Возвращение храма как признак прогресса
Во все времена и при любых общественно-политических раскладах в Сумах это место называлось просто “монастырь”.
Так объявляют остановку троллейбуса, таксисты без лишних вопросов принимают это слово как указание адреса.
Комплекс сооружений на ул. Роменской, центром которого является Пантелеймоновская церковь, или, если говорить корректнее, храм Святого великомученика целителя Пантелеймона.
Теперь здесь снова мужской монастырь и, естественно, православный храм, но так было не всегда.
От основания до попытки финала
Пантелеймоновская церковь – одна из последних, построенных до СССР. Несмотря на то что ее автор – известный архитектор, член академии архитектуры Петербургской академии художеств, а впоследствии – заслуженный архитектор СССР Алексей ЩУСЕВ, в справочной литературе по Сумам об этом памятнике – почти ничего. Есть другие сооружения, здания и храмы, которые стали визитной карточкой города, а Пантелеймоновской церкви в этом отношении не повезло. Даже в увесистом альбоме “Вулицями старого міста” (с Кучмой и Щербанем на первых страницах) нет фотографии этого храма. Будто и не присутствует в городе этот вполне реальный элемент истории.
О Пантелеймоновской церкви известно, что построена она в 1911 г., а в 1914 г. закончилось строительство всего монастыря. Места эти были почти загородной зоной или, по крайней мере, городской окраиной, называемой Оболонью до сих пор. Значительные средства на строительство храма внес сумской купец Кулешов.
Храм сравнительно новый, но в его проекте просматриваются старинные традиции – Алексей Щусев использовал формы псковско-новгородской архитектуры ХII-ХIII вв.
Вдали от городской суеты возник монастырь с храмом Святого Пантелеймона в центре. Но очень скоро события стали развиваться не так, как было задумано. Уединенную обитель стали закрывать. Закрывали до войны, потом открыли на время и закрыли снова. Окончательно ее решили упразднить в 1963 г. Тем “хозяевам”, казалось, что теперь уж навсегда. Капитальным строениям повезло в том смысле, что их не взорвали, как это бывало с другими “рассадниками мракобесия”, а решили использовать для народно-хозяйственных нужд. Многие коренные сумчане помнят, что в здании церкви располагался склад промышленных товаров – мыла и тому подобных актуальных вещей. Позже здание хотели перепрофилировать, причем с идейно-просветительским уклоном – устроить там планетарий. А что, здорово придумано! Картинка звездного неба, научно-популярные лекции в духе строгого материализма: “Гагарин летал и никакого Бога не видел…”
Думалось, что для церкви это печальный финал. Оказалось – всего лишь неудачная попытка такой финал устроить. Потому что сегодня здание используется так, как и было задумано людьми в начале прошлого века.
Радостные заботы
Совсем недавно храм отреставрирован. Мы захотели узнать, как и чьими трудами это было сделано. Нашему интересу они вроде бы обрадовались, но насчет информации ответ один: “К батюшке обращайтесь, он все знает, он расскажет”.
Отец Игорь участвовал в восстановлении храма с самого начала, но, по его словам, выходит, что выступал не в роли организатора или руководителя, а скорее координатора. О первых шагах восстановления он рассказывает: “Об открытии храма стали ходатайствовать в 89-90 гг. Подали документы в Москву, оттуда пошло распоряжение в Киев и дальше – в Сумы. Храм отдали церкви в октябре 1990 г. Поскольку здесь планировался планетарий и были проведены определенные работы, то многое осталось. В здании сделали два этажа, были две котельных, паркет, двери. Говорят, что на строительство планетария было затрачено около 300 тыс. рублей (тех, советских. – “r”). Я верю, но у меня есть подозрение, что примерно треть украли. Купола покрыли заново. Чистый цинк. Материал хороший, но работа…
Некачественно сделали. Я стал обращаться в управление архитектуры, чтобы из храма вынесли все лишнее. Нужно было убрать перегородки, перекрытия, стены, которые построили “под планетарий”. Согласились, но запросили 15 тыс. рублей. И эти деньги предстояло собрать как пожертвования прихожан. Но нашлись люди, которые за эти же деньги не только убрали лишние стены, но и полностью сделали ремонт храма. Работа шла хорошими темпами. Первая служба в обновленном храме состоялась как раз на Крещение, 18 января 1991 г.
Я хочу подчеркнуть, что простые люди смотрели на наше дело с любовью. И помогали кто чем мог.
Потом делали иконостас, расписывали стены. Работали художники Юра, Володя и еще один…
(Так, экспромтом, отец Игорь не мог вспомнить всех имен и фамилий, да мы и не настаивали. Видно, что всех, кто участвовал в восстановлении храма, отец Игорь помнит просто как людей. – “r”).
Когда художники работали над росписями, то бывали случаи, что прихожане подходили к ним и просили: “Сегодня у меня день ангела. Напишите в этот день моего святого”. И в этих случаях сами платили деньги, то есть расходы по украшению храма брали на себя. Частично.
Отец Игорь вспоминал многое и многих. Рассказывал о преподавателе педуниверситета, который делал гипсовые формы для литья. О том, как отливали алюминиевые детали иконостаса на ОАО “СНПО им. Фрунзе”, в то время когда цена на алюминий неожиданно взлетела чуть ли не в два с половиной раза, о том, как помогли достать и привезти дерево – настоящий дуб – для иконостаса и как люди пришли и установили двери – трое дверей – бесплатно, просто в качестве пожертвования на храм. Те, кто не обладал большими финансовыми или производственными возможностями, просто принимали участие в погрузке-разгрузке, расчистке и т.п. Отец Игорь говорит: “Я никогда не прошу. Люди сами видят, что нужно для храма, и жертвуют”. В общем, как уже было сказано, “смотрят с любовью”. То есть не воспринимают заботу о храме как повинность или даже обременительную, но непременную обязанность. Просто делают.
Художник Юра
Художник Юра, о котором вспоминал отец Игорь, – это Юрий ТЕСТО, давно сотрудничающий в нашей газете в качестве карикатуриста Ивана ГОГИНА. Многогранная, оказывается, личность.
r: Юра, так ты, оказывается не только карикатуры умеешь! Ну давай, рассказывай, как расписывал Пантелеймоновскую церковь.
– С храмом было так. Получил информацию, что можно получить работу. Пришел, познакомился с отцом Игорем. Он мне дал работу на пробу – пришлось постараться. Но отцу Игорю понравилось, и он меня благословил. Но сначала я принял крещение. Был некрещеным до 28 лет!
r: Какие наиболее значительные работы ты сделал для храма?..
– Восемь работ по Ветхому Завету, расписывал царские врата, иконостас. Не один, конечно, мы втроем там работали…
r: Что было самым сложным?
– Роспись снаружи. Когда под открытым небом работаешь.
r: Странно?
– Немного. Вообще-то, мне сказали, что если свалишься, то нужно произнести “Господи, помилуй”. Высота такая, что можно успеть прочитать какую-нибудь молитву подлиннее – примерно четырехэтажный дом.
r: Тяжело?
– Нет, радостно. Днями работаешь на лесах, под тобой внизу идет служба… Проникаешься. Это работа для души, если бы еще такая подвернулась! Не умею как следует все объяснять, но это был важный этап в моей жизни. Я каким-то другим стал.
Прогресс и возвращение
Люди меняются, а храм остается тем, чем и был. Не удалось изменить предназначение здания, над которым трудились сотни людей, которое проектировал архитектор Щусев, на которое жертвовал свои деньги купец Кулешов. Возвращение или прогресс – суть не в терминологии.
И сколько частных историй сплелось в одну общую! Архитектор Алексей Щусев проектировал не только храмы, но и мосты, дома, делал проект реконструкции Крещатика. Он же – автор проекта мавзолея В.И.Ленина, отношение которого к православным и всем другим храмам известно…
Церковь хотели превратить в планетарий, но не успели. Наверняка ситуация под контролем, и Гагарин видел не все.
Сотни людей проявляют негромкий энтузиазм и возвращают храм к жизни. Возвращение, свидетельствующее об определенном духовном прогрессе.