Суми: новини, події, коментарі

Нотехс - будівництво у Сумах

Счастье в джазе

155

«Музыкальная жизнь есть, но она еле теплится…»

Алексей Сикорский

Владимир ПРИХОЖАЙ — пианист, оранжировщик, композитор. Закончил Харьковскую академию культуры, эстрадно-джазовое отделение. Джаз выбрал для себя как главное направление музыкальной деятельности. Или джаз выбрал его.

Основное место работы — Сумской театр для детей и юношества. Должность — заведующий музыкальной частью. Создает музыкальное оформление спектаклей не только этого театра, но и сотрудничает с театром им. Щепкина.

Разговор наш состоялся в студии звукозаписи ДК СНПО им. Фрунзе, т.к. здесь — репетиционная база джазового коллектива «Арамис», которым Владимир Прихожай руководит. Предварительно его создав, разумеется, объединив вокруг себя музыкантов. Или, точнее, вокруг идеи.

[q]r: Почему именно «Арамис», откуда такое галантное мушкетерское название у джаз- бэнда?[/q]
— Не знаю точно, просто нам так нравится. Это невозможно объяснить, как, наверное, нельзя передать словами смысл музыки. Кстати, ударение в слове «Арамис» нужно делать на втором слоге. Мы так себя называем, так привыкли. Играем в стиле «фьюжн». Мы так определились и выбрали для себя именно этот джазовый стиль, который является одним из последних. Он объединяет в себе различные джазовые течения.

[q]r: Можно немного подробнее, почему именно «фьюжн»?[/q]
— Наверное, в большой мере это зависит от моего характера. Я по натуре человек неконсервативный. Изучал в свое время классическую музыку и классический джаз, эти этапы должен пройти любой профессиональный музыкант. Но мне ближе современные музыкальные течения и в классике, и в джазе. А «фьюжн» как раз можно назвать их синтезом. Одним словом, этот стиль — сегодняшний день. Мне нравится использовать не только акустические инструменты, но и электронные. Этот стиль сейчас развит в мире наряду с классическим джазом. Музыка разнообразна, ее много, и каждый выбирает то, что ему ближе.

[q]r: Как находили друг друга музыканты, которые сейчас играют в «Арамисе»?[/q]
— На данный момент нас пятеро: бас-гитарист Сергей ТАРАСЕНКО, тенор-саксофон Иван КУЛИШНИКОВ, ударник Валентин АНДРУЩЕНКО, перкуссия (латиноамериканские инструменты) — Максим РУДЕНКО. Ну и я — клавишные.
Джаз я играю уже давно и думаю, что сумская публика знает меня по выступлениям на наших джазовых фестивалях. В общем, сначала постоянного коллектива не было, мы выступали от случая к случаю. Потом стали смотреть на это дело более серьезно. Сейчас мы — постоянная команда, работающая целенаправленно, с постоянными репетициями. Мы сделали серьезную программу, записали свои диски. Аудио- и видео- в перспективе.

[q]r: А где проходят ваши выступления, где можно послушать живой «Арамис»?[/q]
— В джазовых клубах Украины. Недавно мы выступали в Харькове, в клубе «Fidele». Это достаточно серьезный клуб, где выступают музыканты не только из Украины, но и из России, а незадолго перед нами выступал коллектив из Германии. Вообще, хорошие, солидные клубы всегда стараются преподнести публике что-то новое. То есть, у них нет постоянно работающих коллективов, но всегда присутствует нечто свежее.

[q]r: В Сумах Вы пишете, репетируете, а потом едете выступать куда-то?[/q]
— Да. В основном мы играем в джазовых клубах. Еще выступаем на фестивалях. Кстати, недавно мы приехали с Черкасского джазового фестиваля. Информация о нем есть в Интернете, можно посмотреть рецензии на наше выступление, информацию о нашем коллективе. То есть мы уже в информационном поле Украины.

[q]r: Лично Вам что дает выступление на фестивалях?[/q]
— Это прежде всего тусовка, в самом широком смысле слова. Знакомство, общение. Можно увидеть и услышать много нового, чему-то научиться. Может быть, кто-то чему-нибудь научится у тебя. Это нормально, естественно. Общение музыкантов всегда приносит пользу.

[q]r: Дом Вашего коллектива — Сумы. Скажите, в материальном отношении Вы у себя дома не ощущаете какого-либо дискомфорта?[/q]
— Ну, джазовой музыкой себя не прокормишь, нужно уметь справляться с обстоятельствами. В принципе нужно всегда быть в тусовке. Приглашают где-то выступить, что-то записать на студии. Основная работа дает какой-то минимум…

[q]r: И у всех Ваших так?[/q]
— И во всем мире так.

[q]r: Основная работа Вам интересна или это просто работа ради заработка? Ведь в театральных спектаклях джаз может звучать далеко не всегда…[/q]
— Это очень интересно — писать музыку для спектаклей. Я ведь многопрофильный музыкант. Главное — соблюсти профессионализм. Я много работал для театров. Не мне судить, но говорят, что есть хорошие, интересные работы. Творческая работа всегда интересна, в любом жанре.

[q]r: Есть ли у Вас в музыке какие-то авторы, личности-маяки?[/q]
— Если говорить о джазовой музыке, то, конечно, это известные американские исполнители. Как у нас принято говорить, «сидишь на музыке»… Для меня это, допустим, Мишель ПЕТРУЧАНИ, Кейт ДЖАРРЕТ… Трудно так экспромтом перечислить всех. В общем, это исполнители, творчество которых мне близко. Я анализирую их, пытаюсь найти что-то для себя. Но в любом случае это не механическое копирование, скопировать невозможно, да и бессмысленно. Но можно в чужом творчестве найти что-то свое. В музыке всегда так было — кто-то на кого-то равняется. Даже если взять пример из классической музыки — Бетховен равнялся на Гайдна или на Моцарта, кто-то равнялся на Бетховена и так далее…

[q]r: Можно ли сказать, что для Вас, как для джазового музыканта, вся остальная музыка является сырьем для джазовых композиций?[/q]
— Пожалуй, да. Я бы мог сравнить это с такой ситуацией. Писатель пишет роман. Он идет в библиотеку и знакомится с большим количеством определенной литературы, которая помогает писать что-то свое, не похожее на то, что он прочитал. Но тем не менее он должен знать и понимать других авторов, иначе собственный роман не получится. Получить информацию, пропустить через себя, что-то отсеять, что-то взять… Но при этом оставаться собой. Тогда твое Я создаст что-то.

[q]r: Вы общаетесь с молодежью, у Вас есть ученики?[/q]
— Да, у нас в коллективе три молодых исполнителя, и я стараюсь давать для них какую-то информацию, какой-то материал. Но педагог всегда учит и учится сам.
[q]r: А учителя были?[/q]
— Естественно. Когда я, молодой провинциальный музыкант, попал служить в ансамбль песни и пляски Каспийской флотилии, то встретился с профессионалами, которые работали в государственном джазе Азербайджана (это бакинский джазовый оркестр). Контакт с ними очень многое мне дал. Это первые учителя. Многое давала работа на гастролях, когда знакомился с другими музыкантами, старшими, уже многое сделавшими. Если говорить о конкретном педагоге, то такового нет. В то время джазовой педагогики у нас не было. Даже учась в Академии культуры, на джазовом отделении, я не имел преподавателя, который мог бы ответить на все вопросы.

Могу сказать, что сильное влияние на меня оказал Владимир МОЛОТКОВ, киевский гитарист. Его уже нет. Поддерживаю дружбу с его учеником — Игорем БОЙКО, который на данный момент дает мне наиболее важную информацию о джазе.
[q]r: Что можете сказать о музыкальной жизни в Сумах? Ну, по крайней мере, в отношении джаза.[/q]
— Музыкальная жизнь есть тогда, когда есть концерты. Концертов у нас мало. Их невозможно организовать, невозможно организовать фестиваль… Вы прекрасно понимаете, что все это связано с финансами, со спонсорской поддержкой… Недавно наш концерт прошел в Театре для детей и юношества. Так вот, для того чтобы он состоялся, я потратил столько сил и энергии, что теперь в течение года на другой концерт не согласен.

У нас в городе ребята пытаются организовать рок-фестиваль, и я знаю, с каким трудом это делается. Знаю, какого труда стоят Оресту Романовичу КОВАЛЮ фестивали классической музыки. К сожалению, в провинциальных городах отсутствует нормальное продюсирование… Поэтому правильно будет ответить так: музыкальная жизнь есть, но она еле теплится. И не потому, что нет музыкантов, они как раз есть. Но нет возможности реализовать себя через выступления.

[q]r: А ведь для джаза публика в Сумах есть, вам не кажется?[/q]
— Да, безусловно. Дело в том, что на джазе, на классике кассу не сделаешь. Это не попса какая-нибудь! Значит, нужен спонсор, которому в большей степени нравится эта музыка, а не другая. Таких спонсоров пока не видно.

[q]r: Личный вопрос напоследок. Вы счастливый человек?[/q]
— Да. Потому что занимаюсь любимым делом.

Досье

Владимир ПРИХОЖАЙ родился в 1954 г. в с. Глинск Роменского района. Прожил там всего 7 лет, потом родители вернулись на родину, в Сумы. С тех пор он сумчанин. Здесь окончил музыкальную школу и музыкальное училище. Армейскую службу проходил в Баку. Служил в ансамбле песни и пляски Краснознаменной каспийской флотилии. Пытался учиться в Бакинской консерватории, но не закончил, так как возникла необходимость вернуться в Сумы. Работал в различных коллективах Сумской областной филармонии в качестве пианиста. Училище закончил по специальности «народные инструменты», но с 20 лет поменял квалификацию.