Суми: новини, події, коментарі

Нотехс - будівництво у Сумах

Ворожбянское направление

563

Несколько взглядов на город-станцию

Алексей Сикорский

На карте Ворожба сливается с райцентром Белополье, но в действительности это совершенно отдельный город с собственным лицом и характером. Главное здесь — железная дорога. Она играет такую же роль, как море для портового города. Железнодорожные ветки идут по четырем направлениям: на Киев, Харьков, Воронеж и Оршу. Работа большинства жителей Ворожбы так или иначе связана с железной дорогой.
Преимущественно одноэтажная Ворожба походила бы на село, но железнодорожные пути на огромной площади разрушают это впечатление. Что ж, попробуем познакомиться поближе и понять, что такое Ворожба.

Моменты истории

Последовательно изложить историю Ворожбы нет никакой возможности, поэтому остановимся только на некоторых эпизодах, которые стали нам известны благодаря знакомству с местными жителями. Первое знакомство — заочное. Учащийся ворожбянской средней школы № 1 Роман ПАРХОМЕНКО написал книгу, посвященную истории города. Конечно, ему помогали, но он и сам приложил немалые усилия по сбору и оформлению материала. Начинается книжка статьей о том, каким должен быть герб Ворожбы. Предполагается включить туда Жезл Меркурия, железную дорогу и многое другое. Все обосновано, и сама книга написана с любовью и уважением к родному городу.
Вот только некоторые страницы истории. В 1897 г. в железнодорожном поселке Ворожба жило всего 557 человек.
Первый поезд люди прозвали «пекло на колесах» — ничего подобного раньше никто не видел. К 20-м годам прошлого века Ворожба по товарообороту превзошла уровень знаменитого 1913 г. Шло строительство, развивалась экономика, рос город. Ворожба стала узловой станцией. Сейчас на железнодорожных предприятиях здесь работает 80% населения.
Еще одно знакомство с человеком, занимающимся историей города. Это Виктор ГАЛУШКА. Найденные материалы он тоже оформляет книгой. И тоже пока в одном экземпляре. Цель свою формулирует скромно: «Щоб воно пішло по Ворожбі». Виктору Васильевичу 52 года, а заинтересовался историей сразу после службы в армии. Может рассказать о любом предприятии города, о каждой улице. Вот, например: «Сначала станция существовала отдельно. Район назывался «Реп’яхівка». Потом его снесли и людям разрешили строиться по теперешней улице Комсомольской. Так станция и город соединились».
А вот из более давней истории. Первое упоминание о церкви в Ворожбе относится к 1657 г. Его нашел историк Владимир ХРОЛЕНКО. Была церковь св. Николая, но где именно она стояла — неизвестно. Сначала здесь селились русские, казаки пришли потом. Казаков русские помещики записывали в крепостные, те сопротивлялись. Пожаловались на «беспредел» сумскому полковнику, тот передал жалобу Ромодановскому. Получилось так, что у царя одновременно оказались жалобы с двух сторон. Казаки хотели оставаться вольными, а помещики требовали «привести их к исполнению». Решено было, что казаки еще будут нужны для войны с Турцией, и их временно оставили в покое. Село Ворожба было приписано к Сумскому полку.
Об этимологии слова «Ворожба» Виктор Васильевич ничего конкретного сказать не может. Знает, что подобные топонимы встречаются в древних летописях. Но точное происхождение слова неизвестно. «Возможно, — говорит Виктор Васильевич, — название восходит еще к Киевской Руси. Но в этих местах история основательно «затерта» татарским нашествием».
По словам Виктора Галушки, Ворожба сейчас переживает не лучшие времена. В 60-х годах здесь жило 13 тыс. человек, но потом у Ворожбы «забрали статус». Имеется в виду статус отделения железной дороги. Население сократилось. Таковы кривые пути истории.
Хотя, если послушать рассказ городского головы, не так все мрачно. Есть молодежь. Немного, всего 1,5 тыс., но есть. Есть Дворец культуры железнодорожников — центр культурного досуга. Скоро в Ворожбе праздник. Первое воскресенье августа когда-то считалось Днем железнодорожника, но здесь это фактически День города. Готовятся заранее.

Проблемы общие и местные

Главный человек города, городской голова Андрей ДРУЖЧЕНКО, довольно молод, но недавно люди избрали его на эту должность, значит, доверяют. О характерных чертах и проблемах города Ворожбы городской голова рассказывает: «Население Ворожбы около 7,5 тыс. человек. На предприятиях города трудоустроено до 10% всего населения. Не трудоспособного населения, а всего. Это довольно неплохой показатель. Но проблемы с трудоустройством на предприятия железной дороги все-таки есть. Все решается в Киеве». Всего в списке предприятий города — 37 позиций. Но сюда входят и библиотеки, и школы, и детсады. Более или менее крупных предприятий мы насчитали семь. Городской голова говорит: «Многие предприятия, имеющие отношение к железной дороге, являются структурными подразделениями Конотопа и других городов, хотя фактически расположены здесь. Таким образом, подоходный налог уходит в Конотоп, Ямполь, Кролевец. Потери Ворожбы составляют около 300 тыс. грн. в год. Это, конечно, сказывается на состоянии города, на жилищно-коммунальном хозяйстве».
А проблемы ЖКХ в Ворожбе очень похожи на те, с которыми мы сталкиваемся в Сумах. Вывоз мусора, содержание подъездов — все это делается или не делается за счет квартплаты. Долг жильцов составляет около 100 тыс. грн. «Платят 70% людей, — говорит мэр, — в основном аккуратно платят пенсионеры — люди старой закалки. А между тем есть жильцы довольно обеспеченные, долг которых составляет 1,6 тыс. грн.! Люди никак не поймут, что нужно регулярно платить, для того чтобы жить нормально. Мы проводили собрания, объясняли людям. Хотели привлечь к этой работе депутатов, но с этой новой системой выборов по партийным спискам… Получается, что у депутата нет своей территории. Он как бы везде — и нигде».
Устраивать стихийные свалки мусора в Ворожбе тоже любят. Мэр назвал три наиболее популярных места. «Вывозим оттуда шесть раз в год по три КамАЗа. Нарушителей ловил лично, — говорит он, — но пока не очень помогает». Да, с этим вопросом все как в Сумах.

Рынок

Какой же город без рынка! Есть он и в Ворожбе. Городской голова назвал его стихийным, хотя за торговлю берется плата в 3 грн. и 1 грн. — за парковку автомобиля. Сейчас территорию рынка отдают в аренду на 49 лет, с тем чтобы арендатор ее благоустроил.
Мы прогулялись среди этой «стихии» — впечатление самое благоприятное. Торговые места — аккуратные палатки, поставленные в ряды. По рынку можно свободно передвигаться, никого не задевая и не перепрыгивая через мешки и сумки. Не видела Ворожба настоящего стихийного рынка!

Завод

На всех предприятиях города, конечно же, не побываешь, но один завод мы все же посетили. Для примера. Полное название — ОАО «Ворожбянский машзавод». Основная продукция — опалубка для ЖБП. Заказчики не только в Украине, но и в Казахстане, Молдове.
Когда-то здесь было стратегическое предприятие — база мобрезерва. Постепенно она «обросла» производственными мощностями. После развала СССР оборудование с базы вывезли, а сам завод был приватизирован в 1993 г.
Галина КОЛЕСНИК, работающая здесь бухгалтером, рассказывает: «С 30-х годов здесь существовала база военного резерва железной дороги. В войну ее эвакуировали, а потом вернули. Постепенно начали кое-что изготавливать, чтобы дать людям работу. С 1999 по 2003 гг. завод был в упадке, зато сейчас мы на подъеме. Ну а как живут люди? Как все! Очень помогают свои огороды…»
Рассказывает первый заместитель директора Александр КУКЛЕНКО: «Хозяева предприятия — сумчане, а работают здесь люди не только из Ворожбы, но и из Белополья. Задолженности по зарплате сейчас нет. Численность работающих с 1993 г. возросла с 80 до 130 человек. Для сравнения — на железнодорожных предприятиях города работает около 800 человек». Такой вот заводик. Фактически — один цех и контора. Но для маленькой Ворожбы это очень существенно.

На счастье!

Что еще можно здесь увидеть при короткой прогулке? Самый популярный транспорт — велосипед, муниципального транспорта нет. В.И. Ленин стоит на своем постаменте — ворожбяне не стали трогать эту историю. Если приехать в Ворожбу поездом, то сразу обращаешь внимание на здание вокзала. Сооружение, созданное в конце XIX в. по проекту немецкого архитектора Юргенца служит до сих пор.
Красивейшая Покровская церковь, которая считается уникальным памятником слобожанской архитектуры. Рядом — сохранившаяся часть здания земской управы, относящаяся, как нам сказали, к XVIII в. Здесь жизнь бьет ключом — бывшую управу занимает детский сад.
А рядом, на специально подпиленном дереве, — гнездо аистов. Говорят, что птицы прилетают сюда постоянно. И дети «лелек» полюбили. Вообще, об отношении к аистам в наших краях хорошо известно. Очень положительное отношение. Добавим только, что гнездо аистов рядом с детским садом — сочетание особо гармоничное. Не иначе как к счастью.