Суми: новини, події, коментарі

Нотехс - будівництво у Сумах

Утраченная красота

1,910

За последнее столетие Сумы утратили множество памятников

Татьяна Репина
Сергей Бондаренко


Минувшее ХХ ст. прошлось тяжелым катком не только по судьбам сумчан, но и по архитектурным памятникам города. Многие храмы и здания исчезли под ударами идеологических догм, двух войн и насущной необходимости в развитии города – в ее видении тогдашними его руководителями. Так или иначе, архитектурный облик Сум стал беднее. Мы попробовали собрать сохранившуюся в памяти наших современников информацию об утраченных памятниках.

Время разрушать
Кварталы старых Сум формировались преимущественно в середине XIX-начале ХХ века, когда город переживал период бурного роста, связанного с развитием промышленности. Именно в тот период и были построены большинство храмов, общественных сооружений и частных домов сумской знати, которые и поныне считаются архитектурными памятниками. Храмы, построенные в ХVII-XVIII вв., практически не сохранились, как и большинство домов. Этому способствовали сильные пожары 1840-1841 гг.- ведь большинство строений в городе были деревянными. Единственным исключением стал Воскресенский храм, сохранившийся до наших дней. Разрушение памятников началось еще в период Гражданской войны 1917-1920 гг. Но ущерб от боевых действий не шел ни в какое сравнение с массовым разрушением храмов города, инициированным коммунистической властью в конце 20-х. Кампания сравнивания их с землей продолжалась вплоть до начала Второй мировой войны. В ходе боевых действий в 1943 г. была сильно повреждена часть центральной улицы Ленина (ныне Соборная), позже часть исторических зданий здесь была снесена в угоду постройке жилых домов в «сталинском» стиле.
Многие памятники архитектуры Сумы потеряли в ходе перестройки центра города, начавшейся в конце 50-х годов и продолжавшейся три десятилетия. Именно в этот период тогдашние власти хотели взорвать Воскресенский храм, но общественности удалось его отстоять. Однако после распада СССР эпоха утраты памятников не завершилась. К сожалению, современное строительство в исторической части города продолжается и поныне – на фоне полуразрушенных и заброшенных исторических кварталов. Так что не исключено, что рано или поздно с лица земли исчезнет еще тот или иной памятник. А ведь с ними уходит дух старого города, который не заменить панельно-кирпичными многоэтажками спальных районов…

Церковь Николая Чудотворца
Являлась одной из самых старинных сумских церквей, поскольку была построена в пределах крепости еще при основании г. Сумы. Перестраивалась в 1694 г., но сгорела в 1803 г. Находилась на нынешней пл. Независимости, недалеко от памятного креста. Каменный храм возвели в 1804 г., но он через два года разрушился из-за некачественной работы строителей. Новая церковь была построена в 1825 г. в стиле классицизма, была несколько похожа на типовой «гарнизонный» храм тех годов. Основные средства на церковь выделил купец Марк Медведев. В 1920 г. коммунистические власти закрыли церковь, а в 1930 г. она была взорвана и разобрана на стройматериалы.

Покровская церковь и Введенский храм
Первый храм на Покровской площади (бывшая Красная), очевидно, построили еще во время основания города. Он находился напротив нынешнего памятника Ивану Харитоненко. Каменный же храм на этом же месте был построен в 1783-1790 гг. по инициативе бывшего настоятеля этого храма, архимандрита Святогорского Успенского монастыря Феофана (Федоровского). Он представлял собой редкий в Украине тип трехстолпных храмов, построенный в стиле позднего украинского барокко. Средства на него дали сумские купцы. Во второй половине ХIX в. храм считался «полковым», его постоянно посещали солдаты частей Сумского гарнизона. В ограде Покровского храма размещалась Введенская церковь. Она была построена в 1821 г., имела «теплый» (зимний) храм. Разрушение Покровской церкви большевиками началось в 1932 г. Сначала был снесен верх храма, а нижняя часть некоторое время использовалась как крематорий. В 1935 г. остатки храма взорвали вместе с Введенским храмом и сравняли с землей.

Церковь Рождества Богородицы
Находилась на месте нынешнего Дома культуры СНПО им Фрунзе на ул. Горького (тогда Суджанской). Деревянный храм был построен еще в 1681 г. Каменный храм возводился 13 лет – с 1808 по 1821 г. Активное участие в финансировании строительства приняли купец Федор Ишунин и его сын Алексей. Храм был двухстолпным, построенным в стиле, содержащем элементы украинского барокко и классицизма. В конце ХIX в. насчитывал около 1600 прихожан. Разрушение храма по приказу коммунистических властей началось в 1938 или 1939 г., все имущество было разграблено или изъято. Окончательно был разобран после Второй мировой войны.

Казацкий вал
Расположенные ныне в районе ул. Кооперативной и части Нижнесоборной крутые склоны, на которых в ХVII-XVIII ст. стояли стены Суминого городка, являются памятниками археологии. Кроме того, их внешний вид дает возможность представить, какой была историческая география тогдашней крепости. Большая их часть была срезана еще в ХIX в., единственный не затронутый застройкой участок сохранился лишь на спуске от пер. Терезова к ул. Кооперативной. Но в 2009 г. был срезан и он. Сейчас на этом месте кафе и банк, а от склона остался лишь небольшой фрагмент. Более того – в 2011 г. городские власти заявили о планах срезать остатки вала и вдоль ул. Кооперативной – ради постройки автостоянки.

Усадьба Косикова (Богдановича)
Усадьба ныне находится в начале ул. Псельской – там долгое время размещалась гостиница обкома КПУ. Построена ориентировочно в начале XIX в. в стиле классицизма с элементами барокко. У сумских краеведов нет единого мнения по поводу того, кому она принадлежала. Некоторые утверждают, что хозяином усадьбы был городской голова Сум Богданович, другие – что здание было приобретено соратником Ивана Харитоненко Косиковым. Семья Косикова жила в особняке еще после революции и Гражданской войны. В начале 2000-х годов усадьба была приватизирована структурами, подконтрольными тогдашнему губернатору Владимиру ЩЕРБАНЮ и перестроена, отчего утратила свой первоначальный вид.

Дом Штейнера
В XIX в. на Николаевской улице (нынешняя площадь Независимости) располагался дом страхового товарищества Штейнера, построеннный в стиле так называемого французского ренессанса — модное направление конца XIX в. В 30-х гг. он стал зданием НКВД. Проект площади Независимости предусматривал возведение гостиницы и админцентра, поэтому постройку пришлось снести. Теперь на месте этого архитектурного шедевра разбита клумба.

Кинотеатр «Ампир»
Кинотеатр «Ампир» находился в здании, на месте которого в 50-е годы была построена аптека № 90 на Покровской площади. Позже его переименовали в кинотеатр им. Ленинского комсомола, а в 1940-х он стал называться «Хроника». Сейчас на месте кинотеатра – постройка времен советского брутализма – Дом химиков, который заменил старинное здание в эпоху перехода от сталинского стиля архитектуры к хрущевскому.

Эркеры на доме Сафронова
В XIX в. дом Сафронова на ул. Соборной, построенный в популярном тогда стиле модерн, украшали эркеры — закрытые выступающие части здания прямоугольной формы с окнами. Сейчас эта часть фасада закрыта плакатом с изображением Януковича. Сняли эркеры уже в послевоенное время, решив не восстанавливать буржуазные излишества.

Дом Кондратьева
Главный дом поместья Кондратьевых – потомков первого полковника Сумского Слободского полка Герасима Кондратьева – был построен в 1872 г. Н. Кондратьев продал земли с постройками городской громаде, и дом, комнаты которого сдавались в аренду, так и стал называться — Городской.
На современной ул. Петропавловской, 59, которую старшее поколение сумчан помнит, как ул. Ленина, располагалось здание областного суда. Когда-то это было помещение Городской думы, а ул. Первомайская носила название Думской. Часть здания занимала пожарная команда. Высокая башню использовалась как наблюдательная каланча. С 1867 по 1917 г. сюда перевели Сумской окружной суд, после революции здесь обосновался ревком, а потом областной и городской суды. Здание снесли в начале 80-х гг. ХХ в. Сейчас на месте утраченного сооружения построен один из корпусов УАБД. Вместо пожарной каланчи появилась башня с часами.

Парк «Швейцария»
Во второй половине XIX в. на левом берегу реки Псел, напротив Спасо-Преображенского собора, разбили общественный парк, который назывался «Швейцария». Парк располагался напротив бывшей суконной фабрики, где сейчас высится серый забор. Благоустройством любимого сумчанами места отдыха занимался известный цветовод А. Аболтин. Парк “Швейцария” — пример рационального обустройства Псельских заплав. Выгодно используя природные особенности рельефа, парк располагался на полуострове. В 1920-х гг. после прихода к власти большевиков за этим парком перестали ухаживать, и в результате он был загроможден мусором и уничтожен.

Камьяница
Когда-то на Николаевской улице (нынешняя площадь Независимости) стоял красивый и добротный жилой дом. По одной из версий, этот дом был построен во второй половине XVII в., но существует мнение, что это сооружение появилось уже после пожаров 1840 г. Эту версию подтверждает металлическая пластина с выбитой датой “1840”, найденная при сносе здания в конце ХХ в. В советское время на первом этаже здесь располагалась рюмочная, а верхние были снесены. Кстати, для современников это было очень популярное место встречи. Некий предприниматель, имя которого не сохранилось, хотел вернуть ему первозданный вид, но умер, так и не успев воплотить свой план. Уже в 90-х гг. прошлого века была запланирована реконструкция этого объекта, но как оказалось, под этим подразумевался полный снос здания. Весной 1993 гг. остатки здания были полностью демонтированы, несмотря на то что оно числилось как памятник архитектуры. Теперь место Камьяницы занял отельный комплекс “Воскресенский”.

Городской театр Д. Корепанова
В начале ХХ в. на ул. Покровской, 6 радовало глаз здание городского театра. Заказчиком строительства сооружения, возведенного в стиле рациональный модерн, стал сумской антрепренер Д. Корепанов. Автором проекта называют харьковского архитектора А. Гинзбурга. В театре неоднократно случались пожары, и в процессе обновления, он терял свой первозданный вид. Современный облик ему придал ремонт, проведенный в 60-х гг. ХХ в., вследствие чего главный фасад и интерьер утратили характерные детали стиля модерн, соединенные с отдельными элементами конструктивизма. Примыкающий к театру сад, где во время антракта гуляла публика, не сохранился. Кстати, последний ремонт театра тоже не пошел на пользу зданию — использованные при этом современные материалы ухудшили акустику зала.

Цветочные павильоны А. Аболтина
Улица Соборная потеряла два прекрасных цветочных павильона, принадлежавших А. Аболтину — известному цветоводу, который торговал своим садоводческим материалом на территории Российской империи от Сум до Маньчжурии. До нашего времени сохранились изображения левого павильона, который потерял свой первоначальный облик в 2000 г.

Областная библиотека
В конце XIX в., еще до революции, на Покровской площади располагался старинный особняк — дом Игнатьева. Позже в здании обосновалась областная библиотека. В 1941 г. она была переоборудована под телефонную подстанцию, во время войны ее уничтожили подпольщики. После войны здание занимали различные культурные учреждения. А в начале 80-х гг. оно было полностью разрушено, и появился уродливый, безликий Дом быта.

Дом В. де Коннора
Покровскую площадь украшал и дом, принадлежавший дворянам Сумского уезда де Коннорам, имеющим английские корни. Нынче прекрасную старинную архитектуру заменило скопище офисов и магазинчиков комплекса “Театральный”, возведенного в 1980-х гг.