Суми: новини, події, коментарі

Нотехс - будівництво у Сумах

«Цигель-цигель, ай-лю-лю!»

170

Пароход «Михаил Светлов», или некоторые итоги первых ста дней новой городской власти

Геннадий Миропольский

От редакции. В конце июля будет 100 дней, как новая городская власть приступила к своим обязанностям. Приглашаем всех к обсуждению как первых успехов, так и первых неудач, но, главное, основных городских проблем и путей их решения.

Реорганизация структуры исполнительной власти

Основная задача бюджетного учреждения — обеспечить себя средствами к существованию. Если в процессе функционирования государственная институция достигает общественнозначимого результата, то такой результат рассматривается как неожиданный бонус для граждан.

Существующая система управления городом — это не хаос. Это структура, работающая только на свой прокорм.

Распоряжением мэра г. Сумы от 11 мая 2006 г. № 335-Р были созданы две комиссии по реорганизации аппарата управления городским хозяйством и деятельности исполнительных органов власти.
Первая из этих комиссий действительно назначена и состоит из должностных лиц, вторая — альтернативная — действует на свой страх и риск и состоит в основном из депутатов.
Результатом деятельности этих комиссий будет проект реорганизации аппарата управления, ориентация управления на общественнозначимые цели.
Дамоклов меч обеих комиссий — риск выдать дорогостоящую игру в перестановку квадратиков-управлений за качественное изменение целей управления.
О работе официальной комиссии по реорганизации нам мало что известно, с ее составом можно ознакомиться на веб-сайте мэрии.
Неформальная же депутатская комиссия пока рассматривает новую структуру управления как совокупность центров финансовой ответственности. Подход к управлению как к центрам ответственности — грубо говоря — предполагает выделение в отдельные структуры центров доходов, отвечающих за максимализацию доходов, а в отдельные структуры — центров затрат, отвечающих за исполнение поставленных задач при минимизации затрат.
Важно сопоставить с усилиями по реорганизации управления тот факт, что г. Сумы попал в обучающую программу «Реформа местных бюджетов», проводимую United States Agency International Development (US AID). Речь в этой программе идет о переходе от традиционного бюджетного процесса к программно-целевому формированию бюджета.
Ситуация выглядит как в анекдоте: «Доктор сказал, что нальет воду в бассейн, когда мы научимся прыгать». Пока высший менеджмент города принимает экстренные взаимоисключающие друг друга решения, рядовые сотрудники управлений должны учиться проектному подходу в решении своих профильных задач.
Проектный подход предполагает наличие измеримых целей, сроков исполнения проекта и фиксированного бюджета проекта. Действия же высшего менеджмента города зачастую меняют цели по ходу исполнения задач (полигон — только в В.Сыроватке, полигон — не только в В. Сыроватке), сроки реализации (новые ставки единого налога — завтра, новые ставки единого налога — с нового года) и бюджет (мы дадим Вам х00 000 грн., нет, мы дадим Вам y00 000 грн.).
Реорганизация аппарата управления городом должна стать первым проектом, бюджет которого формируется программно-целевым методом. На программу US AID следует отправлять менеджеров высшего звена, а не сотрудников управлений.
Если необходимость реформирования органов управления не будет доноситься до жителей города пусть и в неизбежно профанном изложении, никакого реального реформирования не произойдет. Без активной публичной кампании среди жителей города, реорганизация — бесцельная игра в пятнашки с «квадратиками» управлений.

Саботаж, кадровая политика и коммунальное имущество

Недостаток работы с общиной города — ахиллесова пята любой власти. Ежемесячных сольных выступлений мэра на благоприятном для него фоне заместителей недостаточно. Проектный подход предполагает наличие коммуникационной политики, а не разовых встреч.

Саботаж отличается от профнепригодности наличием разумного начала.

По личному свидетельству высокопоставленного руководителя мэрии, распоряжения тонут в толще управлений. Однако это не всегда саботаж.
Начальник управления коммунального имущества Щербак В.И. за время своей государственной службы так и не смог узнать, чем он управляет. Ему неведом реестровый состав арендаторов коммунального имущества, условия получения ими в аренду коммунального имущества. Депутатский запрос члена фракции «Ночной дозор» Чепика Владимира остался без ответа по существу. Впрочем, так же, как и запросы гражданской инициативы «Ночной дозор» в 2005 г. Если Василий Иванович планирует вернуться из отпуска на работу, а не на больничный, то его ждет на своих заседаниях постоянная планово-бюджетная комиссия. Лояльность комиссии измеряется двумя месяцами скромного ожидания и невнятными угрозами вынести «неполное служебное соответствие».
Реестровая инвентаризация коммунального имущества, по нашей информации, в управлении не проводится (вопреки распоряжению мэра).
Общественный совет ГИ «Ночной дозор» рекомендует членам комиссий активнее использовать механизмы давления на госслужащих статьями КЗоТ. Хуже не будет.
Саркастический смех вызвал ответ исполкома Общественному совету ГИ «Ночной дозор» за подписью Волонтырца В.М. Оказывается, что, поскольку сам исполком тендеры на закупку товаров, работ и услуг не проводил, постольку информация об этих тендерах отсутствует на сайте мэрии. А те тендеры, которые проводились управлениями — это не тендеры исполкома. Так Вам «шашечки» или «ехать»?

Регламент, планирование и бюджет

На второй сессии городского совета был принят новый регламент сессии, проект которого был подготовлен блоком «Ночной дозор», а поправки вносились фракцией НСНУ. Регламент требует наличия плана работ горсовета на полугодие, и этот план также был утвержден в июне сессией горсовета.
Есть планы работ и у постоянных профильных комиссий горсовета.
Однако демонстрировать ритмичный характер работ горсовету не удается. Экстренность вносимых на рассмотрение вопросов никак не вписывается в представления о плановости работы. Что гораздо хуже — горсовету не всегда удается демонстрировать несгибаемую волю. Цигель-цигель, ай-лю-лю, пароход «Михаил Светлов».
В течение нескольких дней были изысканы средства на юбилей Владимира Голубничего (их «забыло» включить в бюджет 2006 г. профильное управление).
В течение нескольких дней было принято решение о заключении договора аренды с ЧП «Лекон» на 11 месяцев. Бюджет дополучит около сотни тысяч гривен арендной платы за то время, когда «Лекон» пользовался коммунальными площадями бесплатно. Однако горсовет упустил возможность снять себя с крючка, связать легализацию аренды помещения «Лекон» с доступом городских служб к базам данных квартиросъемщиков и к программному обеспечению. А ведь стоимость электронной инфраструктуры «ЧП Лекон» на порядки превышает выгоду от сданного в аренду помещения.
Типичный диалог представителя управления с планово-бюджетной комиссией приведен ниже:
— Я не экономист, я медик.
— 300 тысяч, которые Вы ищете, не были заложены в бюджет-2006. Почему Вы не лоббировали решение этой проблемы в 2005 году?
— Мы не могли предположить, что лифты выйдут из строя.
— В заключении «Сумылифт» указывается, что лифты должны были выйти из строя десяток лет назад.
— Отрасль ежегодно недофинансируется на миллионы гривен, а Вы торгуетесь со мной за 300 тысяч.
— «Сумылифт» — монопольный поставщик этих услуг. Вы не пытались сбить цену или поискать альтернативные выходы из положения?
— Я не экономист, я — медик.
Приблизительно в таком режиме происходит управление бюджетным процессом в городе.
Чей-то тотальный личный контроль невозможен, плановый — не реализован, а коррупционный — заблокирован.
Однако «никак» не будет, будет «как-то». Либо будет сорван стоп-кран на доставке конвертов с деньгами, и включатся традиционные коррупционные заменители легальных процедур. Либо необходимые системные, плановые процедуры принятия решений все-таки заработают. Третьего не дано, ничьей не будет, дружба не победит.

Земля и люди

Последнее временное положение, которое занимает человек, — это положение в земле. И этим положением управляет городское управление по земельным ресурсам. Согласно временному положению, принятому депутатами городского совета.
Разработкой новых положений (о землеотводах, о конкурсах, о новых — дифференцированных — ставках единого налога и аренды) занимаются депутаты городского совета.
Профильные управления, в чьем ведении находится формулирование общегородских правил, к решению системных проблем имеют отношение. Точка. Работавшие до сих пор правила не требовали особых интеллектуальных усилий от профильных управлений.
У застройщиков, например, принято сначала строить на коммунальной земле, а только потом обращаться в горсовет за легализацией «своих» построек. Такова народная строительная традиция. Однако что-то начинает мешать застройщикам: зафиксирована, например, попытка протащить через сессию горсовета пристройку к якобы собственному зданию, которое на поверку оказалось коммунальным. (Следует иметь в виду, что проверяется не все).
Выход здесь очевиден: существуют законные механизмы оприходования бесхозного имущества, наложения штрафа на застройщика в размере 50% стоимости постройки и т.п. Одна-две внезапные находки изрядно пополнят городской бюджет и напрочь отобьют охоту к несанкционированному строительству.
На временных мораториях или временных положениях по земельным вопросам, по вопросам собственности можно прожить только временно. Без Положения об общественных слушаниях нельзя прожить вообще. Интересы общины города очевидны.

Власть и громада

Успех политического блока «Ночной дозор» на выборах 26.03.2006 в горсовет означал появление всего-навсего одного канала влияния общины на органы местного самоуправления. Один канал — это не канал, это тропинка. Не хватает не столько юридической базы для контроля и влияния, сколько неформальных стандартов поведения, обыденных привычек множества частных лиц защищать свои интересы перед лицом властей.
Настоящая публикация основана на материалах мониторинга деятельности городских властей общественного совета ГИ «Ночной дозор».