Суми: новини, події, коментарі

Нотехс - будівництво у Сумах

Снегопад как зеркало коллективной безответственности

144

На прошлой неделе я упомянул, что депутаты весьма критически относятся к городским исполнительским органам, считая из «резиновой стеной» и упрекая в «саботаже». Недавние снегопады и реакция на них разных подразделений городских служб казалось бы только подтвердили эту оценку.

Однако причины «негараздів» не только в «неспроможності» исполнителей, а еще и в сложившейся за последние десятилетия практике, и в самих депутатах.

Сначала о контрастах. На фоне заваленных снегом дворов магистральные дороги, за исключением дней непрерывного снегопада, выглядели пристойно. И не первый год. В чем причина?

У КП «Дорремстрой», которое их обслуживает (однако, это около 15% от общего количества, в основном – маршруты движения общественного транспорта) есть отработанная технология (практика, алгоритм действий) уборки дорог. Эти услуги регулируются договорами. На предприятии сосредоточено до 40% пригодной для этих целей техники, имеющейся в городе.

А как же с остальными 85% и тротуарами?

В советское время они убирались предприятиями и ЖЭКами. С приходом частной собственности разнарядки отменены, а прокуратура признала такое закрепление территорий незаконным. Жилой фонд в основном приватизирован. Прокуратура признала закрепление территорий для уборки за предприятиями незаконной. Предъявлять претензии город может только в том случае, если нарушены правила благоустройства на принадлежащей им или арендованной земле (в случае с остановками, земля и соответствующие обязательства по уборке закреплены за расположенными возле них торговыми точками, а это только 10% всех остановок).

Остальная территория остается «ничейной», т.е. теоретически она за нее должны были бы отвечать либо городские подразделения, заключившие договора на обслуживание с коммунальными либо частными предприятиями, либо граждане, собственники частного или многоквартирного жилья. На практике за нее не отвечает никто.

Поэтому дорожное полотно проспекта Лушпы убирается «Дорремстроем» (он за это деньги получает), а параллельная пешеходная дорожка с ул. Харьковской к 9-му микрорайону, нет, как и большинство второстепенных улиц и тротуаров. Их убирают (если убирают) «авральным методом», когда городской голова (и нынешний, и предыдущие) начинает поднимать народ на борьбу со снегом.

Ситуация с уборкой во дворах – та же. Большинство многоквартирных домов не имеет паспортов с указанием принадлежащей им земли, следовательно, нормативно не закреплено, где убирать. Правда, в этом году них планируется выделить 4,4 млн. грн., но возникает вопрос «как» убирать.

Сами собственники-жильцы в лучшем случае почистят возле подъезда, посчитав все остальное «несвоим».

В действующем тарифе на уборку снега выделено аж 0,1 коп. за м2, т.е. от 50 до 100 грн. в год с одного дома, или 0,5 – 1 грн. с квартиры в месяц. Маловато для нынешних снегопадов. Сомневаюсь, что повышение тарифа до 5 грн. с квартиры вызовет социальный взрыв, но это позволит ЖЭКу пару раз на зиму нанимать у строителей простаивающий трактор для уборки подъездных дорог.

 

Только тогда не будет разрываться от звонков возмущенных граждан неработающая «горячая линия» «Сумыжилья», а мэр, до сих пор не имеющий заместителя по ЖКХ, не будет подменять собой ЖЭКи и управление из 36 человек.