Сколько стоит школа
Более 10 млн грн. в год наличными сдают родители на нужды сумских школ
Симпатичная женщина лет тридцати стоит в очереди возле машины, продающей на рынке подсолнечное масло. Перед ней еще несколько человек. Она снимает с плеча сумку, достает мобильный телефон и набирает номер: «Настенька, у тебя перемена? А ты денежку учительнице сдала? Доць, ну не забудь, пожалуйста, а то будет как в прошлом месяце…»
Что было в прошлом месяце, неизвестно: может в Настенькином дневнике написали «послание» родителям, а может, пристыдили маму на родительском собрании… О том, что в украинских школах давно укоренилась практика регулярных доплат, всем прекрасно известно. Ни родители, ни директора, ни сами ученики школ не отрицают факта, что ежемесячно из семейного бюджета «на школу» отчисляется сумма, в которую включены расходы не только на питание ребенка, но и на разнообразные школьные нужды. Это факт, который бессмысленно отрицать, как и бессмысленно отрицать недофинонсирование всех учебных заведений: бюджеты, к сожалению, не справляются с заданной нагрузкой.
Размер материальной помощи родителей определяется, как правило, родительским комитетом при плотном общении с администрацией школы. Однако в г. Сумы эти суммы разные не только в разных школах, но и в классах одной параллели, а порой даже устанавливаются для отдельных учеников индивидуально. Как же происходит сбор денег в сумских школах, какие суммы жертвуют родители и сколько тысяч или миллионов гривен не хватает нашим школам, мы и попытались выяснить в своем журналистском расследовании.
По-хорошему никак
Основной вопрос, на который мы хотели получить ответ, звучит достаточно безобидно: сколько денег должно поступить из городского бюджета, чтобы родители были избавлены от необходимости доплачивать школе?
Сведения о том, каким образом и сколько в каждой из сумских школ сдают денег, журналисты собирали несколько месяцев и в своей попытке получить информацию официально наткнулись на непробиваемую стену.
Для начала во все сумские общеобразовательные школы и гимназии мы отправили информационные запросы, адресовав их директорам и председателям родительских комитетов. Реакция оказалась непредсказуемой: вместо того чтобы спокойно ответить на вопросы, администрации школ пустились на поиски причин, по которым они не могут общаться с прессой на эту тему. До чего дошло: в управлении образования состоялось совещание директоров школ, где, кроме прочего, коллективно обсуждался и информационный запрос «Панорамы». Итог обсуждения – абсолютно одинаковые и, что примечательно, бессодержательные ответы от разных школ: «… школа створена та діє відповідно до Закону «Про освіту» та відповідно до ст. 10 Закону України «Про загальну середню освіту», ст. 81, 83 Цивільного кодексу України, є юридичною особою комунальної форми власності» и т.д. Стало очевидно, что ни администрации школ, ни родительские комитеты, ни управление образования не заинтересованы в разглашении информации о количестве денег, которые собирают с родителей учеников.
Теперь должен прозвучать наивный вопрос: если у вас все по правилам, то почему все скрывается, как будто мы имеем дело с двойной бухгалтерией?
Журналисты продолжили работу: по истечении срока, отведенного законодательством на ответ, они обзвонили все школы г. Сумы и попытались поговорить с директорами и договориться о личной встрече. У директоров восьми школ журналисты хотели также выяснить, почему они, нарушив законодательство, не предоставили ответы на запрос. Сделав несколько телефонных звонков, услышали один невероятный ответ: «Мы не получали никаких запросов!» Можно было бы поверить, что «Укрпочта» потеряла письма-запросы на пути в одну-две школы, но чтобы в восемь… Словом, маловероятно. Все запросы прошли через канцелярию редакции, все в один и тот же день были отправлены заказными (!) письмами.
Договориться о встрече с директорами и председателями родительских комитетов, как оказалось, тоже не так просто. Одни напрямую отказывали: мол, мы все сказали в своем ответе и времени на личную встречу нет, другие переносили встречу по три-четыре раза. С третьими не получалось связаться по телефону, т.к., по словам секретарей, они не появлялись на рабочем месте из-за нескончаемых собраний, заседаний и т.д. На просьбу «свести» нас с председателем родительского комитета директора, ссылаясь на Закон «О защите персональных данных» (!), также отказывали.
Воистину это было упорство, достойное куда лучшего применения!
Образцы для подражания
Нормально ответили на запрос только три общеобразовательных заведения г. Сумы. Наиболее ответственно к запросу отнесся директор Александровской гимназии Виктор ГОНЧАРЕНКО. Ответ на него он привез в редакцию лично вместе с финансовыми документами общественной организации «Росток», которую организовали родители гимназистов специально для решения финансовых вопросов учебного заведения. Благотворительный фонд выполняет в нем функцию родительского комитета официально и ответственно. Подобная ситуация в Сумской гимназии №1, школах №10 и №30. Вся финансовая документация ведется представителями общественной организации или благотворительного фонда, они же регулярно отчитываются перед родителями за потраченные деньги. По словам родителей гимназии №1, с отчетами у них проблем нет – можно прийти в школу, попросить распечатать документ – и увидеть, сколько денег потрачено и на что.
Как добывали информацию
После того как стало понятно, что администрации подавляющего большинства сумских школ тщательно скрывают информацию о деньгах, собранных с родителей, редакция взялась за дело основательно. Журналисты встречались с родителями, учителями, все-таки удалось пообщаться и с директорами. Мы пытались выяснить, сколько же денег «принимает» та или иная школа. Словом, пришлось побегать.
Конечно же, назвать до копейки точную сумму родительских денег невозможно – уж слишком отличаются собираемые суммы. Хотя, по идее, все должно бы быть очень просто – документация поднимается, копируется, и в течение получаса становится известно, сколько и куда дели. Однако учет и отчетность, как оказалось, далеко не самые сильные стороны администраций школ и родительских комитетов.
Впрочем, ситуация в школах очень разная, и она меняется. «Я не помню, чтобы в предыдущие годы было все так серьезно, – говорит представитель родительского комитета, пожелавшая остаться неизвестной. – Мы отчитываемся дважды в год. У каждого класса есть свои представители в родительском комитете, и каждый из них получает в руки письменный отчет о потраченных деньгах. Потом они отчитываются перед своим классом», – утверждает представительница родительского комитета одной из школ, и у нас нет оснований ей не верить.
Мы проверили – да, действительно, по такой схеме отчитываются во многих школах города, но, увы, не во всех. В школе №7, например, был инцидент еще при старом директоре, когда одна из мам попыталась попросить отчет о потраченных родительских деньгах. «Отчетов никто не предоставляет. Мы однажды позвонили в администрацию, в отдел, который курирует школы (управление образования – «r»). Во-первых, они начали с пеной у рта доказывать нам, в каком ужасном положении сейчас находятся школы, хотя стоит зайти в школу и посмотреть: портьеры, люстры и т.д. – все блестит. Во-вторых, попросили назвать фамилию и обещали, что все будет анонимно. Уже через час маму вызвали к директору, и та отчитала ее по полной программе за то, что она позволила себе звонить и задавать такие вопросы в управлении образования, – рассказывает женщина. – Потом директор демонстративно открыла какую-то амбарную книгу, в которой вклеены чеки неизвестного срока давности, и сделала это так, что больше идти и требовать какие-то отчеты не захотелось». Таких жалоб – десятки. Администрации некоторых школ воспринимают попытку родителей контролировать, куда тратятся их деньги, как неслыханную дерзость и проявления недоверия. Родители, конечно, быстро остывают – в руках у школы находится будущее их ребенка.
Наши подсчеты
Опросив родителей всех школ г. Сумы, журналисты поняли, что открыто сейчас говорить никто не будет. Тем не менее назвать суммы, которые сдают в школу, никто из родителей не отказался. Примечательно, что они не очень агрессивно настроены против разнообразных «нужд», – больше их возмущает сбор денег на подарки и дополнительные занятия, на которые дети почти не ходят (т.к. в расписании они обычно стоят после основных занятий и чаще всего между основным расписанием и дополнительным – окно в один-два урока).
Собрав все предоставленные данные в таблицу, мы решили хотя бы приблизительно подсчитать, сколько же доплачивают родители сумским школам. Для этого мы взяли самый низкий показатель и высчитали среднее арифметическое нужд (нужды школы и нужды класса мы считали вместе, т.к. в некоторых классах их не разделяют). Мы получили 38,35 грн. в месяц на одного ученика и умножили эту цифру на 9 месяцев, получилось ни много ни мало – 345,15 грн. в год.
Далее по той же схеме (самый низкий показатель) мы подсчитали, сколько в среднем с одного ученика собирают на ремонт школы. Получили цифру в 129,4 грн. в год.
Согласно официальной информации Сумского управления образования, в 2012–2013 учебном году в школах и гимназиях Сум обучалось 22432 ученика. Из них мы вычли учеников гимназий (Александровская – 825, Сумская гимназия №1 – 615 и школа №30 – 515 учеников), т.к. обучение в них является платным и сбор денег происходит по другой, прозрачной схеме.
Если считать, что оставшиеся 20477 учеников сдают на нужды школы по 345,15 грн. в год и на ремонт – 129,4 грн. в год, то получаем общую цифру в 9 717 360, 35 грн. в год.
Еще один обязательный пункт – деньги на охрану. Практически во всех школах ежемесячно с ученика собирается по 3 грн. За 9 месяцев учебного года получается 27 грн. Умножаем эту цифру на количество учеников общеобразовательных школ и получаем 552 879 грн. Если учесть и эти деньги, получаем 10 270 239,35 грн.
Понятное дело, цифра очень приблизительная. Тем более что здесь не учтены деньги, которые сдаются на дополнительные занятия, цветы и подарки учителям на праздники. Поэтому с уверенностью можем заявить, что у сумских родителей «на школу» уходит гораздо больше, чем 10 млн грн.
Как и кто собирает деньги
Судя по информации, полученной от родителей, однозначно ответить на вопрос, кто собирает деньги, невозможно. В школах, где существует благотворительный фонд (к примеру, школа №10), все деньги, кроме нужд класса, проводятся через банковский счет. Деньги на нужды класса собирает исключительно казначей, т.е. мама кого-нибудь из учеников.
В других школах, где нет зарегистрированной организации, деньги собирают или родители, или учителя. Бывают варианты, когда и те и другие, в зависимости от “платежа”.
Но самое неправильное с любой точки зрения – и с юридической, и с педагогической – в этой ситуации то, что зачастую в передачу денег втянуты школьники, а собирают «платежи» учителя. Кроме того что сам по себе факт возникновения финансовых взаимоотношений между педагогом и школьником – это негатив, сама ситуация, когда финансовые вопросы решаются на виду всего класса, категорически неприемлема. У всех семей разное материальное положение, и разговоры в классе о «взносах на нужды» могут больно ранить детей. С самого детства ребенок привыкает к тому, что если не сдашь учительнице деньги, то “будет так, как в прошлом месяце”, и т.п. Все эти процедуры должны проходить мимо детей, они должны решаться взрослыми, и желательно не учителями, а родительским комитетом и администрацией школы. Однозначно можно сказать, что процедура сбора и расходования родительских денег должна иметь прозрачную основу.
Почему молчит управление образования
Однако, как показало наше расследование, в 21 из 29 сумских школ такой основы нет – более того, процедуру сбора и всю информацию о ней не спешат разглашать. Что же думает по этому поводу управление образования г. Сумы? Не пора ли навести порядок? В своем ответе на наш информационный запрос управление образования, ссылаясь на нормативные документы (Закон України “Про освіту”, Закон України “Про благодійництво та благодійні організації”), фактически подтверждает законность денежных сборов в школах, но всячески открещивается от того, что имеет какое-либо отношение к ним, и утверждает, что не обязано их контролировать.
“Питання щодо кількості благодійних фондів (батьківських комітетів), їх функції, повноваження, максимальний та мінімальний розмір внеску з одного учня на місяць, звіти благодійних фондів (батьківських комітетів) про кошти, які надійшли до фонду, та їх витрачання не входять до завдань і функцій управління освіти і науки Сумської міської ради”, – значится в официальном ответе управления образования и науки Сумского горсовета.
Получить ответ на вопрос, почему нельзя систематизировать сбор денег в школах и организовать их по одной схеме и как распределят между школами бюджетные 145 997 864 грн., нам пока не удалось. Мы подготовили еще один письменный запрос для управления и надеемся, что ответ будет информативным. А пока складывается такое впечатление, что всем – от администрации школ до управления образования – очень выгодно, чтобы более 10 млн неучтенных гривен ежегодно перекачивалось из карманов родителей на нужды школ. Кто даст нам отчет за каждую потраченную копейку? Только двенадцать школ из двадцати девяти. Причем семь из них – только устно!
Этого все равно мало!
И сами родители, и директора сходятся во мнении, что и тех денег, которые сдают, все равно мало: «Наша школа находится на Барановке, и сами понимаете, какой здесь контингент, – объясняет мама одного из учеников школы №5, Татьяна. – Сдают не все. Собрать большие суммы не получается. В прошлом году нам озвучили сумму в размере 11 тыс. грн. Мы же реально понимаем, что сегодня за такие деньги много не отремонтируешь. Хватило только на косметический ремонт одного класса».
Нехватку финансов чувствуют и в школе №3: «80% учащихся нашей школы — дети из малообеспеченных или неполных семей. Поэтому их родители деньги не сдают. Конечно, иногда необходимы средства на нужды школы, но может их сдать только незначительный процент детей», – говорит директор школы Ольга ВОЛОШИНА.
Тем не менее директора благодарны и за это, ведь государственных денег вечно не хватает, а найти благотворителей, кроме родителей своих учеников, вряд ли получится.
«Вы видите, как наша школа борется за выживание, – говорит директор школы №4 Татьяна ВОЛКОВА. – Без помощи родителей нам не обойтись. Они очень активно включаются в любую работу! А все отчёты, ведомости у нас открыты, их можно видеть на стендах».
Кстати, на протяжении июня 2013 г. все руководители школ и детских садов города обязаны публично отчитаться за проделанную работу. В отчете в том числе должно прозвучать, куда и сколько потрачено благотворительных взносов родителей.