Удар по колёсам
Из-за экономического кризиса автодилеры прогнозируют сокращение объема продаж на 40–50%
Желая угодить отечественным производителям и защитить украинский рынок, парламент ввёл с 6 марта 13-процентную пошлину на импорт. Через три недели решение было изменено, но не в пользу представителей авторынка. Импортные автомобили пока продолжают поступать с 13-процентным налогом. Предвидя эту ситуацию, автоимпортёры ещё в январе и феврале заполнили свои склады новинками, которых хватит как минимум до конца лета. Однако дилеров автомарок заботит сейчас не актуальность моделей, а спад продаж. Покупательская активность по сравнению с началом прошлого года в первом квартале текущего упала наполовину.
Перекрыт кредитный кислород
Если бы не кризис банковской системы, возможно, 13-процентная пошлина и помогла бы рынку отечественных автомобилей. Продавцы украинских авто пострадали от отсутствия системы кредитования и констатируют только спад реализации. «С января этого года мы не продали ни одного автомобиля в кредит, тогда как ранее такие продажи составляли половину», — рассказывает заместитель генерального директора по торговле автомобилями ОАО «Сумы-Авто» Сергей ДВОРСКИЙ. По его словам, в текущем сезоне реализация автотранспорта в области снизилась в пять раз.
В автосалоне «Синтекс-V», официального дилера марки «Ford», сообщили, что из-за прекращения банковского кредитования тоже существенно снизились продажи. «До осени прошлого года до 80% всех сделок заключалось в кредит. Сейчас покупатель платит только наличными, причём клиентов интересуют исключительно модели подешевле», — рассказал директор автосалона «Синтекс-V» Леонид ШАМИН. По его словам, сейчас предприятие предлагает со скидками автомодели 2008 г.”Кроме двух последних месяцев 2008 г. год был очень активным по продажам.
Мы постоянно наблюдали рост продаж импортных автомобилей, причём до 70% — в кредит”, — рассказывает руководитель направления Mitsubishi Сергей ЛЕОНОВ. Он вспоминает, как региональное отделение начало новый 2007 г. без единой модели старого года. Продажи за год вырастали на 70–100%. Такой ситуация была до ноября 2008 г. И хотя первый квартал для авторынка не является показательным (в марте «колёсный» рынок только начинает просыпаться), до конца года продавцы предвидят сокращение объёма рынка до 50%.
Дешёвая надёжней
«Снизились не только продажи, но и посещаемость автосалонов», — рассказывает Сергей Леонов. У покупателей теперь проявляется интерес не к новинкам сезона, а к акционным авто и авто со скидками. Новинки интересуют только экономкласса.
Среди немногочисленных покупателей импортных автомобилей у многих сделки остались незавершенными — люди заключили договор с автодилером, но не могут снять свои деньги с банковских депозитов. Поэтому некоторые автосалоны начинают всерьёз задумываться о собственном лизинге, ведь не все производители могут позволить себе такие условия продажи.
Но несмотря на трудности, автодилеры будут поставлять импортные новинки — правда, их цена возрастёт на 15–16%. Дилерскую сеть импортёры сокращать не собираются. Чтобы удержать покупателя, они готовы зарабатывать меньше, но предлагать доступные автомобили. Ведь клиентские запросы за последние полгода изменились — вопрос сборки, комфорта и престижа стоит не так остро, как еще полгода назад. Теперь для клиента главное — цена.