Уроки истории – тем, кто скоро все равно ответит за базар
Революция в Тунисе начиналась с городского рынка. В Украине с базаров стартовал передел собственности, который продолжается и поныне. Нынешним “держателям” базаров и базарчиков – от донецких бандитов до вездесущего еврейства – стоит вспомнить историю: предки граждан Украины вели себя в базарном деле гораздо толерантнее, чем наши современники.
Рейдерских захватов не наблюдалось, а серьезная бандитская разборка случилась лишь раз, и то по благородному поводу и не на нашей территории.
Оказывается, еще в первом тысячелетии нашей эры торговые отношения на отдельно взятой территории происходили вполне цивилизованно. Ромеям (поданные императора Византии) позволено было ходить на своих галерах вплоть до днепровских порогов, где их ждали со связками мехов и кругами воска наши тогдашние «челночники».
А, по наблюдениям арабского хрониста Ибн-Хордадбеха, внесенных в «Книгу путей и царств», древнерусские купцы (то есть, уже серьезные экспортеры, а не разнообразная предпринимательская мелочь) из самых отдаленных земель привозили свои товары к Черному морю.
Аппетит приходит во время еды, и со временем наши пращуры решили, что торговать с ромеями гораздо выгоднее на их территории, а не где-то в районе будущего Николаева. Идея была реализована, и в Царьград потянулись славянские негоцианты, где их ждал неприятный сюрприз. Говорят, что с экспортерами с берегов Днепра и Днестра жители Константинополя начали вести себя не по-христиански.
Византийский историк Фотий писал о проблемах наших коммерсантов так: «Тех, которые должны нам нечто малое и незначительное, мы жестоко истязали и наказывали… и не обращали внимания на маловажность и незначительность в сравнении с нашими долгами, но, получая себе человеколюбивые прощения многого и великого, других за малое бесчеловечно ввергали в рабство».
На выручку соотечественникам поспешила карательная экспедиция, этакий 7-й флот времен 860 года. Пока император Михаил Третий где-то воевал с арабами, князь Олег с представителями «торговой миссии» в популярной форме объяснил, что обижать соплеменников нельзя. Попутно было вырезано население предместий столицы самого могущественного государства. Сам Константинополь Олег брать не стал, намекнув, таким образом, что «лучшее, конечно, впереди».
Очевидно, именно тогда появилась крылатая фраза «За базар надо отвечать». Звероподобная рать Олега произвела неизгладимое впечатление на ромеев, и в дальнейшем базарные дела для древнерусских купцов шли без особых проблем. Их даже пускали в местные термы, что было высшим выражением почета.
В самой же Древней Руси тех времен на базарах был воплощен библейский девиз от апостола Павла: «нет ни эллина, ни иудея, ни варвара, ни скифа». На базарах Киева, Новгорода, Чернигова, Галича были равны все (естественно, учитывался размер кошелька). Несколько выходили из рамок варяги, которые время от времени чинили непотребное (кстати, по одной из филологических версий галицкое «варьят», то есть, человек находящийся в психически неадекватном состоянии происходит именно от «варяг»). Но и представителей тогдашнего Запада угомонили довольно быстро и бесцеремонно. Например, в Новгороде, если в компетентные органы жаловался варяжский гражданин, то ему нужно было привести с собой свидетеля, жалобе славянина верили на слово.
Кстати, каждый раз, когда менялась в Украине правящая элита, бессменным оставалось правило — базар должен работать спокойно. И поддерживать порядок должны были городские власти. Например, во Львове этим занимались члены городской стражи, так называемые, цепаки. Здоровые мужики были вооружены цепами, утыканными железными наконечниками, что-то наподобие немецкого моргенштерна. Народ в то время был настолько законопослушен, что «правоохоронців» для благого дела цепаков хватало всего шесть-восемь штук.
А вот в Одессе порядок поддерживали на рынке с помощью «специально обученного» человека. Краевед и почетный член Одесского городского общества коллекционеров Анатолий Прихоцкий вспоминает об отчете г-на Лорера (Городское управление), согласно которому уже в 1797 голу «Всякий базар» (тогда Русский и Греческий) имел своего смотрителя или, так называемого «базарного», обязанности которого определялись особой инструкцией Городского управления.
В 1798 году взамен смотрителей учреждены должности базарных надзирателей, на которых возлагалось наблюдение за тем, чтобы не было перекупа, дороговизны жизненных припасов и других злоупотреблений, как на городских рынках, так и при таможне. Желая удешевить цены на жизненные припасы, Городское управление в 1797 году заключило контракт с купцом Филиповым, предоставляя ему монополию «иметь разницу» и «чинить продажу» мяса самого хорошего качества, «дабы покупщики не имели жалоб», с правом продавать во время постов не дороже чем по 4-5 копеек за фунт (400 гр) баранины и 3-4 копейки за фунт говядины.
Такса на жизненные припасы была отменена Городской думой в 1860 году. С введением Городового Положения в 1863 году организована торговая полиция. В состав ее входили торговая депутация, торговые, базарные и рыночные смотрители, торговые старосты. На них возлагались специальные обязанности следить за порядком торговли на рынках. Смотрители были лицами выборными и избирались из купеческого и мещанского сословий”. О каких рейдерских захватах при таком раскладе сил может идти речь?
Хотя немного крови все-таки было пролито на базарах и в те времена. Вот Харьковский Благовещенский базар отличался не только изобилием, но и тем, что в середине XIX века рядом с ним проводились кулачные бои.
Вот вкратце такими историями и баловала, и продолжает баловать украинская история. А ведь есть еще новейшая история из Северной Африки. Революция в Тунисе началась на базаре, где местному торговцу запретили реализовать фрукт, а он в знак протеста себя подпалил. До сих пор арабский мир потушить не могут.
Автор: Юрий Цвях; Comments.UA