдение: монастырскую жизнь проще всего сравнить с армейской: и армия, и монастырь так или иначе воспитывают человека. Некоторые порядки и даже расписание дня в монастыре напоминают армейсие.

У монахинь, как и у рядовых солдат, подъем в 5 часов утра. Они молятся и идут на «построение», то есть на службу. Исключения составляют праздники — в эти дни службу могут править и ночью. По утрам монахини приводят себя в порядок: чистят зубы, причесывают волосы, облачаются в черные одежды и только тогда идут в храм. После службы они принимаются за работу.

На колокольне монастыря висит подаренный Щербанем колокол с памятной надписью: «Молченскому монастырю от губернатора Сумской области В. Щербаня»

На территории своего монастыря монахини делают все сами, уже привыкнув к тяжелому физическому труду. Они занимаются даже реставрационными работами. Как рассказывает отец Лаврентий, временно служащий в женском монастыре, работы по дому у монахинь хватает. Убрать в храме, почистить утварь, прополоть грядки, поработать на хоздворе — все это они проделывают ежедневно. Сестры дежурят и меняются, помогая друг другу и не брезгуя никакой работой. В монастыре всего около 20 человек, так что «каждой сестре по сережке» достается. Главная в Молченской обители — игуменья Феодосия.

Лишь к 11.00 часов утра — завтрак. Монахини едят два раза в день: в 11.00 и 19.00. К столу подают все, что произведено на хоздворе: яйца, молоко, сметану, творог — мяса сестры не едят. В случае если какое-нибудь животное зарежут, мясо либо меняют на рыбу, либо продают, а прибыль идет в фонд монастыря. Монахини совершенно не переживают, что в их рацион не входит мясо: «Что Бог послал, тому и рады». Четыре раза в год они постятся. Готовят сестрам наемные работницы, хотя иногда они им помогают.


Гости дорогие!
Когда в монастырь приезжают почетные гости, первым делом их принимает игуменья Феодосия у себя в кельи

После завтрака обитательницы монастыря снова принимаются за работу. Если день расписать по минутам и экономно использовать время, то у монахинь еще остается часик-другой для себя. Например, они могут почитать. Вот только, как говорит отец Лаврентий, читать необходимо духовную литературу, и если ей всерьез заняться, то на художественную просто не хватит времени. «Монастырь — это особенное заведение, поэтому человек, придя сюда, настраивает себя на то, что здесь совсем другой образ жизни, не такой, как у мирян. И у него действительно на чтение нужной литературы уходит много времени — на светскую не хватает. В любом монастыре есть библиотеки, и монахини, как правило, читают духовные книги. Это примерно так, как если бы человек пытался усидеть на двух стульях: он обязательно между ними провалится», — объясняет отец Лаврентий.

Покидать территорию монастыря монахиням строго запрещено. Здесь существуют свои правила. Если кому-нибудь нужно отлучиться в личных целях, то необходимо поставить в известность настоятельницу. Начальство должно знать, куда ты идешь, когда вернешься, чтобы, в случае чего, человека можно было найти. Иногда дежурных монахинь посылают от всего коллектива в город за продуктами. «Очень интересно видеть, когда сестры едут на велосипедах с базарными клетчатыми сумками на руле. Но фотографировать себя они не позволяют», — рассказывает Сергей ГРИВА, учитель из Шостки, частый гость Молченского монастыря.

Вечер в монастыре проходит тихо: ужин, чтение, молитвы, служба. Около 22.00 все монахини расходятся по своим кельям. В келье живет либо одна, либо две-три монахини. Интересно, что некоторые хранят свою одежду, в которой пришли в монастырь. При поступлении сюда на постоянное место жительства каждый при себе должен иметь документы — без удостоверения личности никого не примут. К примеру, бродягу покормят, оставят на ночлег и отправят с Богом.

Придя в монастырь, девушка становится сначала послушницей, спустя длительное время она решает либо уйти из монастыря, либо принять постриг. Сначала — иноческий. Он может длиться как несколько месяцев, так и несколько лет. Все это время длится испытание веры инокини. Сейчас еще можно вернуться «в мир» без последствий. И только когда настоятельница монастыря убедится в крепкости и силе желания посвятить жизнь монашеству, состоится обряд пострига в монахини.

Монахине выдают рясу, подрясник, а послушницы могут ходить просто в длинных темных юбках и кофтах. Волосы всегда собраны на затылке под черным платком, стричься не положено. За то, что девушка передумала принимать постриг и, побыв послушницей, ушла из монастыря, ее осуждать не будут. Куда проблематичней с монахинями, которые просто сбегают либо оступаются и совершают грех. Ходят слухи, что в женских монастырях сестры грешат и часто делают аборты. В Молченском монастыре о таких случаях не рассказывают — говорят, их просто не было. В любом случае, если в монастыре узнают о грехопадении монахини, то ее изгоняют из обители, а душу хоронят заживо.

Интересные места

История Молченского монастыря хранит в себе много интересных памятных событий. Например, в храме находится келья, в которой прятался Лжедмитрий I, выдававший себя за сына Ивана Грозного, после того как ему в 1604 г. сдался Путивль. Тогда пустынь была разграблена польской шляхтой, возглавляемой самозванцем. Однако келья осталась. Чтобы в нее попасть, нужно подняться по крутым ступенькам.

К празднику Святой Троицы монахини подготовились основательно: убрали храм, украсили его зеленью, включили отремонтированный фонтан

Пройдя по сырому коридору, попадаешь в круглую комнату с узкими окнами и широкими подоконниками. Потолок уходит в башню, так что, когда смотришь вверх, создается ощущение, что келья огромная. Сейчас в ней сделали ремонт и провели свет, но для чего будет служить эта комната — пока неизвестно.

Еще одна достопримечательность монастыря — колокольня. Сейчас монахини реставрируют здания. Звонят в колокола тоже они сами. Но здесь уже они не дежурят: есть пара специально обученных монахинь, которые создают чудесный колокольный перезвон. «Вы знаете, они так тихо звонят, но их слышит весь Путивль», — делится впечатлениями Сергей. И правда, колокола Молческого монастыря звучат нежно, очень по-женски. Кстати, практически все колокола монастырю подарены другими обителями. А вообще, женский монастырь финансируется из разных источников. Что-то зарабатывают сами, что-то выделяет государство или благотворительный фонд «Вічність», изредка помогают сумские и путивльские предприятия. С помощью этих пожертвований за последние несколько лет монастырь привел свою территорию в надлежащий порядок.

Выдубицкий монастырь

Древний монастырь в Киеве. Был построен в 1070–1077 гг. Всеволодом Ярославичем, сыном Ярослава Мудрого. Являлся семейным монастырём сына Всеволода, Владимира Мономаха и его потомков.

Считается, что монастырь и его окрестность Выдубичи ведут своё название от древней легенды о Владимире Крестителе и поверженном языческом боге Перуне. Она повествует о том, как князь Владимир Святославич, решив окрестить Русь, повелел сбросить всех деревянных идолов Перуна и других богов в Днепр. Преданные древней вере миряне бежали вдоль реки и призывали богов показаться и выплыть, крича «Перуне, выдубай!» Место, в котором идолы выплыли на берег, назвали Выдубичами.

Сомнение вызывает то, каким образом тяжеленный идол Перуна с железным шлемом на голове и золотыми усами (так гласит летопись) мог проплыть от устья Почайны через днепровские пороги более 10 км и выплыть.

Монастырь является действующим, принадлежит УПЦ КП. Сейчас на его территории находятся гончарная мастерская, мастерская по изготовлению плетений из виноградной лозы, а также небольшой реабилитационный центр для наркологических больных. В церквах ведутся реставрационные и малярные работы.

Михайловский златоверхий монастырь

Основан в 1108 г. князем Святополком Изяславовичем на месте Дмитриевского монастыря. В 1108–1113 гг. в нём сооружен Михайловский златоверхий собор, имеющий для киевлян особое значение, потому что был посвящён архангелу Михаилу — небесному покровителю Киева. В XII в. монастырь был местом захоронения князей.
Златоверхий Михайловский монастырь в начале XX в. был мужским монастырем Киева.

Предание приписывает основание этого монастыря первому киевскому митрополиту Михаилу. В летописи в 1108 г. упоминается о том, что великий князь Михаил Святополк заложил каменную церковь во имя святого архангела Михаила.

Предполагается, что при церкви был тогда же учреждён и монастырь. С древнейшей поры церковь носит название Златоверхой, вероятно, потому, что была единственной в то время церковью с золочёным верхом. Ко времени Святополка предание относит и перенесение в Киев главной святыни Златоверхого монастыря — мощей святой великомученицы Варвары.

После Октябрьской революции собор был взорван, а некоторые фрески вывезены в Санкт-Петербург. Восстановленный в 1997–1999 гг. собор является одним из главных храмов Украинской православной церкви Киевского патриархата.

Свято-Благовещенский монастырь

На окраине Киева находится поселок Бортничи. Раньше это был поселок, а теперь район Киева. Среди православных христиан Киева Бортничи были известны в свое время тем, что там после войны в небольшой церквушке служил истовый верующий и известный батюшка — отец Леонид Соболев.

В 1960 г. отец Леонид был переведен в такую же небольшую церквушку на Троещине, где, по пострижении в монашество с именем Серафим, образовал монашескую общину, а Бортничи были позабыты. Но, видимо, благословенна Богом эта земля — уже теперь, когда над нею плывет колокольный звон, многие люди рассказывают о произошедших много лет назад видениях и откровениях — не там, где стояла и стоит ещё теперь церковь отца Серафима, а где-то в районе кладбища видели они исходящие из земли снопы света — там, видимо, должен был воссиять свет небесноподобный.