Суми: новини, події, коментарі

Нотехс - будівництво у Сумах

Стена

141

Великая Китайская, смешная барахолка Дашилар и Летний дворец

Евгений Положий
при непосредственном участии
Родиона Кочубея и Александра Такула

Наверное, нас никто бы не понял (да мы бы и сами себя не поняли), если бы не посетили Великую Китайскую стену. Сделать это, находясь в Бейджине, проще простого. Как уже говорилось, активно работает государственная программа по интегрированию малых народов в культуру и историю единого Китая, поэтому местных туристов очень много, их сразу видно по флажкам экскурсоводов и кепкам.

Сесть на хвост какой-нибудь группе в турбюро — не проблема. Впрочем, до стены идет и обычный рейсовый городской автобус.

Огромная и новая

Как и подавляющее большинство исторических достопримечательностей, Великая Китайская стена выглядит свежо. Демонстрируемые туристам участки поражают качественным цементом, современными камнями и ступенями. И если на участке Янгуань дух древности еще витает в воздухе, то на самом популярном туристическом маршруте Бадалин (70 км к северу от Бейджина) ничего подобного нет и близко. Зато в Бадалине есть что-то вроде фуникулера, множество сувенирных лавок и кафе.

Здесь можно пострелять из станкового пулемета резиновыми пулями, посмотреть на совершенно замечательных гималайских мишек. Подъем и спуск по бесконечным крутым ступеням разной высоты вряд ли можно назвать захватывающим развлечением, однако пейзажи, которые откроются, стоят того. Очень красивые виды. Стена поражает масштабностью. Извиваясь склонами гор, с любой точки она кажется бесконечной, куда только ни глянешь.

Еще Мао Цзедун сказал: «Кто не взбирался на Великую Китайскую стену, тот не настоящий мужчина!» А Мао слов на ветер не бросал

Народу — тьма. Особо пафосные туристы могут приобрести себе т.н. «сертификат героя», подтверждающий, что его обладатель покорил стену. Сертификаты продаются гораздо ниже верхней точки стены, а иногда и прямо у подножия, даже можно не напрягаться. Стать «героем» можно за 40 юаней ($6).

Местная барахолка

Кое-что захватить с собой мы все же забыли, поэтому возникла потребность приобрести недостающие предметы. Пластмассовый маленький термос, например. Небольшая барахолка Дашилар прямо за площадью Тяньаньмэнь — самое то для таких покупок. Наивно, безусловно, рассчитывать, что в самом сердце китайской столицы, в месте, рассчитанном прежде всего на туристов, можно скупиться по дешевке. Мы, наивные, думали, что в Китае все очень дешево и доступно на каждом углу, однако на деле оказалось не все так просто. В магазинах цены ниже украинских, но не настолько, чтобы это позволило экономить серьезно свой бюджет. Ассортимент товаров привычен и незатейлив, его можно легко обнаружить на любом нашем рынке или в магазине. Китай уже давно стал мировой фабрикой-производителем, поэтому никого не удивляет, что даже в США в сувенирной лавке около Белого дома на мини-копии статуи Свободы стоит лейбл «мейд ин Чайна». Что уж тут говорить обо всем остальном?! В любом случае чисто китайская атмосфера рынка Дашилар и смешливые продавщицы, с удовольствием торгующиеся за каждый юань, доставили нам немало веселых минут. Работники торговли, вероятно в силу своей профессии, более контактные особы, хоть и не говорящие по-английски, зато отлично понимающие язык жестов!

Летний дворец

Изначально посещение Летнего дворца не входило в наши планы — уже хотелось уехать из Пекина и окунуться в другую, не столичную жизнь, пощупать, так сказать, Китай изнутри. Однако проблемы с билетами в Пинъяо, древний город, внесенный ЮНЕСКО в списки мирового наследия, отодвинули наш отъезд из столицы на сутки.

В принципе, путеводитель описывал возможность и велосипедной прогулки до Летнего дворца, но расстояние в 20 км охладило наш пыл. Путь во Дворец на метро и с пересадками на двух автобусах занял более часа, а обратно — более двух часов. Возвращаясь в час пик, мы попали в пробку — страшное дело в Пекине. Разобраться с маршрутом нам помогла добрая девушка («Мое американское имя — Джейн!» — китайское было запомнить совершенно невозможно) вывела нас к станции метро.

Китайцы не особо щедры на проявление эмоций с незнакомцами. Исключения составляют, естественно, те, кому это положено по профессии, и, конечно же, дети

Около входа стояли не менее тысячи человек, и наши уставшие организмы буквально завопили от отчаяния — по украинским меркам, нас ждала жуткая толчея и давка не менее чем на полчаса. Каково же было наше удивление, когда оказалось, что перед метро не обезумевшая толпа, готовая порвать любого на куски, а четко организованная очередь, которая двигалась по коридорам из турникетов, выстроенных зигзагами. За десять минут мы совершенно спокойно попали внутрь, при этом нас не то что никто не толкнул, но даже не прикоснулся. И не было рядом ни милиционера, ни мужика с кнутом! Такую самоорганизацию социальной жизни китайцев мы наблюдали не только в столице: на автобусных остановках, ж/д вокзалах, в музеях и т.д. Никакого ажиотажа, никто не лезет вперед, не толкается, не ругается, вне зависимости от происхождения и места рождения. Впрочем, люди, прожившие в Китае подольше, говорят, что толерантность далеко не повсеместна.

Летний дворец произвел очень приятное впечатление. Было достаточно мало туристов и достаточно много юных симпатичных девушек, которые так и норовили с нами сфотографироваться. Видимо, фото одновременно с тремя высокими, светловолосыми, светлоглазыми, но, по китайским понятиям, жутко уродливыми молодыми людьми долго можно будет потом показывать друзьям и родственникам. Люди постарше были сдержаннее, однако один дедушка все же не удержался. Ну а потом началось — целая фотосессия! Наверняка, когда вернутся домой, скажут: «Бачиш, онучек, яки люди бувають, з якими носами великими! Страшне!» Словом, можно было деньги на этом зарабатывать.

Летний дворец — летняя резиденция императоров. Эффект масштаба — около 300 га. На них расположены парки, множество зданий, комплекс храмов, озеро для прогулок, знаменитая мраморная лодка последней императрицы Китая Цы Си. Мраморная лодка стоит у причала, но ходить по воде, естественно, никак не может. Как сказали бы сегодня, строительство этой лодки — яркий пример нецелевого использования бюджетных средств. Деньги, на которые она сделана, были запланированы на постройку самого настоящего военного флота для войны с Японией. Однако императрица (судя по всему, особа явно эксцентричная — ногти отрастила 15 см!) решила иначе. В общем, не удивительно, что та война сложилась для Китая неудачно.

В Древнем Китае ритуал и ритуальные церемонии занимали главное место в общественной жизни. «Превозмогай себя, следуй ритуалу, и Поднебесная вернется к человечности!» — призывал Конфуций. Дорога к главному храму, в котором императоры молились Будде, ведет по ступеням круто вверх. Чтобы увидеть статую самого большого Будды, нужно пройти через несколько маленьких храмов. Вероятно, когда-то этот ритуал занимал целый день.

В отличие от большинства подобных музеев и храмов в остальном мире, здесь фото- и видеосъемка запрещены только в самых исключительных случаях. Очевидно, это подчеркивает отношение Компартии к религии. Ведь основное официальное направление, как и водится при таких режимах, — атеизм, точнее, коммунизм. Впрочем, китайцы не очень-то и сопротивляются. Наблюдения показывают, что по-настоящему религиозных людей в Поднебесной осталось немного. Хотя не исключено, что люди во избежание лишних разговоров просто не демонстрируют свои убеждения публично.

В Китае — что ни мост, то произведение искусства. В Летнем дворце поражает конструкцией и безукоризненными формами 17-арочный мраморный мост, который мы, правда, смогли увидеть только издалека — туман покрыл Пекин. Но на фотографии в солнечный день мост выглядит совершенно потрясающе!

Первую половину пятого дня в Пекине мы посвятили релаксации и легкой прогулке по городу. Увы, девушка, которая все это время зазывала на массаж, так и осталась неудовлетворенной. А вечером мы, наконец, двинулись в путь. Поезд в Пинъяо отбыл с центрального вокзала в 19.30…

СПРАВКА

Общая протяженность стены — около 6 тыс. км. Нынешний облик она стала принимать после 221 г. до н.э. при первом императоре Цинь Ши-хуанди. Временами на строительстве стены работало до 1 млн. человек

Дорога

Дорога — вот что притягивает, как магнит. Движение, новые города, люди, впечатления — так трудно иногда сдержать свой порыв перемещаться бесконечно! Все заботы и неприятности остаются где-то очень далеко, перед тобою одна цель — добраться до следующего пункта назначения, узнать что-то новое и необычное. В этом прелесть путешествий — в ветре беззаботности и свободы. Кто читал роман Джека Керуака «Дорога», кто путешествовал, тот знает, о чем идет речь. У кого еще все впереди, тому можно только позавидовать.

Если сравнивать с Индией, то перемещаться по Китаю во много раз легче, даже с учетом того, что английский язык здесь знают куда хуже, а отдельные кассы для иностранцев не предусмотрены. То есть пара часов в очереди, если не позаботиться о билетах заранее, гарантированы.

Китайцы, как мы уже говорили, люди очень организованные, и во всем, чтобы они ни делали, прослеживается железная логика. Поэтому разобраться на вокзале, что к чему, легко, даже учитывая то, что среди всех знаков на электронном табло и в билетах мы разбирали только цифры. Но номер поезда — вполне исчерпывающая информация. При входе на вокзал — жесткий контроль, войти можно только с билетами, на которых контролеры на входе ставят отметку. Только входишь — еще один контроль, рамки металлоискателей для людей и вещей, как в аэропорту. Пока поезд не подадут на платформу, пассажиры находятся в соответствующем номеру поезда зале ожидания; как правило, на платформу никого не выпускают. Минут за 30, если поезд местный, и минут за 15–20, если проходящий, народ становится в очередь на платформу, контролеры снова проверяют билеты и ставят отметки, и только потом — перрон, проводник, вагон. Кассы вынесены за пределы вокзала — это железное правило. На одном из фото — центральный вокзал Бейджина: все продумано до мелочей.

Современные китайские вагоны третьего класса (мы ездили в целях экономии в основном в них) очень удобны, конструкция хорошо продумана как с точки зрения размещения пассажиров, так и вещей. Третий класс — это наш плацкарт, но сбоку — только сиденья и столики для приема пищи и отдыха, а в отсеке — шесть полок, по три на каждой стороне. Интересно, что полки по длине короче, чем наши, но благодаря тому, что они не откидываются, на них можно спокойно поместить свои 1 м 85 см роста. Что немаловажно, между прочим, при переездах длиной в 20–22 часа.
Из окна поезда многое не рассмотришь внимательно, тем не менее пейзажи открывались разные. Оказалось, не везде в Китае так чисто и хорошо, как в Пекине. Достаточно и трущоб, и развалин, и мусорных свалок. Но в основном — рисовые поля, на которых с утра до ночи по щиколотки в воде трудятся крестьяне…