Танцы с судьбой
Международная пресса давно называет Национальный грузинский балет «Сухишвили» восьмым чудом света. Сумчане испытали энергетику его таланта на себе
Уже более 60 лет ни одно выступление балета имени Илико Сухишвили не проходит без аншлага. Не стал исключением и концерт в театре им. Щепкина 1 марта. Нынешним составом коллектива руководит уже третьего поколения хореографов – Нино и Илико Сухишвили.
Наша публика просто-таки искупала гостей в овациях. «Браво» звучало на протяжении всего выступления. Каждая танцевальная композиция сопровождалась аплодисментами. В антракте зрители обсуждали выступление артистов и делились эмоциями, а финальный танец публика смотрела стоя.
Репертуар коллектива определен еще с тех пор, как его создатели, Илико Сухишвили и Нино Рамишвили, после войны начали возрождать грузинский танцевальный фольклор. В 1948 г. ансамбль впервые побывал на гастролях в Европе. С тех пор мировая слава сопровождает его повсюду.
В новой программе, которую показали сумчанам, есть несколько номеров с оружием, танец с бутылкой на голове, свадебные танцы, легендарная лезгинка…
Перед каждым выходом на сцену балет Сухишвили в обязательном порядке проводит генеральную репетицию. Есть у танцоров и свой ритуал – перед началом шоу они все вместе громко восклицают: «У! У! У!»
В балете «Сухишвили» — только самые лучшие танцоры. Но даже мастерство исполнителя — не всегда залог того, что он может попасть в эту труппу, потому что грузинский национальный костюм очень претенциозный. И бывает так, что даже красивой девушке он не подходит. Поэтому когда подбирают танцоров, обязательно смотрят их в гриме.
Нынешние руководители балета «Сухишвили» стараются осовременить репертуар и костюмы. Так они привлекают к грузинским традициям молодежь. Увидеть балет сейчас можно не только на сценах театров. Ансамбль организовал и так называемые клубные версии представлений для выступления в ночных заведениях и ресторанах — как уверяют руководители, чтобы еще больше популяризировать грузинский танец.
Как бы далеко ни шагнул прогресс, аншлаги во время гастролей Национального балета Грузии подтверждают – даже современному человеку необходимо ощущение причастности к древнему ритуалу, ему нужно лично лицезреть то, что, кажется, не изменится вовеки веков. Именно в такой ритуальности и стоит искать объяснение успеха народных балетов.