Суми: новини, події, коментарі

Нотехс - будівництво у Сумах

Смерть и смех: над чем шутят на кладбищах

318

Цыгане веселятся, чтобы облегчить путь покойного, а в Гане могут похоронить в бутылке «Колы».

Общепринято, что похороны — это всегда горе и слезы. Но для некоторых народов проводы человека в мир иной — повод для праздника. Веселые гробы и эпитафии — заигрывание со смертью, считают этнографы.

«Смерть всегда за гранью понимания, ее старались не касаться, чтобы не будить лихо. Но людям всегда хотелось нарушить правила, — считает этнограф Наталья Громова. — И украинцы — не исключение. Просто мы делаем это не на кладбищенских плитах, как в некоторых странах, а в фольклоре: в вертепах, когда изображают неуклюжую смерть с косой и над ней все потешаются, всевозможные сказки про казаков, которые обманули смерть. А сколько у нас анекдотов о загробном мире и кладбищах! В Карпатах раньше была даже традиция: если старик доживал до очень глубокой старости, устраивали репетиции поминок при еще живом главном участнике».

По ее словам, мы можем удивляться похоронным традициям других народов, но и наши обычаи не меньше удивляют их. «Например, многие на Западе не понимают, зачем мы собираемся на кладбищах после Пасхи (в народе — гробки) и едим там. Да еще и угощаем умерших, кладем им на могилу конфеты, крашенки и рюмку водки. Это подтверждение того, что у нас осталась вера в материальную жизнь после смерти», — говорит Громова.

Есть народы, которые заигрывают со смертью с размахом. К примеру, для цыган кощунством будет… не повеселиться на похоронах своего близкого. «Цыгане-лютеране действительно поют и танцуют на похоронах. Люди верят, что если человек умер в этом мире, то в другом мире он родился. В этом нет ничего страшного, просто для нас непривычно, — делится верховный комиссар Международного ромского союза Нормуд Рудевич. — Похороны проходят несколько дней. В первый — вспоминают покойного за общим столом. На следующий день женщины уже позволяют себе одеться поярче, тогда начинает играть музыка, люди танцуют».

Конечно, родным тяжело расставаться с усопшим, и они танцуют со слезами на глазах. Но ромы знают: если живые будут сильно горевать по умершим, душе покойника тяжело дастся переход в другой мир. Есть даже такой анекдот. Мать дает напутствие сыну: «Выбирай себе в жены украинку. В молодости нужно пережить любовь и страсть, да еще вкусными обедами будешь обеспечен. После 30 лет разводись и женись на еврейке. Она-то из тебя человека сделает — поднимет по карьерной лестнице, обеспечит на всю жизнь. А на старости лет обязательно женись на цыганке». — «Цыганке?» — спрашивает сын. — «Если бы ты только видел, как они хоронят!» — отвечает мать.

«Ромы всегда умели ассимилировать традиции той местности, где жили. Например, украинские цыгане многие события отмечают, как и славяне. Но хоронить, действительно, умеем, как ни один народ, — рассказывает председатель Совета ромов Украины Юрий Иваненко. — Можем и в долги влезть, только бы сделать пышные похороны. Даже на покрывало под гроб стараемся купить отличный ковер. Так мы выражаем свое уважение и любовь к усопшему. По традиции, всю ночь мы у костра вспоминаем об умершем. Правда, не устраиваем ни музыки, ни танцев. Мы — православные, и у нас так не принято».

ТРАПЕЗА С ТРУПОМ. А слабо заказать на похороны стриптизерш? Для китайцев из провинции Цзинсу это стало традицией. Они считают, чем больше людей на похоронах — тем больше почета умершему. На что только близкие усопшего ни идут, чтобы заманить на похороны гостей! А стриптизерши обязательно привлекут толпу. Обнаженные девушки танцуют прямо возле гроба. Дошло до того, что власти взялись исправлять ситуацию. В 2006 году на очередных таких похоронах полиция арестовала пятерых танцовщиц и организаторов «тусовки». Но подержали в участке для порядка да и отпустили.

Но куда китайцам до малагасийцев, коренных жителей острова Мадагаскар. Тут покойников настолько почитают, что готовы в буквальном смысле перемывать им косточки. Малагасийцы верят: если к ним во сне пришел покойный — ему скучно на том свете. Значит нужно развеселить дорогого усопшего дядюшку или тетушку. Иначе он (она) вернется в наш мир и всячески будет досаждать близким. Устраивают ритуал фамадихана: родственники готовят настоящий пир со множеством гостей, а самые близкие в это время выкапывают останки покойного из могилы (независимо, в каком состоянии находится тело). Моют его и оборачивают в новый саван. Труп садят за стол к гостям. Все веселятся и пьют, потом носят останки в места, где он любил гулять. Санитарные врачи устали предупреждать о риске заразиться какой-нибудь болезнью от разлагающейся плоти. Поэтому придумали своего рода патент на проведения древнего ритуала. Нужно заплатить немалые деньги, чтобы уважить покойного. Люди отдают порой последние сбережения, но не посмеют высказать неуважение к покойному.

С пузырьками. Можно вечно «пить» колу. Фото с сайта poxe.ru

«СЧАСТЛИВЫЕ ГРОБИКИ». Благотворительная организация Lien Foundation, которая оказывает содействие одному сингапурскому хоспису, решила помочь неизлечимо больным избавиться от страха смерти. Прошлым летом они организовали конкурс под названием «Счастливые гробики». Больные разрисовали для себя гробы, как им нравится. Нужно заметить, конкурсанты использовали яркие цвета и делали жизнерадостные надписи на них.

В Африке загробный бизнес — очень прибыльное дело. В Гане для клиента могут сделать гроб любой формы: в виде автобуса, сигары, ботинка, льва или цветка. Внутри, как в любом другом гробу, обивают мягкой тканью. Стоят такие поделки до $600. Для европейца — пустяки, а для ганца — чуть ли не годовой доход.

У ганцев найдутся гробы на любой вкус заказчика. От мобильного телефона до кроссовок. Цена — $600

Моду на тематические гробы ввел ганский правитель Премпе II в середине ХХ столетия. Началось все с того, что государь заказал себе роскошный паланкин (носилки в виде ложа на 2 шестах) в форме орла. В день, когда средство передвижения было готово, монарх неожиданно умер. Родственники усопшего решили, чтобы правитель хоть после смерти покатался в своем паланкине. Они приделали к носилкам крышку, переоборудовав их в гроб. В нем и похоронили. Вскоре состоятельные ганцы, а потом и люди попроще, начали и своим умершим родным делать необычные гробы.

Такой гроб расскажет, чем в жизни занимался покойный. Например, для рыбака сделают гроб в форме рыбы, фермера — курицы или овоща, для любителя выпить — банки пива, тинейджера — мобильного телефона. Кстати, это прекрасная возможность осуществить мечту покойного. Если при жизни он так и не накопил на авто, то ритуальные мастера могут воплотить ее в дереве. Иногда в последний путь некоторым усопшим приходится отправляться в неудобных позах. Замысловатые гробы не всегда позволяют разместить в нем тело, как полагается.

«ВЕСЕЛОЕ КЛАДБИЩЕ» В РУМЫНИИ

1941 г. «Склонил голову, потерял тело». Фото с сайта mith.ru

Забавным картинкам не место на кладбище? Тогда вам обязательно нужно поехать на экскурсию в румынскую деревушку в Сепынец. Местное кладбище отличается от других цветными узорами и веселыми картинками. Оно так и называется: Чимитирул-Весел (Веселое кладбище). Основал его Йон Петраш еще в 60-е годы прошлого столетия. Довелось ему как-то украсить крест с портретом усопшей односельчанки красочными узорами. Родственники были не против эксперимента, а вот священник был возмущен выходкой, которая противоречит всем традициям. Однако до самой смерти Йона делал колоритные кресты для покойников и украшал старые. Сейчас другие мастера ритуальных услуг продолжают его дело.

«Коньяк — яд, поклонникам приносит смерть». Фото с сайта mith.ru

По картинке можно узнать, из-за чего покойник умер. На одном кресте нарисован алкоголик, на другом — женщина, которую сбивает авто, на третьем селянин, которого свалил инфаркт за уборкой яблок. Если ничего примечательного не произошло, умерших изображают за основным занятием, например, мужчина сидит за столом (офисный работник) или парень заготавливает траву.

Есть там чуть ли не комиксы. На первой картинке нацист угрожает автоматом мужчине, а на следующей первый держит отрезанную голову своей жертвы. Могила датирована 1941-м годом.

Есть и забавные эпитафии: «Тут похоронена теща моя. Если б она прожила еще месяц, то читала бы она, а лежал бы я». При входе на кладбище есть и могила самого основателя Петраша (1908—1977). Эпитафию он придумал себе сам: «Здесь похоронен мужчина, который за всю жизнь никому не причинил зла». Наверное, это единственный в мире некрополь, где смерть представлена в радужном свете. Поэтому-то кладбище взяло под свою охрану ЮНЕСКО.

ЭПИТАФИИ: «ХОРОШИЙ МУЖ, НО ПЛОХОЙ ЭЛЕКТРИК»

«Покойся с миром. Твои сыновья (кроме Рикардо, который не скидывался на памятник)». Фото clubs.ya.ru

Шутить со смертью умеют даже чопорные англичане — еще несколько веков назад они не прочь были поупражняться в остроумии на могильных плитах. Выяснилось это после того, как английский Национальный архив мемориальных надписей объявил конкурс на самые оригинальные эпитафии. Вскоре архив буквально засыпали письмами, в которых рассказывали об эпитафиях.

На кладбище недалеко от Барнслея в Южном Йоркшире покоится Роберт Миллтроп. На его могильной плите можно прочитать, что юноша умер возрасте 19 лет, в 1826 году он «расстался с жизнью, по случайности попав под камень, желая помочь Джеймсу и Эрдсли Рейвудам, а те поставили злополучный камень на могилу в знак памяти о нем».

На Шетландских островах на могиле Дональда Робертсона, упокоившегося в 1785 году, родственники решили отомстить виновнице его смерти. На плите высечено: «Причиной его (Дональда) достойной сожаления смерти является глупость Лоренс Таллоч из Клотистера, которая продала ему нитрат вместо солей Эпсома и таким образом убила в течение пяти часов». Аптечная лавка, должно быть, скоро закрылась и дурной славой Лоренс была обеспечена до ее собственной гробовой доски. А победила в конкурсе эпитафия на надгробии жительницы Лафборо Сары Джонсон, умершей в 1819 году от водянки — на плите подробно описали весь процесс лечения с именами врачей.

«Покойся с миром. Теперь ты в объятиях Господа. Боженька, следи за кошельком». Фото clubs.ya.ru

Но самая знаменитая эпитафия среди англичан написана комиком Спайком Миллиганом для своей же могилы. В 2002 году Миллиган умер из-за отказа печени, когда ему было 83 года. «О последней выходке Спайка все знают. Перед смертью он завещал написать на своей могиле: «Я же говорил вам, что я болен». В этом был весь Спайк!» — рассказывает Энтони Миллер из Манчестера. Кстати, надпись два года не могли высечь на его могиле. Только в 2004 году родственникам удалось договориться с церковью.

А в Испании есть могила Панкразио Ювеналес. На ней слова: «Он был хорошим мужем, чудесным отцом, но плохим электриком». О причине смерти догадается каждый. А вот на похоронах испанки Брюнхилды Джавамонте точно пару баянов порвали. Судите сами, ее муж написал: «Боже, прими ее с той же радостью, с какой я направил ее тебе».

В УКРАИНЕ: НА МОГИЛАХ — ХАЙЯМ И «МЕРИНЫ»

Пропеллер. На Соломенке почил авиаотряд. Фото с сайта smi2.ru

Прагматичные американцы могильные плиты используют для рекламы. На надгробии Эстер Райт в Миннеаполисе, которая умерла в начале прошлого века, каменотес и по совместительству муж покойной высек: «Здесь лежит Эстер Райт, которую Бог призвал к себе. Ее безутешный супруг Томас Райт, лучший каменотес Америки, собственноручно выполнил эту надпись и готов сделать то же самое для вас за 250 долларов». А вот другая надпись на кладбище штата Миссисипи: «Под этим камнем спит безвременно покинувший нас почетный горожанин города Гельсингфорс мистер Джон Адамс, чья безутешная вдова до сих пор держит ресторан китайской кухни по Бразерз-стрит, 17, в котором с 12.00 до 02.00 вам подадут очаровательные куриные грудки по-сычуаньски с кисло-сладким соусом всего за $2 порция».

Некоторые расчетливые барышни помещали объявление о знакомстве прямо на плите бренных останков мужа. «Здесь погребен мистер Джеральд Бэйтс, чья безутешная вдова Энн Бэйтс проживает на улице Элмстрит, 7 и в свои 24 года обладает всем, что только можно требовать от идеальной жены».

На звание страны самых забавных эпитафий может претендовать и Россия. На московском кладбище: «Спи спокойно, дорогой муж, кандидат экономических наук», «Прожила на свете восемьдесят два года, шесть месяцев и четыре дня без перерыва». В Санкт-Петербурге пишут: «Я лишь отдохнуть прилег. А доктор сразу: Умер? В морг!». Вот так какой-то весельчак попрощался с этим миром. На кладбище в Иерусалиме: «Я вас любил, и вы меня любили, спасибо вам, что вы меня похоронили».

Мороз и Снегурочка. Радовали детвору в Киеве после войны

В Украине чаще всего пишут цитаты из Библии и философские эпитафии, рассказала начальник отдела охраны памятников Лукьяновского заповедника Оксана Борисюк. Например: «Дрожит земля, звенят колокола, скорбим и слезы льем украдкой. Сильней всего людей мы ценим лишь тогда, когда мы их теряем безвозвратно», или цитата Омара Хайяма: «Не горюй, если меньше других веселился. Будь доволен, что меньше других пострадал».

Могила братка: купола и мерс. Фото с сайта artem.gorod.tomsk.ru

Начиная с 90-х новые украинцы ввели моду изображать на могильной плите усопшего в полный рост. Братки обычно не ограничивались портретом, на заднем фоне всегда красовался 600-й «мерин» и шикарные особняки или церковные купола, количество куполов означает, сколько лет «отсидел» покойник. Покойного рисовали в шикарном костюме, с толстой цепочкой на шее и перстнями на пальцах. Подписывали лаконично — прозвищем братка и эпитафией «От братвы!».

www.segodnya.ua