Есть ли мода в Cумах, о чём говорит внешний вид сумчанина и изменится ли ситуация в будущем – вот о чём важно задуматься уже сегодня
Наверное, нет ничего банальнее, чем фраза «Встречают по одёжке». Однако одежда действительно является внешним выражением внутреннего мира. Благодаря умело подобранным вещам можно не только визуально помолодеть либо скрыть недостатки фигуры, но и показать, что у человека на душе.
Немного о грустном:
Анна ВЫСОЦКАЯ, специалист в истории моды:
«У толкования названия нашего города есть много вариантов, но, если ориентироваться именно на то, как одеваются наши горожане, кроме слова «сумно» ничего в голову не приходит. Я не хочу критиковать, однако вкус у сумчан отсутствует почти напрочь. Так было не всегда. Одно из объяснений – резкое увеличение населения во второй половине ХХ столетия, когда в городе стала развиваться инфраструктура. Люди приехали из районов и сёл, привезя с собой довольно небрежное отношение к одежде. Также на вкусе сумчан (это, в принципе, касается и страны в целом) отложили отпечаток школьная форма и дефицит ярких, разнообразных тканей в СССР. Люди привыкли одеваться по шаблону, и, когда в 90-х дорвались до турецких и польских шмоток, у них просто отключились все защитные рычаги. И началась эпоха китча в одежде. Если Киев и Харьков эту тенденцию преодолели, для Сум она по сей день более чем актуальна. Люди стремятся одеваться одинаково. Если какая-то из вещей становится популярной, то она появляется у 90% населения. И никто не берёт в расчёт, насколько данная вещь хорошо сидит. Такое отношение адекватно для подростков, но не для тех, кто старше. В общем, у сумчан отстутствуют знания об «одёжном» этикете, стиле и дресс-коде»
Однако есть люди, которые более оптимистично оценивают ситуацию или даже сами «одевают» город:
Елена КОРЖЕНКО, модель:
«Мне кажется, что сейчас в городе всё изменилось к лучшему. Конечно, когда посещаешь краевеческий музей и видишь наряды времён модерна, начинаешь сомневаться, что сегодня люди ещё помнят о том, что существует искусство одеваться. Но если говорить в общем, сейчас чаще встречаешь горожан, одетых по последней европейской моде. К тому же меня стали чаще приглашать на разнообразные показы сумских дизайнеров. Это означает, что мы не просто наследуем моду, диктуемую кем-то, но изобретаем своё»
Лариса ВАНЕЕВА, руководитель дизайн-студии «ART’ eLь moda» при областном центре внешкольного образования и роботы с талантливой молодёжью:
«Я преподаю предмет, который называется «История костюма». Работая над этой темой, обнаружила, что в сумском краеведении это белое пятно. В будущем я планирую написать книгу о сумских нарядах. Ведь историю и быт города можно представить благодаря тому, как в то или иное время одевались. И главное – не народный костюм (с ним на данный момент всё понятно), а светский. Что касается моды и стиля в Сумах, конечно, мы перенимаем тенденции из центра. То, что носили в Париже три года назад, а в Киеве — год, мы одеваем сейчас. Это вполне нормальный вектор развития. Наши дизайнеры тоже перенимают основные европейские и столичные веянья. Конечно, они интерпретируют их по-своему, вносят в них свои идеи. Когда что-то делаешь в конкретном городе, помимо творческой составляющей приспосабливаешь всё к конкретному заказчику. Поэтому общие модные настроения города диктуют свою волю и тут. В Сумах, к примеру, ещё не пользуется популярностью такая профессия, как имиджмейкер. И это в городе, который так нуждается в том, чтобы его приодели! Люди не понимают: чтобы создать эскиз, который после будет идеально смотреться именно на них, нужно не просто иметь дар с неба. Важно ещё получить образование и быть профессионалом. К тому же имиджмейкер следит за созданием костюма на всех этапах. Поэтому его труд должен хорошо оплачиваться, но у нас в городе за пошив платят беспрекословно, а за идею деньги отдают неохотно. Ещё я проанализировала, что наш город одевается округами. В центре многие следят за модой и стараются выделиться, а вот на окраинах внешний вид горожан иногда просто удручает. Тоже самое происходит и в университетах. В банковской академии со вкусом одевается больший процент студентов, чем в педагогическом, где преподаю я. И ведь дело не в том, сколько денег в кошельке, а в том, есть ли вкус у человека.
Моё кредо – поиск, развитие и поддержка молодых талантов в мире моды. Мы работаем как с самыми юными дарованиями, так и с людьми постарше. Уже есть те, кто сделал себе имя. Это Марина ШАПОВАЛЕНКО, Лариса КИМ, Юлия КЛИМЕНКО и многие другие.
Мы подходим к любому показу как к театрализированному действу. Стараемся обыграть и слобожанский костюм, и жокейский, и даже наряды Евро-2012.