Старейшина архитектуры
Анатолий Дейнека: «Стиль современной архитектуры это нищета масштабов»
Заслуженный архитектор Украины Анатолий ДЕЙНЕКА о скандальном судебном деле с
[q]r: Сейчас в суде рассматриваются два дела: иск Владимира Быкова к Вам о защите чести, достоинства и профессиональной репутации и Ваш встречный иск к нему. На каком этапе находятся судебные дела? [/q]
А.Д.: Уже прошло два заседания. На первое вместо Владимира Быкова пришел его представитель. На втором заседании со стороны заявителя не было никого. Судья предложила снять его иск с рассмотрения в связи с неявкой заявителя. Но мы не согласились. Мы потратили столько усилий и нервов, чтобы доказать справедливость каждого моего высказывания и обвинения на заседаниях Союза архитекторов, есть все документы, чертежи, фотографии. Нам бы не хотелось спускать все на тормозах. Владимир Быков бросил на меня ком грязи, обвинил в клевете, и мы не хотим, чтобы эта клевета повисла в воздухе и на нее никто не ответил. Дело должно продолжиться в суде, чтобы истина восторжествовала.
Анатолий Иванович Дейнека родился 20 мая 1930 г. в с. Рясное Краснопольского района Сумской области. Пережил Великую Отечественную войну. С 1943 г. учился в школе, с 1947 г. в Сумском химтехникуме. В 1951 г. поступил на архитектурный факультет Киевского
Имеет двух дочерей, трех внуков и одного правнука.
[q]r: Вы доказываете свою правоту по девяти пунктам? Какой из них наиболее скандальный? [/q]
А.Д.: Самый главный пункт присвоение Владимиром Быковым Государственной премии за стадион «Юбилейный». В протоколе заседания коллегии при областном управлении архитектуры он указан в числе претендентов на получение этой премии. Там четко написано, что он принимал участие в разработке
[q]r: Как отреагировали архитекторы на присвоение их авторского права? [/q]
А.Д.: Несколько архитекторов подали на Владимира Быкова в суд за фальсификацию. Они оспаривают его авторство. Это авторы, которые благодаря Быкову остались неизвестными их отстранили от проекта. Таким образом, один иск подали мы, второй архитекторы по проекту стадиона, третий по благоустройству.
[q]r: Авторство каких объектов Вы доказываете? [/q]
А.Д.: Надвратной церкви Софрониевского монастыря и церкви Рождества Пресвятой Богородицы в с. Новая Слобода Путивльского района,
[q]r: Это было принципиально? [/q]
А.Д.: Я не ревновал и не кидался сразу защищать свою честь, мне было просто досадно. Мне знакомые рассказывали, что мои чертежи Владимир Борисович показывал другим и получал хвалебные отзывы. Принципиальное значение это приобрело только тогда, когда я высказал свои претензии на собрании Союза архитекторов. А он сказал, что мое авторство еще нужно доказать. Тогда я на второе заседание принес чертежи и спросил Быкова: «Они вам знакомы?» Он ответил: «Да». «А кто их делал?» «Вы». Тогда я не думал, что придется так старательно, скрупулезно, с соблюдением всех юридических тонкостей доказывать это в суде. Оно мне сто лет не надо было. Но человек обвинил меня во лжи, в клевете. Я хочу, чтобы краснел не я, а он.
Специальная комиссия Союза архитекторов выезжала на места, смотрела церкви, фотографировала, смотрела мои чертежи. Оказалось, что объекты полностью соответствуют моим чертежам. Получается, что по двум объектам мое авторство полное: по церкви Софрониевского монастыря и по церкви Рождества Пресвятой Богородицы. По церкви в Новой Слободе утверждаю, что мы работали в соавторстве.
[q]r: Можно ли сейчас, по прошествии полугода с момента назначения нового главного архитектора, говорить об изменениях ситуации в лучшую или худшую сторону? [/q]
А.Д.: Разница в самой политике. Ведь методика осталась такая же. Приносят планшеты, идет обсуждение. Но изменился сам дух градосовета. Раньше как было? Например, возникает мощный объект банк. Руководство банка объявляет тендер на выполнение проекта. Владимир Быков, не дожидаясь результатов тендера, выдает
Были факты, когда на совет выдвигается заведомо похороненный проект. Пример магазин по ул. К.Зеленко. Проект делал
[q]r: А сейчас? [/q]
А.Д.: Александр ФРОЛОВ человек чистосердечный. Он попал под
[q]r: Как Вы расцениваете изменения в градосовете? [/q]
А.Д.:
[q]r: Градосовет станет менее профессиональным? [/q]
А.Д.: Не в том дело. Просто просвечивается
[q]r: Много ли проектов сейчас «протаскивается»?[/q]
А.Д.: Это трудно уловить. Когда архитектор докладывает, он выражает свою точку зрения. Звучит пламенная речь, высказывается гениальное решение. И как же ты узнаешь, что за этой позицией стоят деньги? Но выставляются объекты, которые проектируются в угоду заказчику, но в нарушения градостроительных норм. По вот этим нюансам можно уловить, что
[q]r: Чем это может закончиться? [/q]
А.Д.: А ничем. Оно так и будет продолжаться. Пока у власти будут стоять люди, лоббирующие свои личные интересы. Архитектура во все времена была заложницей политики. Архитекторы своим творчеством всегда отражали социальные запросы заказчика. Современная архитектура это слезы нищеты. Социального заказчика на архитектуру нет, основной заказчик мелкий коммерсант. Массовый заказ крылечки, пристроечки, надстроечки. Крупномасштабных объектов стало крайне мало. А то, что делается, может казаться просто красивым. Это нищета масштаба.
В кругу сумских архитекторов его называют старейшиной. К его мнению прислушиваются, его уважают. На градостроительных советах всегда прямо высказывает свое категорическое мнение по поводу того или иного проекта.
Первым высказал свои претензии по поводу работы бывшего главного архитектора Владимира БЫКОВА, за что последний подал на своего учителя в суд.
Считает себя счастливым человеком, поскольку в своей многолетней работе удачно реализовал два постулата. Первый побороть диктатуру чиновничьей братии, результатом чего стали проекты промузлов и Генплана города, который отмечен премией Совета министров СССР. Вторым своим достижением считает формирование архитектурной элиты области. Сумщина была единственной в Украине, в которой главные архитекторы городов и районов имели высшее архитектурное образование.
Приват
Жильё
Авто «Запорожец»
Любимый напиток чай «Нури букет»
Еда непереборчивый
Хобби поэзия
Телефон нет