Суми: новини, події, коментарі

Нотехс - будівництво у Сумах

Сумские архитекторы-«экстремисты»

1,781

Как сумские градостроители создали проект, который попал в бюллетень ЮНЕСКО, а детский парк «подсидел» реконструкцию исторического центра

Могут ли сумчане назвать ул. Соборную и Воскресенскую любимым местом прогулок и отдыха? Побольшому счету – да, ведь особого выбора нет. Сумы незаметно взрослеют, нанизывая бусинки на ожерелье лет. Возраст и небрежное отношение людей сказываются на историческом центре города. Полуразрушенные фасады, череда пестрых вывесок, пластиковые окна в старинных домах – так выглядят центральные улицы, которые можно назвать лицом города. Что уж говорить о внутренних двориках, куда можно попасть, нырнув в арку. Сломанные деревянные лестницы, заросшие сорняками площадки, груды битого кирпича и, что уж греха таить, подозрительный запах общественных туалетов.

В Одессе, Киеве, Львове подобные дворики считаются культурным достоянием – туда водят на экскурсии туристов и всячески стремятся сохранить неповторимый колорит истории.

Три товарища
Мало кто знает, что центр Сум мог иметь совсем другой вид. А реализовать его обновление в середине 80-х г. хотели молодые сумские архитекторы, которые предложили концепцию регенерации исторического ядра Сум, предусматривающую создание особого социально-культурного пространства и сохранение неповторимого духа прошлого.

Авторство этого проекта упорно приписывают киевлянам. Между тем его создателями стали сумские архитекторы Александр АНТОНЕЦ, Александр ДЯЧЕНКО и Юрий ГРАДИЛЬ. Двух последних, к сожалению, уже нет в живых, поэтому историю давно минувших лет рассказали Александр Антонец, его коллега из архитектурной мастерской «Фишер» Сергей РЫБАЧОК и экс-главный художник города Юрий ХАРЧЕНКО.

Молодые архитекторы приехали в Сумы в начале 80-х гг. «Тогда о нашем областном центре по Украине шла слава как об активно развивающемся в градостроительном плане. Шутка ли – Генеральный план для Сум разрабатывал московский «Гипрогор»? Поэтому здесь сформировалось мощное архитектурное движение молодых энтузиастов», – вспоминает Александр Антонец.

Архитекторы считают, что определенную роль в популяризации Сум среди градостроителей всесоюзного масштаба сыграл мэр города Михаил Лушпа. «Он следил, чтобы системы, которые работали на город, развивались, чтобы институт «Укргорстройпроект» был обеспечен кадрами, а Союз художников и архитекторов, худфонд должны были в синэргии влиять на гармоничное развитие городской среды. А мы, архитекторы, были «больны» городом, по вечерам собирались, генерировали новые идеи, безумные планы. Мечтали воплотить какой-то грандиозный проект», – добавляет Юрий Харченко.

Перестройка конца 80-х гг. пробудила интерес людей к коммерциализации, каждый думал, как раздерибанить центр, а не отреставрировать

В 1987 г. Сумы посетила группа архитектурных светил во главе с Вячеславом ГЛАЗЫЧЕВЫМ, которые после осмотра центра единогласно объявили, что девять кварталов исторической части Сум по масштабам и стилю застройки схожи со старыми европейскими городами. Тогда же широко освещалась реализация проектов реконструкции старого Арбата в Москве и улицы Дерибасовской в Одессе. Несмотря на то что в те времена было модно сносить все старое и строить просто, масштабно, с геометрически четкими формами, никто из приезжих градостроителей не рискнул заговорить о сносе зданий на центральных улицах. Наоборот, горячо рекомендовали сохранить историческое ядро города, а новые микрорайоны строить вокруг него.

И родился «Горожанин»
Вдохновленные архитекторы решили, что историческое ядро Сум также достойно проекта обновления. Разумеется, с учетом масштаба и исторических особенностей этого места. «Мы понимали, что эту грандиозную затею финансировать никто не станет. Поэтому пытались осуществить ее на голом энтузиазме после окончания рабочего дня. К нашему увлечению мы привлекали других заинтересованных людей. Получился клуб по интересам, который мы назвали «Горожанин». Тогда была популярна идея мастерской испанского архитектора Рикардо Бофилла, где проекты рождались в процессе коллективного взаимодействия представителей разных творческих профессий – писателей, социологов, музыкантов», – отмечает Александр Антонец.

Казалось бы, организация такого клуба – дело похвальное, но у местных властей были свои соображения на этот счет. В то время в стране уже повеяло духом свободы, потихоньку началась активизация общественности, что, конечно, не устраивало партийную верхушку. «К нашей деятельности начали проявлять пристальное внимание, и в высших партийных кругах клуб был признан экстремистским движением, а мы пофамильно объявлены экстремистами», – вспоминает Александр Антонец. Но в тот момент гайки уже не закручивали, так что архитекторам удалось не только избежать гонений, но и довести до финала свой творческий проект.

И жизни не хватило бы…
В 1987 г. архитекторы узнали, что при Союзе художников действуют творческие базы, куда приглашают градостроителей, желающих разработать какой-нибудь проект. На одну из таких баз в г. Седнев Черниговской области и отправились Александр Дяченко, Юрий Градиль и Александр Антонец. «Кстати, Седнев расположен в 70 км от Чернобыля, и, как потом стало известно, мы получили свою дозу радиации. Через неделю пребывания на базе практически все участники жаловались на бронхит», – вспоминает архитектор.

Темой двухмесячного пленэра было как раз художественное проектирование городской среды. Юрий Харченко полностью поддержал идею молодых архитекторов создать проект регенерации исторического центра Сум. С собой окрыленные архитекторы взяли выкопировки по центральной части города и инвентарные планы, предоставленные институтом «Укрпроектреставрация». «Разработать такой проект за два месяца очень сложно. Огромную помощь нам оказал брат Юрия Градиля Станислав. Оставшись в Сумах, все это время он фотографировал объекты в центральной части города и целыми коробками присылал нам макеты, которые мы монтировали в соответствии с концепцией», – объясняет Александр Антонец.

Территориально проект охватывал центральную часть города в границах девяти кварталов. Это улицы Соборная, Воскресенская, Кооперативная, Нижнесоборная, центральный перекресток и площадь Независимости. Свою работу архитекторы назвали проектом регенерации, или, что более точно, ревитализации, то есть возвращением к жизни. В то время больше использовались центральные улицы, а дворы были жилыми и закрытыми для посторонних. И проект предполагал выселение жильцов и переобустройство внутренних двориков в общественное пространство. «Соборная и Воскресенская должны были стать некими «хребтами», к которым присоединялись «ребра» внутренних двориков, создавая единый организм. Каждый дворик посвящался бы разным видам искусств и наук – дворики музыкантов, писателей, художников, фотографов, скульпторов, инженеров и т.д», – объясняет Юрий Харченко.

Все первые этажи домов должны были стать доступными для горожан, превратившись в кафе, рестораны, магазины и клубы. План предлагал также восстановление большинства исторических зданий в центре по сохранившимся фотографиям начала века, накрытие части внутренних двориков прозрачными крышами и создание там атриумов с небольшими фонтанами, а также местами для торговли и отдыха. Новые здания должны были строиться в пределах существующей низкой этажности, вне охранной зоны памятников. При разработке проекта было предусмотрено благоустройство в виде использования цветного замощения пешеходных улиц, красивых фонарей, установки скамеек и урн. «Главный принцип нашей работы был в сохранении масштаба застройки. На самом деле в центре города нет шедевров архитектуры, но сами дворы, их расположение, старинные архитектурные элементы важно было сохранить. Кроме того, наш проект подтверждал, что в центре нельзя строить новые и высотные здания», – отмечает Александр Антонец.

Полученные в ходе двухмесячной работы материалы архитекторы отвезли в Москву на «разбор полетов» к архитектурному теоретику и критику Вячеславу Глазычеву. А затем проект экспонировался на выставке в Киеве. В обеих столицах работа молодых архитекторов получила положительную оценку. Хотя и вызвала много полемики. «Мы объясняли, что наш проект – не готовый план действий, а концепция возможного развития», – уточняет Александр Антонец. Вернувшись в родной город, авторы проекта организовали выставку с демонстрацией работы в художественном салоне.
«Позже мы перенесли экспозицию в Воскресенскую церковь, которая тогда была музеем. Я помню, что в субботу вечером к нам пришел сам Лушпа и попросил, чтобы ему провели экскурсию. Мы рассказывали о нашем замысле, а он молча рассматривал макет. Кстати, когда мы предложили ему реализовать задуманное, он заявил, что на осуществление такого масштабного проекта всей оставшейся жизни не хватит. Вот детский парк «Сказка» и МЦ «Романтика» – другое дело», – вспоминает Александр Антонец.

Сейчас подобный проект уже неактуален. И вовсе не потому, что центр в хорошем состоянии, просто его исторический дух, его неповторимый масштаб XVIII в. утрачен

Тогда же коллектив авторов отправил свою работу в Бюллетень ЮНЕСКО, где, между прочим, был напечатан на обложке с подписью «Лучшая работа молодых архитекторов УССР». При этом в сопроводительном тексте проскальзывало удивление от желания проектантов сохранить старину и корни, а не следовать современным веяниям архитектуры.

К сожалению, грандиозный проект превращения центра в красивое, удобное, полифункциональное место так и остался концепцией, реализованной лишь на бумаге и в картоне, но не в стекле и камне.

В сухом остатке
Архитекторы считают, что основной причиной, по которой проект не был реализован, стала социально-политическая ситуация. Эту мысль озвучил Серей РЫБАЧОК: «При попытке последовать этой концепции вскрылись бы авгиевы конюшни. Власти просто не желали признавать существование такой проблемы, как неудовлетворительное состояние городского центра. Кроме того, потребовалось бы переселение людей, что во все времена воспринималось болезненно. Сейчас подобный проект уже неактуален. И вовсе не потому, что центр в хорошем состоянии, просто его исторический дух, его неповторимый масштаб XVIII в. утрачен. Изменились пропорции, исчезли обрамления окон, карнизы, балконы, элементы отделки фасадов, проходные дворы стали другими, а дух времени испарился».

Очень жаль, что многие хорошие замыслы сумских архитекторов так и не воплотились. Вспомнить хотя бы навеки потерянную теперь Эспланаду. Но, как бы то ни было, в День архитектора хочется пожелать всем представителям этой славной профессии любить наш город и работать только ему во благо.

Львов нам в пример
С 2012 г. во Львове действует программа благоустройства внутренних двориков в старой части города. Сначала проект финансировало немецкое техническое общество (GIZ), которое вместе с Управлением охраны исторической среды Львовского городского совета координировало все работы: от разработки проекта до выбора подрядчика. Дворики выбирали на конкурсной основе. Главный критерий – личная заинтересованность жителей. Соседи должны были привести примеры совместных работ по благоустройству подъезда, дома или придомовой территории, а еще – профинансировать 10% стоимости работ, при этом собирали не более чем по 1 тыс. грн с квартиры.

Ежегодно на конкурс подавали до 10 заявок. Из них выбирали не более трех.
За минувшее время более трех тысяч квартир приняли участие в программах софинансирования. Одной из целей этой программы было пробуждение ответственности жителей за дома, в которых они живут. В 2018 г. исполнительный комитет Львовского горсовета продлил действие программы «Муниципальное развитие и обновление старой части города Львова». Теперь вместо немецкой организации деньги на реставрацию будут выделять из городского бюджета и собирать с жильцов.

Ксения Соболева
Панорама №27-2019