Следствие исключило теракт из списка версий крушения Ан-148 в России
Пассажирский самолет экспериментальной авиации Ан-148 упал в Белгородской области на территории частного домовладения во время испытательного полета. Пассажиров в нем не было, погибли шесть человек, находившихся на борту, в том числе два гражданина Мьянмы. О небезопасности этого самолета еще прошлой осенью заявляла единственная компания, которая его эксплуатирует.
Крушение борта Ан-148, принадлежащего Воронежскому авиастроительному заводу (ВАСО), произошло в 130 км от Воронежа, сообщает РИА «Новости» со ссылкой на официального представителя Росавиации Сергея Извольского.
«Эксплуатационная надежность самолета Ан-148 не соответствует ранее заявленной и не может обеспечивать достаточный уровень безопасности»
При этом официальный представитель регионального центра МЧС РФ Дарья Коровина уточнила, что авиакатастрофа произошла в Белгородской области. «В Алексеевском районе в деревне Гарбузово во время летных испытаний упал самолет Ан-148, который принадлежит Воронежскому авиационному предприятию», – приводит ее слова «Интерфакс».
Коровина добавила, что самолет упал на территорию частного домовладения. Однако жертв и разрушений на земле нет. На месте ЧП работают спасатели, пожарные, а также оперативная группа ЦРЦ МЧС РФ.
Сергей Извольский сообщил, что самолет проходил испытания и пассажиров в нем не было. Первоначально заявлялось о двух погибших, однако позднее их число возросло до шести, все они были членами экипажа.
«На борту Ан-148 были шесть человек, все – члены экипажа. Четыре тела обнаружены, судьба еще двух человек уточняется», – сообщал представитель МЧС по Белгородской области, позднее вcе тела были найдены. Известно, что в самолете летели как минимум два гражданина Мьянмы.
Источник в российском оборонно-промышленном комплексе сообщил «Интерфаксу», что разбившийся самолет Ан-148 был построен для ВВС Мьянмы. «Согласно контракту, который был подписан в 2008 году, Мьянма для национальных ВВС закупила два самолета Ан-148», – пояснил он и добавил, что Мьянма стала первым иностранным заказчиком этого самолета. «Оба самолета должны быть поставлены Мьянме в гражданском варианте», – сообщил источник.
Но, как сообщала газета ВЗГЛЯД, несколько месяцев назад, в сентябре прошлого года, авиакомпания «Россия» поставила под сомнение надежность самолетов Ан-148. В презентации компании, кстати, единственной, эксплуатирующей эти воздушные суда, сказано, что летать на российско-украинском самолете Ан-148 опасно – он слишком часто ломается.
«Эксплуатационная надежность самолета Ан-148 не соответствует ранее заявленной и не может обеспечивать достаточный уровень безопасности и регулярности полетов», – говорится в отчете.
Самой ненадежной системой в Ан-148, по данным авиакомпании, оказалась система управления самолетом – была обнаружена 31 неисправность. Явно несовершенны система интеграции общесамолетного оборудования (26 неисправностей), пилотажно-навигационное оборудование (19), средства управления полетом (17), вспомогательная силовая установка (ВСУ – 17 неисправностей).
Более того, у авиаперевозчика есть замечания к надежности систем кондиционирования, фюзеляжа, крыльев и двигателя. К слову, двигателям Ан-148 в презентации посвящен отдельный пункт. «За период с 1 июня по 1 сентября 2010 года отстранены от эксплуатации один двигатель Д-436-148 и два ВСУ АИ-450. С самолета № 61702 сняты две ВСУ по различным причинам внутренних разрушений», – говорится в документе.
Аудит Международной ассоциации воздушного транспорта (IOSA) показал неготовность самолета к полетам в Европу. «В наблюдательном полете инспектором были выявлены ожидаемые замечания, такие как сломавшийся в полете замок двери кабины экипажа и вывод на индикаторы пилотов лишней на данном этапе полета информации», – говорится в презентации авиакомпании. Также были выявлены различные несоответствия ICAO. В их числе низкое качество покраски самолетов, непредусмотренная возможность установки датчика высоты принятия решения на барометрическом высотомере, обрыв резиновых уплотнителей механизации на нижней части крыла.
Как передает INTERFAX.RU, бортовые самописцы разбившегося накануне самолета Ан-148 отправлены на расшифровку. На месте его крушения в поселке Гарбузово в Белгородской области продолжают работать следователи, отрабатывается несколько версий авиакатастрофы. В воскресенье стало известно, что воронежское авиационное предприятие, которому принадлежит Ан-148, выплатит родственникам погибших пилотов материальную помощь.
На месте крушения самолета были обнаружены четыре бортовых самописца. Как сообщили “Интерфаксу” в воскресенье в пресс-службе ГУ МЧС по Белгородской области, “черные ящики” отправлены на расшифровку. По словам собеседника агентства, бортовой самописец, который был извлечен из самолета последним, находится в нормальном состоянии. В свою очередь исполняющий обязанности начальника ГУ МЧС по Белгородской области Анатолий Скуматов рассказал агентству, что работы по разбору фрагментов разбившегося Ан-148 запланированы на понедельник. По его словам, в настоящее время на месте крушения самолета продолжаются следственные работы.
Скуманов также сообщил “Интерфаксу”, что в Воронеже на экспертизу отправлены тела шести членов экипажа разбившегося Ан-148. Со своей стороны старший помощник руководителя СУ СКР по Воронежской области Сергей Глазьев пояснил агентству, что в Воронеже пройдет процедура опознания разбившихся летчиков. Вечером стало известно, что процедура состоялась. “Так, удалось опознать командира экипажа Юрия Зубрицкого, штурмана Владимира Ясько, бортинженера Александра Королева и ведущего инженера по летным испытаниям Анатолия Самошкина. На опознании тел, которые были доставлены в Воронеж сегодня из Белгородской области, присутствовали родственники погибших”, – рассказал Глазьев. Он отметил, что двух иностранных пилотов опознавали члены второго экипажа из Мьянмы, которые также присутствовали в Воронеже на испытании самолета. Все тела имели повреждения характерные для авиационных крушений, добавил Глазьев.
В свою очередь руководство ОАО “Воронежское акционерное строительное общество” (ВАСО) приняло решение о выплате материальной помощи родственникам погибших летчиков, сообщила “Интерфаксу” в воскресенье помощник гендиректора авиазавода по связям с общественностью Маргарита Глотова. По ее словам, каждой семье будет выплачено не менее 1 млн рублей. Кроме того, все расходы по похоронам погибших также берет на себя предприятие. “Ориентировочно, панихида и похороны экипажа состоятся 9 марта 2011 года. Точнее можно будет сказать, после того как закончат работу следователи и судмедэксперты”, – сказала она. Ранее представитель авиазавода сообщил агентству, что место захоронения экипажа до конца пока не определено, если семьи погибших не будут возражать, то это будет Коминтерновское кладбище.
Глотова также отметила, что и члены экипажа, и самолет были застрахованы. По ее словам, в ближайшее время начнется заседание комиссии по расследованию авиакатастрофы. Точные причины произошедшего будут оглашены не позднее, чем через 30 дней.
Между тем, следствие рассматривало четыре версии авиакатастрофы Ан-148 – ошибка пилота, заводской брак, некачественное топливо и террористический акт. Об этом говорится в сообщении Московского межрегионального следственного управления на транспорте (ММСУ), которое поступило в “Интерфакс”. С целью проверки этих версий с Воронежского авиационного строительного завода были изъяты техническая документация на самолет, образцы топлива, которым он был заправлен, смазочных материалов и других жидкостей. Для проверки версии о теракте следователями была изъята одежда потерпевших, по ней была назначена судебно-техническая экспертиза с целью обнаружения частиц взрывчатых веществ. Кроме того, допрашиваются очевидцы происшествия – местные жители, которые видели, как самолет развалился в воздухе.
Вечером в воскресенье стало известно, что следствие исключило версию теракта. “Все обнаруженные у потерпевших телесные повреждения характерны для авиатравмы. Таким образом, версия о террористическом акте как о причине авиакатастрофы практически исключена”, – говорится в сообщении ММСУ на транспорте, поступившим в агентство. В сообщении подтвердили, что закончены мероприятия по опознанию погибших. “Все шестеро находившихся на борту, в том числе граждане иностранного государства, опознаны”, – отметили следователи.
Следствием также установлено, что за штурвалом разбившегося воздушного судна находился один из двух иностранных летчиков. Проводятся все необходимые следственные действия, направленные на установление обстоятельств авиакатастрофы. Расследование уголовного дела продолжается, отмечается в сообщении ММСУ на транспорте.