Суми: новини, події, коментарі

Нотехс - будівництво у Сумах

ЖЭК-потрошитель

259

Обслуживающие организации правдами и неправдами навязывают сумчанам кабальные договоры

Ирина Власова

Новая форма сотрудничества — договоры между обсуживающими организациями и жителями — вместо наведения порядка в ЖКХ превращается в фарс усилиями этих самых обслуживающих организаций. Всеми правдами и неправдами ЖЭКи, пользуясь юридической неграмотностью населения, пытаются протолкнуть выгодную для себя форму договора, чтобы, работая по-старому, деньги взимать по новому тарифу. Пока еще редко, но уже метко ЖЭКи наталкиваются на ожесточенное сопротивление сумчан, которые не хотят быть в очередной раз одураченными.

Бороться за свои права

Светлана К., сотрудник одного из рекламных агентств, уже не в первый раз выясняет взаимоотношения с обслуживающей организацией. В 2003 г. она судилась с ЖЭКом из-за задолженности. Представители ЖЭКа так и не смогли членораздельно указать, какие именно услуги они предоставляли. Суд тогда принял решение в пользу Светланы. С тех пор сотрудники ЖЭКа ее узнают в лицо, но качество услуг от этого не изменилось. 23 ноября этого года Светлана зашла в ООО «Сумыкоммунтранс» за справками и выпиской для регистрации отца, но в бухгалтерии получила на руки договор о предоставлении услуг по содержанию жилых домов. Якобы для ознакомления. Ее попросили расписаться за получение. Дома, прочитав взятый договор, Светлана поняла, что ее просто обманули. У нее на руках — «потребительский» экземпляр договора, а тот, на котором она расписалась в конторе, — жэковский экземпляр. Обсудив ситуацию с соседями и коллегами, Светлана поняла, что не одна она такая наивная. Знакомая рассказала, как работники ЖЭКа ввели в заблуждение ее 80-летнего дедушку: позвонили в квартиру, вручили экземпляр договора для ознакомления и тут же попросили его расписаться в том, что он его получил. Надо ли добавлять, что расписывался пенсионер на жэковском экземпляре договора?

Она видела, сколько людей преклонного возраста сидит в очереди для получения справок на субсидии и, даже не читая, подписывает все, что их попросят

11 декабря Светлана снова пришла в ЖЭК, чтобы аннулировать свой экземпляр договора. Она обратилась к юристу, который помог ее жилищному кооперативу правильно составить текст договора и внести в него все те пункты, которые ЖЭК предпочел исключить. Руководитель кооператива направил директору ЖЭКа свой текст договора и приложил к нему сопроводительное письмо. Если в 10-дневный срок члены кооператива не получат ответ из ЖЭКа, жильцы намерены прекратить оплачивать услуги по содержанию дома до решения вопроса в суде.

“Платить не буду…”

Валерий ШЕВЧЕНКО, проживающий на просп. Курском, прислал в редакцию открытое письмо, касающееся проекта договора, полученного 6 декабря от ООО «Ремонтник». У сумчанина возникло много вопросов, но при этом ответ напрашивался один: по данному договору потребитель не имеет возможности контролировать выполнение исполнителем любой из услуг и не сможет составить претензию, которая могла бы иметь юридическую перспективу в судебном споре.

«После опроса сослуживцев понял, что я один из первых горожан, кто очень внимательно прочитал проект договора. Эти документы настолько меня возмутили, что захотелось закричать на весь город!» — сказано в письме.

Валерий Шевченко задает начальнику управления жилищно-коммунального хозяйства один вопрос: «Не считаете ли Вы, что „Тариф на услуги…“ — это налог с квартиры (аналогичный налогу с транспортных средств) и, чтобы он стал действительно ТАРИФОМ, таблицу необходимо дополнить периодичностью выполнения работ и количественными показателями?»

«Я не хочу, чтобы мои деньги дядьки и тетки из ООО „Техкомресурсы“ направляли куда им вздумается, а не на мой дом, тем более что моему дому многое, что заложено в перечне услуг, просто не нужно, а то, что понадобится, мы, жители дома, определим сами. Я готов платить за квартиру при условии выполнения вышеуказанных пунктов, в которых заложена ситуация выживания», — возмущается пенсионер В. Буценко.

Какой договор правильный?

История с новыми договорами, которые ЖЭКи должны заключать с жильцами, уходит корнями в недалекое прошлое. Сумской исполком тогда постановил — тарифы не повышать, пока ЖЭКи не подпишут договоры с жителями. Сотрудники частных ПЖРЭУ должны до Нового года заключить 80% договоров с населением на обслуживание жилого фонда и придомовых территорий. Еще тогда знающие люди говорили, что шаги городской власти правильные, но не до конца совершенные — на основании кабминовского Типового договора исполкому необходимо было утвердить несколько типовых вариантов договоров между Заказчиками (ЖЭКами) и Клиентами (жителями). Тогда права последних были бы защищены куда лучше. Кроме того, рекомендовалось открыть постоянную юридическую консультацию при исполкоме, которая помогала бы сумчанам в этом процессе. Однако этого не случилось.

ЖЭКи, естественно, не спешили идти договариваться со своими клиентами. Предприимчивые руководители разорились на конверты, но предпочли с сумчанами не встречаться. Но не это самое неприятное. Обслуживающие организации максимально постарались себя обезопасить от возможных судебных исков, отредактировав договоры по своему усмотрению. Они мало похожи на Типовой, в них отсутствует графа, за что и сколько нужно платить. Каждая из 16 обслуживающих организаций города разработала свой вариант договора на основе Типового, утвержденного Кабмином. Каждый ЖЭК исключил из текста то, что посчитал лишним. Некоторые вообще дописали пункты о том, что, если потребитель однажды заплатил за потребленные услуги, это уже является автоматическим подтверждением подписания договора. Ничего другого от обслуживающих организаций ожидать и не приходилось, но городские власти, видимо, еще верят в сказки. Ответ на вопрос, какой же договор правильный, следующий: тот договор, условиями которого вы удовлетворены, и на основании которого вы согласны, чтобы ЖЭК обслуживал ваш дом.

Еще один пример

Располагает редакция и проектом договора, переданного для подписания жителям, дома которых обслуживает ООО «Техкомсервис». Когда начальник городского управления жилищно-коммунального хозяйства Владимир КУЛИШЕНКО увидел то, что прислали жильцам дома №23 по ул. Харьковской, он только и сказал: «Дайте мне время. Я с этим разберусь!» Но времени у начальника управления ЖКХ города для подготовки договоров было более чем достаточно. Какое еще ему время необходимо?
Листок с текстом договора сопровождали еще два листка: обращение (в связи с решением исполкома предлагается в 10-дневный срок подписать договор) и тарифы, где в общем списке подчеркнут тариф для определенного дома.

Юрист Игорь ФЕДОРЕНКО считает, что в этом проекте договора нет такого существенного условия, как сумма договора (размер ежемесячной платы) и калькуляции (перечень услуг и стоимость каждой из них) — приложенный на листочке тариф не является частью договора. «Отсутствуют в договоре и условия, при которых вызывается представитель ЖЭКа для составления актов о затоплении или неудовлетворительном качестве услуг. Отсутствует срок действия договора, порядок перерасчета размера платы за жилищно-коммунальные услуги в случае их непредоставления или предоставления не в полном объеме, снижения их качества. Эти условия для Типового договора, утвержденные Постановлением Кабмина, являются существенными. Без согласования сторон договор не может считаться заключенным», — считает юрист.

Как бороться?

Бороться очень просто — не пускать дело на самотек: хотя это и займет ваше время, зато сэкономит его в ближайшем будущем. Игорь Федоренко советует сумчанам для начала внимательно прочитать, что вам предлагают подписывать. При подписании договора составить протокол разногласий, в котором можно изменить условия или дополнить его другими условиями и направить его в ЖЭК, предварительно подписав, но после фразы «с протоколом разногласий».

«Не устраивает вас этот договор с ЖЭКом — не подписывайте. А если подпишете, то потом не удивляйтесь, что ни на одну из ваших претензий ЖЭК не реагирует. Что касается угроз о невыдаче необходимых вам для субсидий справок, то можно обратиться в милицию. После жалобы ЖЭК должны обязать выдать необходимый документ», — сообщил юрист. Можно пожаловаться и в управление по защите прав потребителей. «От нашей сознательности многое зависит. Если горожане начнут через суды требовать от ЖЭКов выполнения их функций — те „зачешутся“.

Естественно, легче воевать кооперативом или обществом совладельцев, но только активность горожан может сдвинуть все с мертвой точки», — считает Игорь Федоренко.

Чего ждем?

Первую реакцию горожан на подобные действия предугадать несложно — люди просто перестанут платить. ЖЭКи же явно не намерены сдавать свои позиции — в существующем порядке вещей их устраивает все, кроме тарифа, для них он всегда — маленький. Поэтому их поведение — из серии, что доброе слово и пистолет всегда лучше просто доброго слова. «Пистолет» для ЖЭКов — это спекуляции на малообеспеченности, возрасте, плохом самочувствии, невнимательности и просто юридической неграмотности подавляющего количества сумчан.

Качество услуг, естественно, останется на том же уровне. Чего не скажешь о количестве денег, которые вы будете платить

Лучший совет: не уверен — не подписывай. Не позволяйте сотрудникам ПЖРЭУ обвести себя вокруг пальца. Если это произойдет — они будут получать средства, которые даже не будут пытаться заработать, а вы окажетесь вечными должниками со всеми вытекающими неприятными последствиями.

Что думает власть

Мэр города Геннадий МИНАЕВ считает, что отступление от Типового договора должно быть аргументированным. Он не исключает, что при необходимости срок действия заключенных правдами и неправдами договоров может быть подкорректирован решением исполкома. «Все 16 эксплуатирующих жилищных организаций ведут себя крайне неправильно. Та декларация о походе в народ, которую я проповедовал с сентября, просто игнорируется их руководителями. Такие методы, как „не даем справку, пока не заключите договор“, имеют место, и меня они возмущают! Хотелось бы, чтобы в каждый дом пришли представители ЖЭКа и прописали для каждого дома отдельно те работы, которые они должны были сделать в ноябре-декабре, и те работы, которые они собираются сделать хотя бы в первом квартале 2007 года. Такой механизм заключения договоров свидетельствует о том, что поведение ЖЭКов не в канве концепции нашей команды. После того как будет принята Концепция реформирования ЖКХ, принят Жилищный кодекс, реализована государственная программа замены лифтов, отработавших 25-летний срок, мы сможем правильно оценить ситуацию на рынке. Сейчас резкие движения могут только усугубить ситуацию. Думаю, весной будем принимать меры — на рынок жилищных услуг должны выйти организации, которые могут на конкурентных условиях обслуживать дома», — сказал мэр.

Начальник городского управления жилищно-коммунального хозяйства Владимир Кулишенко исполнен сдержанного оптимизма: «Договоров заключено не так много, как хотелось бы. Не очень ласково жители воспринимают этот вопрос. У одних организаций договоров заключено больше, у других меньше. В среднем, от 25 до 30%…»

Сумчанам в сложившейся ситуации приходится надеяться только на самих себя. Если реформа ЖКХ не идет сверху, ее нужно инициировать снизу. Жесткая позиция горожан, отстаивание своих прав в судебном порядке — вот та перспектива, которая нам светит в бесконечной борьбе с обслуживающими организациями. Пока побеждают ЖЭКи.