Суми: новини, події, коментарі

Нотехс - будівництво у Сумах

Сумские муралы и муралисты

2,370

В Сумах за последние 10 лет появился ряд объектов уличного изобразительного искусства. Только в этом году их количество увеличилось до полусотни.
Сегодня мы расскажем о сумском фестивальном движении стрит-арта, явившемся прологом для появления первых уличных картин, инсталляций и рисунков в нашем любимом городе.
От объектов стрит-арта до муралов
Эффективным импульсом развития стрит-артовского движения в Сумах стали одноименные фестивали 2010, 2011 и 2012 гг., проводившиеся под эгидой Сумской муниципальной галереи.
Художники со всей Украины отозвались и охотно приехали в Сумы на первое фестивальное событие 2010 г. Уютный дворик кафе Дубай в центральной части города временно превратился в островок свободного творчества и непринужденного общения. Воодушевленные художники под сопровождение одновременно похвальных и не очень лицеприятных комментариев горожан создавали авторские художественные интерпретации. К сожалению, не сохранилось основное творение фестиваля – «Ковер» Романа МИНИНА, который был нанесен на плиточное покрытие дворика. А вот все остальные росписи и рисунки, несущие в себе отголосок уникального фестивального события, радуют сумчан до сих пор.
Каждый фестиваль уникален. Не исключением стал и второй сумской стрит-арт фестиваль «Резервация». Такое название объясняется местом его проведения — нерабочая, заброшенная площадка на территории Сумской ТЭЦ. Куратору фестиваля Константину АЛЕНИНСКОМУ удалось собрать художников из Харькова, Киева, Винницы, Херсона. Они создали резонансный проект, получивший прекрасные отклики далеко за пределами Сум. Активные участники «Резервации» отметили, что в нерабочей зоне Сумской ТЭЦ сконцентрирована неповторимая энергетика и атмосфера, поэтому это место могло бы превратиться в уникальную арт-локацию. Но эта идея осталась лишь неосуществлённой мечтой художественных неформалов.
Классика в городе
Своеобразным продолжением развития фестивального стрит-артовского движения в Сумах стал третий фестиваль, посвященный классическому изобразительному искусству. Его итог – презентация в 2012 г. художественного маршрута по центральной части города. В его создании приняли участие активные и талантливые художники, истинные патриоты нашего города. Они украсили стены современных зданий версиями известных живописных сюжетов, образно их переосмыслив. Тогда удалось быстро и легко согласовать все организационные моменты с управлением архитектуры.
К чести авторов настенных изображений и сегодня почти все работы в отличном состоянии. Они продолжают жить своей особенной городской жизнью. Финальной точкой маршрута стало изображение размером 10 на 7 м на задней стене торгового центра “Киев” версии Моны Лизы (авторы Егор АВДЕЕНКО, Роман ЛИННИК). Этот объект считается одним из первых муралов города Сумы. И сегодня загадочная Мадонна в тесном переулке встречает суетливую толпу прохожих, казалось бы, в самом неожиданной и неподходящей для классики локации.
К сожалению, после третьего фестиваля в Сумах это творческое движение больше не возобновлялось, что, по мнению художников, експертов, общественных активистов, окладывает негативный отпечаток на формирование художественного облика города Сумы. Нужно признать, что не все настенные росписи, появившиеся в Сумах с начала эпохи муралов, отвечают высоким художественным требованиям. Порой горожане в произвольной форме рецензируют общедоступные изображения, используя краску из баллончика и нанося ее просто на мурал. Такой способ самовыражения не говорит о высокой культуре самих критиков.
В продолжение темы уличного изобразительного движения сегодня речь пойдет о муралах, которые стали появляться в Сумах как грибы после дождя. Их создатели активно подхватили художественную эстафету у стрит-арта.
Вызов безликости
Нужно признать, что не все сумские настенные росписи отвечают высоким художественным требованиям. Самым спорным муралом стал портрет певицы Джамалы на ул. Петропавловской. В социальных сетях сумчане высказывают ряд критических замечаний по поводу этого творения.
Проблему художественной ценности городских настенных рисунков, картин обсуждают и в среде профессиональных художников, архитекторов. Так, Юрий ХАРЧЕНКО, архитектор, который в свое время работал главным художником области, возглавлял Сумской художественный фонда, считает, что из недавно появившихся в городе новых уличных арт-объектов в 70% – это неинтересные работы. Он обьясняет, что, поскольку отсутствует профессиональный подход к их созданию, возникают непростроенные, иногда гипертрофированные изображения, конструкции.
– Чтобы упорядочить этот стихийный процесс, в городе нужно создать четкую систему, которая будет отфильтровывать низкопробные образцы, – отмечает Юрий Александрович. – Сейчас идет создание художественного совета города. Есть твердая позиция архитекторов, художников: чтобы деятельность худсовета была эффективной, необходимо закрепить в положении и статуте весомость его решений. В отличие от ныне действующего градостроительного совета, который является лишь совещательным органом при городском голове. В результате, как правило, мнения членов градостроительного совета зачастую игнорируются и не принимаются к сведению.
Сумчанин Олег КОХАН, член Союза дизайнеров Украины, отмечает, что многие его коллеги довольно критически относится к появлению муралов на территории нашего города. Ранее подобные объекты проходили детальную апробацию на художественном совете. Так, например, до сих пор радует глаз декоративная роспись на фасаде детской больнице на улице Троицкой.
Депутат Верховной Рады Светлана ЗАЛИЩУК в интервью ВВС Украина высказала свое мнение о муралах вообще и об их появлении в столице: “Муралы создают лицо города. В Киеве очень много хорошей архитектуры, но та архитектура, которая красива, она очень часто заброшенная, а советская – безликая. Я бы назвала муралы таким культурным проявлением. Особенно много сюжетов для муралов были взяты после Революции достоинства. Мы
таким образом не просто становимся красивыми как город, мы еще и идентифицируем, в чем наши символы, какие знаки и образы для нас важны. То есть город приобретает идентичность, и мне лично это очень нравится.
У нас сейчас ограничены финансовые возможности, как сделать наш город лучше. Поэтому муралы – это тоже неординарный способ искать возможности, чтобы привносить красоту”.
В сумском недавно открытом «Разумном хабе» во время лекции, посвященной роли художника в формировании городской среды, наш известный земляк Валерий ШКАРУПА также затронул тему муралов. Он отметил, как положительную тенденцию появление в украинских городах ярких, неожиданно красочных настенных картин, рисунков. Валерий Шкарупа уверен, что время и сами жители мегаполисов, небольших городков сделают природный отбор настенных изображений, но главный позитив в том, что из среды обитания современного человека постепенно уходят советская безликость и серость.
Свобода восприятия
В то же время Александр НИКИТЮК, художник из Винницы, убежден, что уличные художники не могут навязывать горожанам свои произведения. По мнению Александра Никитюка, наравне со свободой творчества должна быть и свобода восприятия, выбора. То есть уличное искусство не должно содержать в себе элементы агрессии. Показательным мастер-классом по созданию толерантного уличного искусства стало создание нынешней осенью мурала по адресу пл. Покровская,6. В рамках Урбан-арт фестиваля инициативная группа — ученики Школы архитектуры и дизайна – сначала сделала уличный опрос о целесообразности создания в этом месте настенной картины. В опросе приняли участие больше 100 горожан, которые работают или живут рядом со зданием на Покровской площади. Сумчане озвучили ряд интересных мыслей, предложений по поводу цветовой гаммы, тематики и сюжета будущего рисунка. Как выяснилось, горожане живо интересуются историей родного города, любят и знают его достопримечательности и ностальгируют о клумбах с благоухающими кустами роз из недавнего сумского прошлого. На основе всех высказанных пожеланий слушатели Школы общественной урбанистики, ученики Школы архитектуры и дизайна и группа художников в конце августа создали истинно народный мурал.
Международный арт-проект
Нынешние студенты Сумского национального аграрного университета часто фотографируются на фоне двух оригинальных муралов. Они появились здесь осенью этого года в рамках сумско-швейцарского арт-проекта. Об истории его создания рассказала куратор первого в нашем городе международного мурала Ольга КОВАЛЕВСКАЯ. Она хорошо известна сумчана как автор поэтических книг, оригинальных художественных проектов, перфомансов.
Следует отметить, что данный проект — результат сотрудничества сумской мастерской творческих идей Urban Lys, посольства Швейцарии в Украине, а также фестиваля музыки и стрит-арта Respublica FEST.
Швейцарская сторона, стремясь сделать креативный подарок городу, львиную долю затрат взяла на себя.
Кроме того, реализация международного грантового проекта – это еще и продолжение долгосрочного сотрудничества города с благотворительным фондом “Хелп Поинт Сумы”. Возглавляет эту организацию Maрианна ПИФФАРЕТТИ. На протяжении 20 лет она доставляет важные и нужные гуманитарные грузы в город, с которым связаны воспоминания госпожи Maрианны о ее детстве и юности.
Сумской национальный аграрный университет(СНАУ) быстро и доброжелательно откликнулся на предложение создать столь необычный арт-объект. В распоряжение художников предоставили две большие стены, – рассказывает куратор проекта. – А 5 сентября авторы уже приступили к активной подготовке площадей для нанесения красок.
Со швейцарской стороны в проекте учавствовал художник Матиас АМСЛЕР, работающий под творческим псевдонимом Pollo 7. В Сумы он приехал чрезвычайно собранным и подготовленным к работе. В распоряжении швейцарского гостя для создания мурала было мало времени — четверо суток.
– Всего за один день Pollo 7 перенес свой эскиз на огромную стену, где начали проглядываться очертания огромного слизняка с наездником, – отмечает пани Ольга.- Художник не скрывал своего волнения, поскольку это была самая масштабная картина, которую ему приходилось рисовать. В данном обстоятельстве был и особый интерес, и творческий драйв. Работал он, перемещаясь в воздухе на разные уровни с помощью машины-подъемника.

Одновременно с Pollo 7 возле соседней стены воодушевленно творили сумские художники Надежда БЕЛОКУР и Роман ЛИННИК. Они работали с помощью о строительных лесов, создавая картину под названием «Сублимация».
Куратор масштабного проекта Ольга Ковалевская добрыми слова благодарности отмечает за помощь в создании муралов Сумскую торговую группу. Именно она сделала огромные скидки на приобретение красок, кистей, лаков и любезно предоставила в аренду дорогостоящие строительные леса, без которых сумские художники просто не смогли бы взлетать до наивысших точек мурала.
Благодаря технической и моральной поддержке многих сумчан за три дня художники сотворили чудо – на стенах СНАУ появились два оригинальных мурала. Их покрыли слоем специального лака, защищающего краски от палящего солнца и разрушающей влаги.
Подводя итоги проекта Ольга Ковалевская, с присущей ей как поэту меткостью оставила в фейсбуке заметку: «Дякуємо всім цим чудовим людям за те, що рухають важкі хвилі буденності своїм запалом і любов’ю до мистецтва, і за ці мости дружби, що єднають нас через такі далекі відстані: Aндрій ЗОИН, Альона ДМУХОВСЬКА, Ігор ГУЦАН, Юрій ДАНЬКО, Ксенія Валеріївна ДАНЬКО! Дякуємо також усім, хто нам не захотів чи не зміг посприяти! Завдяки вам цей проект став ідеально влучним і всі пазли склалися якнайкраще! Вершник на равлику – це геніально!».

Врез
Порой сумчане в произвольной форме критикуют общедоступные изображения, используя при этом краску из баллончика, нанося текст рецензии просто на сам мурал. Такой способ самовыражения не говорит о высокой культуре самих критиков

Фото 1.
ПЕРВЫЙ СУМЧАНИН. Полковник Сумского казацкого полка, основатель города Сумы Герасим Кондратьев (ум. 1701) стал первой исторической личностью, запечатленной в жанре мурала. Высота картины, украсившая здание в самом в центре города, составляет более 9 м и относится к наиболее крупным стрит-арт-объектам города. Возле портрета Герасима Кондратьевича на стене изображены старая сумская крепость, фамильный герб. Работа над полотном продолжалась в течение трех недель. Последний мазок сумские художники Егор АВДЕЕНКО и Роман ЛИННИК положили 11 октября 2013 года.
фото http:www.dancor.sumy.ua.
фото 2
ВЕЧНАЯ ВЕСНА. В конце августа этого года, накануне бабьего лета, на улице Прокофьева появился мурал — инсталляция счастливой старости. Художники Егор АВДЕЕНКО, Роман ЛИННИК и Евгений КЛИНСКИЙ нарисовали супругов, которые, возможно, празднуют свою золотую свадьбу, сидя на качелях. Сюжет этого мурала вызывает у юных и у сумчан почтенного возраста самые положительные эмоции. Глядя на эту красивую пару, хочется процитировать поэтические строки великой Лины КОСТЕНКО:
Коли я буду навіть сивою,
і життя моє піде мрякою,
а для тебе буду красивою,
а для когось, може, й ніякою.
Картина создана в рамках проекта “Сумские муралы”
Фото 3.
УТЕПЛЕННЫЙ МУРАЛ. В сентябре 2016 года на стене дома по улице Герасима КОНДРАТЬЕВА появилась художественная инсталляция с окнами-глазами. Этот стрит-арт создавался в рамках проекта «Сумские муралы» на средства из бюджета города – около 50 тысяч гривен.
Его авторы Роман ЛИННИК и Егор АВДЕЕНКО создали рисунок, который оригинальным образом вписался в структуру здания. Художники стремились сделать все правильно: использовали только фасадные краски, покрывали слоем лака, чтобы картинка держалась как можно дольше.
Но через год произошла непредвиденная метаморфоза – мурал «утеплили». По словам координатора проекта “Сумские муралы” Наталии ЗАВГОРОДНЕЙ, жители дома обошли все инстанции и получили разрешение на работы по утеплению фасада, где нарисован мурал. Общались они и с художниками, те с пониманием отнеслись к просьбе жителей дома и пообещали рисунок отреставрировать. Источник debaty.sumy@gmail.com.
Фото 4.
РОЗОВАЯ НОСТАЛЬГИЯ. Осенью этого года на Покровской площади, 6 появился мурал, в котором собрали традиционные ассоциации о нашем городе. Один из координаторов проекта Тамара КУБРАКОВА отмечает, что дети и взрослые, опытные и художники-аматоры учились рисовать муралы, постигали тонкости работы настенной живописи. В итоге на ничем не примечательной, потрепанной временем кирпичной стене появился рисунок, ставший отличным подарком ко Дню рождения города
Фото 5А + ФОТО 5Б
ВЗАИМОБОГАЩЕНИЕ. Прекрасный результат сумско-швейцарского сотрудничества — два мурала на стенах учебных корпусов СНАУ. Автор «Наездника» — художник Матиас АМСЛЕР, работающий под творческим псевдонимом Pollo 7, а «Сублимацию» создавали сумские художники Надежда БЕЛОКУР и Роман ЛИННИК. Обе картины имеют глубокий смысл и образную символику, их можно прочитывать как книги Фото http://sayanskaya.com/

Фото 6.
ШКОЛЬНЫЙ КРУГОВОРОТ. Перед началом нынешнего учебного года на стене Сумской общеобразовательной школы N7 появился эксцентричный настенный рисунок. По словам инициатора проекта Анны КАЙНОВОЙ, мурал создан луцким художником Андреем КАЛЬКОВЫМ совместно с Mural Social Club. Данная работа является продолжением серии работ художника под названием «Круговорот». Стоит отметить, что подобными рисунками украшены стены и в других городах Украины Фото www.0542.ua/news/.

Фото 7.
ОБЕРЕГ ДЛЯ МАЛЫШЕЙ. В мае 2017 года территорию учебно-воспитательного комплекса N16 (бывшая школа N11) на Добровольной украсил очень трогательный настенный рисунок На здании трансформаторной подстанции на территории учебного заведения поселились два ангелочка. Отныне они будут оберегать малышей от беды. Фото www.0542.ua/news/.

Фото 8(обязетельно)
ХИМИЧЕСКИЙ СТРИТ-АРТ. Настенная живопись проникает даже на закрытые стратегические объекты, каким является территория ПАО «Сумыхимпром». В сентябре 2017 года возле цеха, где выпускают двуокись титана, появился настенный рисунок с кислотно-красной корпоративной символикой. Арт-объект украсил зону отдыха, где ранее были высажены клумбы и зеленые насаждения. Как сообщает газета «Химик», творческий замысел воплотили в жизнь художники заводского отдела капитального строительства Виктор СОШЕНКО и Анатолий МАНДРИЧЕНКО.

Фото 9
НОВИНКА СЕЗОНА. Самый свежий сумской мурал появился 21 октября возле фонтана «Европейский». Авторы Надежда БЕЛОКУР и Роман ЛИННИК с помощью яркой цветовой гаммы призывают бережно относиться к природе. На рисунке изображены исчезающие виды растений, птиц, животных, занесённые в Красную книгу Сумщины. Фото: Надежды БЕЛОКУР.

ВРЕЗ
По мнению приверженцев муралов и других арт-объектов, искусство должно само приходить в жизнь городского человека и наполнять ее красотой, добром, добавляя в серые будни яркие, светлые краски и оптимистичные мысли

Фото 1 . КРАСОТА НА СУМСКОЙ ТЭЦ.”Мы помогаем сформировать сознательное общественное мнение в направлении енвайромента, не разрушая окружающую среду, а превращая ее в благоприятную для жизни”, – объясняет свою идею Константин АЛЕНИНСКИЙ, куратор арт-проекта «Резервация» (2011 г). Основатель проекта – Сумской городской совет, а его организаторами выступили отдел культуры и туризма Сумского городского совета и Сумская муниципальная галерея. Фото Тамары Кубраковой

Фото 2.
ОСТАНОВИСЬ, МГНОВЕНЬЕ. Сумская Мона Лиза (авторы Егор АВДЕЕНКО, Роман ЛИННИК) находится возле пешеходного перехода с ул.Набережная речки Стрелка на ул.Кооперативную. Фото Николая Рожкина http://www.liveinternet.ru/users/darga/post22844478.

ФОТО 3. ВПЕРЕД К ИСТОКАМ. В дни фестиваля в арке дома в переулке 9 Мая появилась “Наскальная живопись” Артема ВОДЯНИКА из Сум. http://darga9.livejournal.com/162913.html

Фото 4. ВЕРСИЯ РЕАЛЬНОСТИ. На здании Сумской муниципальной галереи на ул.Соборной Анастасия СКОРИКОВА из Ялты показала свой образ “Магического ирреализма” по Рене Магритт. С этой работы начинается художественный маршрут на тему классики живописи по центральной части города Сумы. http://darga9.livejournal.com/162913.html

Фото 5. ЗНАКОМЫЙ ПОЦЕЛУЙ. Сумские художницы Полина КУБРАКОВА и Алена КРИСТЕВА на стене дома на Воскресенской повторили “Поцелуй” Густава Климта. Это один из эпизодов презентации маршрута 2012 года по центральной части города в рамках третьего сумского фестиваля стрит-арта http://darga9.livejournal.com/162913.html
ДЕЛО В ШЛЯПЕ. Одна из инсталляций проекта “Резервация” – это работа Александра НИКИТЮКА “Сон”

Елена Шевченко, “Панорама” №45 и №46