В Сумах и не только. Почему дорожает бензин?
За последние два месяца топливо на заправках выросло в цене на 10-15%
Автомобилисты негодуют, перевозчики анонсируют рост цен на поездки, но даже многие из них – уж не говоря о простых гражданах, не обремененных автомобилем, не понимают, что же происходит на самом деле.
«Давайте откажемся от услуг заправок хотя бы на один день, чтобы показать власти и собственникам заправочных сетей наше возмущение ростом цен на бензин!» – эмоционально призывает из соцсетей безвестный украинский автолюбитель Дмитрий ИВАНОВ. Понять его можно – за минувшие три месяца цены на самый популярный бензин А-95 выросли до 32,95 грн. за литр, а дизельного топлива – до 32 грн./литр. В сентябре стала расти цена и на сжиженный газ, используемый как моторное топливо, – к началу октября она выросла почти на 20% – до 16 грн./л.
Подорожание действительно бьет по карману автолюбителей, а предпринимателей вынуждает не так значительно, но все же поднимать цены на товары. В Сумах перевозчики, недовольные уменьшением прибыли в связи с ростом цен на топливо, уже открыто говорят, что вскоре будут обращаться к городской власти с требованием поднять цену на проезд в маршрутных такси, вместе с тем не называя новую.
Волну недовольства происходящим многие украинцы направляют на правительство, не догадываясь, что на топливный рынок в Украине последнее имеет минимальное влияние. Почему же тогда растут цены на все виды топлива?
На топливный рынок Украины влияет множество факторов. Прежде всего наша громадная страна, в которой зарегистрировано 9,4 млн автомобилей, практически не производит топлива для них. Из Беларуси, а следовательно из России, Литвы и других стран, в Украину завозится 85% потребляемого топлива, и лишь 15% производится у нас. В такой ситуации цену на топливо Украине диктуют зарубежные поставщики, которые вынуждены повышать ее, так как цена нефти в мире стремительно растет. В начале октября она повысилась до 85 долл. за баррель – до наивысшего уровня за последние четыре года. Еще в июле цена за тот же баррель составляла 75 долл., а год назад она торговалась в районе 55-60 долл.
Причины повышения мировых цен – тема для отдельной статьи, но от Украины они точно не зависят. Еще один базовый фактор, влияющий на цену, – курс гривны, который за последние три месяца постоянно падал относительно к доллару. Если в начале июля он составлял 26, 2 грн./долл., то сейчас на межбанковском валютном рынке торгуется на уровне 28, 2- 28-3 грн./долл. Поскольку большинство топлива – импорт, подорожание доллара оптовые поставщики также заложили в рост цен на оптовые поставки топлива, а розница не могла на это не отреагировать. Согласно расчетам консалтинговой группы«А-95», каждая дополнительная гривна в курсе доллара эквивалентна дополнительным 85 коп. в литре бензина и дизтоплива. Кроме того, сейчас, в начале осени, на рынке начинает действовать сезонный фактор – ближе к зиме поставщики традиционно повышали цены.
Росту цен на рынке немало способствует ситуация, возникшая вокруг двух нефтеперерабатывающих заводов, все еще производящих топливо в Украине. На Кременчугском НПЗ, контролируемом олигархом Игорем КОЛОМОЙСКИМ, 9 августа произошел пожар, из-за которого завод почти на 10 дней полностью приостановил отгрузку топлива, а за два последующих месяца значительно снизил ее по сравнению с прошлогодними объемами. Шебелинский завод, принадлежащий госкомпании «Укртранснафта», с 20 октября будет закрыт на плановый ремонт и также постепенно сокращает выпуск топлива. Дефицит поставок более дешевого топлива украинского производства оптовики вынуждены замещать увеличением импортных закупок, о ценах на которые говорилось выше. Также на снижение поставок с Кремиенчугского НПЗ может влиять политический фактор – олигарх Игорь Коломойский активно борется против нынешней власти, поэтому ему выгодно повышение цен на топливо и растущее недовольство простых украинцев.
«А что же правительство, почему оно не влияет на ситуацию, не регулирует цены?» – спросит читатель. Ответ прост – у правительства нет для этого никаких законных инструментов, рынок топлива полностью либерализирован и нерегулируем. Во времена Януковича правительство Азарова боролось с повышением цен, заставляя оптовых поставщиков подписывать меморандумы – документы, обязывающие держать цену топлива на определенном уровне. Никакой юридической силы они не имели и выполнялись лишь под страхом террора со стороны тогдашнего Министерства налогов и сборов. Ввести регулирование розничных цен правительство не может – для этого нужно принятие отдельного закона, к тому же в Украине госрегулирование цен часто приводит к дефициту продукта, цены на который регулируются. Естественный рыночный инструмент в данной ситуации – иметь солидный запас топлива в госрезерве, периодически выбрасывая его на рынок в пик роста цен по более низкой цене, тем самым заставляя оптовиков умерить свои аппетиты под страхом потери прибыли.
Однако нынешнее повышение цен на топливо полностью объективным тоже назвать нельзя. Нынешний рынок топлива Украины поделен между несколькими крупными поставщиками, имеющими розничные сети. Автолюбители давно уже заметили, что цены на топливо на АЗС, принадлежащих этим компаниям, повышаются почти синхронно, что может свидетельствовать о монопольном сговоре. Антимонопольный комитет периодически открывает по этому поводу дела, но в целом его позиция на рынке незаметна. И вот в этом случае украинцы могут и должны требовать от властей обеспечить его нормальную работу.
Сергей Бондаренко,
“Панорама” №41-2018