Суми: новини, події, коментарі

Нотехс - будівництво у Сумах

«Я называю его скотиной!»

786

Двое сумчан, переживших крушение круизного лайнера Costa Concordia, через два месяца наконец-то вернулись домой

Юлия Карпенко


Шумиха вокруг затонувшего в пятницу 13 января у берегов Тосканы (Италия) круизного лайнера Costa Concordia не утихает. 18 марта на телеканале Discovery Channel состоялась премьера документальной картины «Крушение «Concordia»: взгляд изнутри». А уже на этой неделе с наполовину затонувшего судна украли рынду (корабельный колокол). Капитан Франческо СКЕТТИНИ ожидает решения суда, а в итальянской прессе обсуждают, что делала молодая молдаванка-танцовщица в капитанской рубке. Одно из крупнейших за последние десятилетия кораблекрушений коснулось Сум: на корабле присутствовала семейная пара, которая вернулась на родину только на днях.
Супруги Алексей Иванович и Надежда Петровна (имена изменены. – r) твердо решили больше никогда не ездить в круизы. Первое и последнее в их жизни морское путешествие многому научило семейную пару. «Нам это принесло одни убытки», – сетуют супруги.

Семейный праздник
Алексей Иванович и Надежда Петровна вместе уже много лет. Прошли, как говорится, огонь, воду и медные трубы. Их взрослая дочь живет и работает в небольшом городке на юге Италии.
«У моей жены юбилей в январе, у меня – в марте. Вот и придумали отметить таким образом. Ехать решили втроем, ведь дочь знает языки. Инициатива была моя. Пошли в агентство. Хотели ехать 5 января, но было только два места. Так и взяли путевки на 12 января, на недельный тур», – вспоминает Алексей Иванович. Сумчане сели на корабль в Палермо. Возле железнодорожного вокзала их встретил автобус и отвез к парому.
Перед поездкой семья купила дорогой цифровой фотоаппарат, ведь вряд ли еще выпала бы возможность так попутешествовать всем вместе. Хотелось все запечатлеть.
«Корабль фотографировали вдоль и поперек. Правда, все снимки вместе с техникой так и остались на лайнере. Он огромный, длина – 290 м, высота – 56 м (как 19-этажный дом), ширина – 35 м. Огромные магазины с пугающими ценами, казино…» – рассказывает сумчанин.

Ничто не предвещало
В первый день наши путешественники сходили в бассейн на десятом этаже, испытали на себе чудеса водного массажа и заказали экскурсию в Рим.
На второй день погода стояла хорошая, поэтому по Риму бродили и фотографировались целый день. Насладились чувством патриотизма за украинскую елку, подаренную Ватикану, купили сувениры.
В 19.00 прибыли на корабль. Пошли в сауну, ведь каждую минуту отдыха хотели потратить с пользой. Но то ли от высоты, то ли от волн у Алексея Ивановича сильно начала кружиться голова.
В 21.00 семья спустилась к ужину. «Только выпили немного вина и попробовали первое блюдо, как корабль качнуло. Это было приблизительно 21.45. Со стола полетели тарелки, бутылки, фужеры. Начался переполох. Я спросил у индуса, который нас обслуживал, бывало ли такое раньше, он ответил, что нет. Мы подумали, что это сильный шторм», – вспоминает сумчанин.
Корабль немного наклонило в левую сторону. Люди начали метаться, фотографировать происходящее. Семья находились внизу, на третьем этаже, а их каюта была на девятом. Решили подниматься, хотя, как и все остальные, не поняли, что произошло. Спросили у обслуживающего персонала, но ответа не получили. «Среди обслуги большинство – новозеландцы, индусы, малазийцы. Платили им копейки, работали в основном за чаевые. Что с такой команды возьмешь?» – уже сейчас понимает Алексей Иванович. Как стало известно позже, за эти 5-10 минут залило пять отсеков из шести.
А тогда они вместе с потоком людей искали свои каюты. Только открыли дверь магнитной карточкой – потух свет. Через пару минут электроэнергия появилась, но слабая, аварийная. Кинулись открывать сейф, но он был уже заблокирован. Документы, вещи, телефоны, фотоаппарат, деньги – все осталось там. Кстати, на стороне, которая под воду не попала.
«Держи дверь», – сказал Алексей Иванович жене. И был прав, ведь многие пострадали из-за того, что не смогли открыть дверь. Несмотря на то что никакой команды от капитана не было и по громкоговорителю на разных языках успокаивали людей, что произошел сбой в электронной системе, пассажиры надели спасательные жилеты.

Это уже серьезно
Не прошло и десяти минут, как корабль снова качнуло, только уже в другую сторону. Люди побежали вниз искать шлюпки. Инструктаж пассажирам никто не проводил, поэтому о местонахождении шлюпок только догадывались. Матросы на этот вопрос тоже ответить не смогли. Команды SOS до сих пор не подавали. Началась паника. Люди сначала побежали на пятый этаж – оказалось, нужно было на четвертый. «В итоге поток людей отнес от нас Надежду Петровну, которая немного отстала от семьи», – с волнением вспоминает супруг. Однако женщине повезло: на той стороне, где она оказалась, корабль накренился, и шлюпки практически касались воды, и в безопасности Надежда Петровна оказалась раньше, чем муж и дочь. Но часы ожидания на остове Джилья наверняка стоили ей здоровья: все это время она ничего не знала об их судьбе и искала среди пострадавших и погибших.
А муж и дочь в это время находились с другой стороны корабля. Две шлюпки не спустились на воду. В одной из них как раз и были сумчане. «У нас обрубили два троса. Не знаю, кто это сделал, но есть предположение, что это были русские. Шлюпку ударило о борт, вывернуло. Было темно, возможно, часть людей выпала. Мы оказались в кромешной тьме опять на корабле. Поднялся крик. Было много детей, инвалиды. Около 300 человек очутились в двух небольших помещениях – отсеках для шлюпок. Это была западня. Чем больше кренило корабль, тем меньше становилось шансов выбраться. Стало страшно по-настоящему», – рассказывает Алексей Иванович.
В то время люди уже давно прекратили фотографировать, ждали хоть какую-то команду от экипажа. Но ни капитана, ни его помощников на корабле уже давно не было. По рассказам очевидцев, офицерский состав действовал прямо противоположно своим коллегам с «Титаника».

Надежда на спасение
Несколько часов люди находились в темноте в неведении, искали пути спасения, пока с вертолета не бросили узенькую лестницу. Первыми выбирались женщины и дети. Никто не толкался. Многие были травмированы, в том числе и Алесей Иванович – он очень ушиб плечо, ногу и бедро. Травмы дают о себе знать и до сих пор. «На всякий случай мы попрощались с дочкой. Я сказал ей, чтоб спасалась, как может. Видел, как она выбралась. Но дочь стала для меня стимулом. И я тоже вцепился в лестницу. Женщина вручила мне ребенка лет пяти, довольно тяжелого. Но я тянул его. Правда, мне помогли и снизу, и сверху», – рассказывает Алексей Иванович.
Около 03.00 ночи Алексей Иванович выбрался из западни и оказался на узенькой рейке, по которой люди сидя продвигались ближе к корме. Впереди себя через несколько человек он увидел дочь. Именно тогда, как он утверждает, и появилась хоть какая-то надежда на спасение, хотя многие уже готовы даже прыгать с 15-метровой высоты в холодную воду.
Алексею Ивановичу из-за травмы передвигаться сидя было крайне сложно, но до веревки все-таки добрался, а там люди не дали упасть. Собственно, веревка, которую они увидели, оказалась прямым путем к спасению, к шлюпке. Большой корабль «Ливорно» спасал пассажиров «Конкордии». И по этой веревке можно было спуститься в шлюпку. Правда, пришлось прыгать с трехметровой высоты, но внизу всех аккуратно ловили матросы.
Было 03.00 ночи. Отец с дочерью покинули корабль в числе последних пассажиров.

Вавилон на о. Джилья
На остров Джилья добрались буквально за пять минут. Там их ждала Надежда Петровна. Все это время она встречала шлюпки на берегу. Видела и раненых, и погибших. Большинство погибли из-за того, что прыгали в воду. В одной девушке женщина даже признала свою дочь, но, к счастью, оказалось, что ошиблась.
Среди погибших было много немцев, французов, итальянцев, – украинцы и русские не пострадали. Кстати, русские, как рассказал наш путешественник, спасались крайне оригинально. Едва они почувствовали, что дело пахнет керосином, как начали покупать места в шлюпках у обслуживающего персонала. Предлагали немалые деньги, но все спаслись одними из первых.
Украинцев сумчане увидели уже только на острове. По официальным данным на корабле их было 38 человек, однако большинство из них – этнические украинцы, которые давно живут в Италии, Франции, Испании. А из «настоящих» украинцев – двое наших сумчан, двое из Одессы, двое из Киева и еще два члена экипажа, работавших в ресторане.
Кстати, именно скандально известная молдаванка Домника ЧЕМОРТАН подсказала Надежде Петровне, где собираются русские и украинцы. Они знала несколько языков и помогала людям собираться в группы. «Красивая такая, молодая. Мы и перед этим ее с капитаном видели. На острове излучала оптимизм, но, возможно, она еще навеселе была. Говорила, что все спаслись, никто не пострадал», – утверждает Алексей Иванович.
На острове пассажиры лайнера прошли так называемую регистрацию – показывали, у кого какие документы есть. Все, кому было необходимо, получили первую помощь, одеяла (Надежда Петровна привезла его домой в качестве сувенира – r), выпили чаю с пирожками. Никто не сидел спокойно – люди суетились, искали родных, знакомых и до конца еще не понимали, через что они прошли.

Постфактум
С о. Джилья пассажиров злополучного лайнера доставляли в порт Сан-Стефано на кораблях. Наши сумчане плыли на корабле «Ливорно». В порту пострадавшим помогали – делились одеждой, продуктами.
Быстрее всех домой после кошмарной ночи уехали французы. «В конце концов всех развезли. Остались мы. Обратились к русскому консулу, он позвонил нашему. Нас отвезли в Рим, поселили в гостиницу. Сказали, что можем жить там, сколько захотим», – вспоминает сумчанин. Представитель посольства помог быстро решить проблемы с документами. В кратчайшие сроки сумчане получили временные паспорта и вернулись домой к дочери. В Риме сумчанин не выдержал и в сердцах сказал сотруднику аэропорта: «Скотина ваш капитан! Скотина! Не зря у него фамилия такая». Переводчика не было, но собеседники поняли друг друга, и, как оказалось, во мнениях сошлись.
Больше двух месяцев сумчане ждали в Италии, что вопросы с материальной компенсацией начнут решаться. Но вернули отдыхающим только по 500 евро – стоимость путевок. И это пока все.
«Мы не могли сидеть там месяцами… Может, деньги и дадут, но не скоро. А нам даже на билеты пришлось деньги одалживать», – сетует Алексей Иванович.
На вопрос, что бы он посоветовал людям, которые собираются в круиз, наученный горьким опытом сумчанин отвечает: «Пусть поменьше ездят!»

ХРОНИКА КРУШЕНИЯ
19.00 – Круизный лайнер Costa Concordia выходит из порта Чивитавекья и берет курс на Савону.
21.45 – Costa Concordia в полумиле от берегов о.Джильо, вместо положенных 2-3 миль. Удар левым бортом о гранитную скалу. Пробоина длиной 70 метров приходится на служебные отсеки: прачечную и складские помещения, а также каюты членов экипажа.
21.47 – Судно дает сильный крен. В результате замыкания пропадает свет. Большинство пассажиров в этот момент ужинают в ресторанах. Начинается паника . Капитан объявляет о «неполадках с осветительной системой, которую вскоре должны устранить».
21.50 – Лайнер продолжает следовать параллельно береговой линии Джильо в сторону порта.
22.40 – Корабль садится на мель, заваливаясь на правый борт.
22.50 – Звучат сирены эвакуации. Капитан отдает приказ надеть спасательные жилеты и двигаться в сторону палуб со спасательными шлюпками. Из-за сильного крена спуск их на воду крайне затруднен. Многие пассажиры покидают судно самостоятельно и вплавь добираются до берега.
23.30 – Капитан покидает лайнер.
02.45-03.00 – С лайнера эвакуируют последнюю группу пассажиров.

Факты и люди

По частям

15 марта с лайнера Costa Concordia украли судовой колокол. Кто стоит за похищением, неясно, так как на месте кораблекрушения постоянно работают водолазы и пробраться к лайнеру незамеченным практически невозможно.
Как отмечает агентство, в похищении участвовали несколько человек: рында, находившаяся на глубине около восьми метров, весит несколько десятков килограммов, и одному человеку унести ее не под силу. Похитители также, скорее всего, использовали судно для доставки рынды на берег, однако никаких свидетельств о том, что их кто-то заметил, нет.

Капитан Зло

В ходе состоявшегося 3 марта в итальянском городе Гроссето первого заседания по делу о кораблекрушении 13 января у берегов острова Джильо к имевшимся обвинениям Франческо Скеттино в потоплении лайнера, халатности, непреднамеренном убийстве и бегстве с судна прокуратура добавила еще одно – о нанесении ущерба экологии в заповедной зоне.
В предварительных слушаниях приняли участие более 500 человек – обвинители, адвокаты, юристы, судебные эксперты. Для того чтобы вместить такое число людей, под зал суда был переоборудован местный театр.
Первое заседание носило исключительно технический характер и проходило в отсутствии обвиняемых. Кроме Скеттино и его первого помощника Чиро Амброзио среди фигурантов дела еще семь человек, включая офицеров экипажа и представителей руководства компании Costa Crociere. Капитан находится под домашним арестом в родном городке Мета-ди-Сорренто на юге Апеннин.
Судебный процесс, который продлится не один месяц, будет крайне сложным. С пострадавшей стороны выступают все пассажиры лайнера – более 3 тыс. из 62 стран, в том числе 108 россиян.
Из попавших в СМИ материалов дела следует, что капитан пытался скрыть от командования портовых служб серьезность происшествия и не сообщал точной информации о происходящем. Скеттино не давал сигнала SOS, а объявление “Покинуть судно” появилось с более чем часовым опозданием.
Прокуратура подозревает, что все это было сделано по распоряжению представителей компании-судовладельца в целях получения более высокой страховой суммы, что предусмотрено, когда терпящему бедствие судну вовремя не оказывается помощь. Следующее заседание назначено на 21 июля.

На мостик к капитану

С 25-летней гражданкой Молдавии Домникой Чемортан свидетели видели капитана круизного судна Costa Concordia незадолго до аварии. Пассажиры рассказали, что за полчаса до аварии капитан и танцовщица были вместе в ресторане, они находились в приподнятом настроении и смеялись.
В начале февраля нижнее белье и косметичка девушки были найдены водолазами в каюте капитана. В списках пассажиров и членов экипажа Доминика Чемортан, бывшая балерина и танцовщица, не значится. По данным итальянских СМИ, девушка на борту лайнера Costa Concordia проходила курсы хостесс (“принимающая гостей”) и к моменту аварии завершила полугодовое обучение. По другим данным, в этом круизе одна была гостьей одного из членов экипажа.
Как сообщает итальянское издание La Stampa, девушка призналась в том, что была любовницей капитана, хотя ранее она отрицала этот факт и называла 52-летнего Франческо Скеттино “примерным семьянином”. Как известно, Скеттино женат, у него растет 13-летняя дочь.

Роковая блондинка, фото которой опубликовал сайт газеты The Telegraph, заявила, что она была влюблена в капитана, но не хотела подрывать его репутацию. Она призналась, что Скеттино пригласил ее на мостик, чтобы показать, “как он отсалютует острову Джилио”.

Показания танцовщицы подтвердили версию следствия о том, что Франческо Скеттино, не имея на то оснований и необходимости, подвел судно Costa Concordia вплотную к скалистому острову, ошибся при выполнении маневра и пропорол бок лайнера о камни в 150 метрах от берега.

В тему

Тысячи жертв
Самые страшные кораблекрушения

Лайнер Costa Concordia почти сразу начали сравнивать с “Титаником”. Однако до славы парохода-гиганта судну еще далеко. История знала и более страшные катастрофы, в которых погибли тысячи людей.

Холодная смерть “Титаника”
Британский пароход “Титаник”, который спустили на воду в 1912 г., был в свое время крупнейшим на планете кораблем. В него легко могли бы поместиться два современных самолета Aerobus A380. Во время своего первого же плавания “Титаник” столкнулся с “черным” айсбергом: глыбой льда, которая перевернулась вверх дном и была незаметной в темноте. После столкновения с ним на большой скорости корабль получил многочисленные пробоины, а 16 отсеков вообще были прорезаны. Спустя два часа после столкновения нос “Титаника” резко погрузился в воду, и волна смыла многих пассажиров. Еще через 40 минут пароход разломался на две части и затонул. В результате аварии “Титаника” погибли 1517 пассажиров.

Крупнейшая катастрофа в США

Крушение парохода “Султана”, который курсировал по реке Миссисипи 150 лет назад, до сих пор считается самой кровавой катастрофой на воде в истории США.
Судно было рассчитано на перевозку 276 пассажиров, однако, несмотря на это, на его борт поднимались каждый раз не менее 2 тысяч человек.
Наконец один из котлов “Султаны” не выдержал давления и взорвался, а за ним и другие котлы. Верхняя палуба, на которой были тысячи пассажиров, загорелась и вскоре провалилась в трюм вместе с людьми.
Большинство пассажиров “Султаны” сгорели заживо. Спаслись только те, кому, несмотря на давку, удалось прыгнуть за борт. Всего “Султана” унесла жизни 1800 человек. Жители Мемфиса еще три дня после аварии находили на побережье тела погибших.

Танкер против парома “Донья Пас”

Еще один кровавый пожар на воде произошел 25 лет назад на судне “Донья Пас”, принадлежавшем Филиппинам. В отличие от американского корабля “Султана”, за месяц до катастрофы паром был отремонтирован в одном из доков.
Но это не уберегло его от столкновения с танкером “Вектор”, перевозившим нефть. “Донья Пас” разломился на две части и сгорел вместе с 4,3 тысячами пассажиров. Танкер тоже сгорел дотла вместе с экипажем. Причины аварии не установлены до сих пор.

Круиз смерти

Этим летом исполнилось ровно 25 лет со дня одной из крупнейших в истории мореплавания катастроф. На Черном море, в Цемесской бухте под Новороссийском, произошло столкновение пассажирского парохода «Адмирал Нахимов» с сухогрузом «Петр Васев».
В результате столкновения «Адмирал Нахимов» получив пробоину и имея крен на правый борт около 60°, через восемь минут полностью ушел под воду. Погибли 423 человека из 1243 находившихся на борту. Для 64 человек «Адмирал Нахимов» стал братской могилой, – водолазы так и не смогли поднять их на поверхность. Среди жертв трагедии украинцев было больше всего.
Круиз теплохода «Адмирал Нахимов» по маршруту «Одесса – Батуми – Одесса» летом 1986-го должен был стать последним в богатой истории действительно легендарного судна, на котором, кстати, снимался известный фильм «Дамы приглашают кавалеров». После этого корабль, построенный в Германии в 1925г., собирались разрезать на металлолом. По другим данным, на «Мосфильме» планировали использовать корабль «Адмирал Нахимов» для съемок фильма-катастрофы. Однако катастрофа произошла не в кино, а в реальной жизни…