Суми: новини, події, коментарі

Нотехс - будівництво у Сумах

С возвращением, Бурлюк!

240

Давид Бурлюк прожил яркую жизнь. Его 125-ый день рождения на исторической родине отпраздновали не менее содержательно

Юлия Карпенко

Именины нашего знаменитого земляка футуриста Давида Бурлюка отметили по полной программе. Приятно, что празднование не ограничилось просто официальными мероприятиями — к примеру, каким-нибудь творческим вечером.

Новыми не только для нашей области, но и для всей Украины оказались посвященный Лебединщине международный пленэр и ленд-арт, подготовленный художником Игорем ШВАЧУНОВЫМ со студентками факультета искусств СумГПУ им. Макаренко.

[cenimg]
[imgpod] ПАМЯТНЫЙ ЗВОН. Начало мероприятия Игорь Швачунов ознаменовал импровизированным звоном [/imgpod][/cenimg]

Проект «Будетлянин Давид Бурлюк» стартовал на Сумщине благодаря усилиям творческих союзов и поддержке главы Сумской облгосадминистрации Павла КАЧУРА. Как объяснила член оргкомитета проректор УАБД Алла ЯРОВАЯ, слово «будетлянин» означает то же самое, что и «футурист», просто, говоря о Бурлюке, не хотелось употреблять иностранные слова.

Для художников — и не только

Идея пленэра принадлежит Сумской организации Союза художников. На Сумщину пригласили мастеров из девяти городов, в том числе и из России. Меньше чем за две недели художники посетили девять достопримечательностей Лебединского района.

На выставке по итогам пленэра в Лебединском художественном музее купили две картины сумских художников. Всего было представлено около 120 работ

Художники работали без выходных, некоторые даже не уезжали на обед. По их признанию, писать в этих местах было что. Исторические справки о местах наводил председатель Сумской организации Союза художников Украины Иван ГАПОЧЕНКО, который родился и вырос на родине Давида Бурлюка в Семиротовке.

[cenimg]
[imgpod] РАБОТА КИПИТ. Через несколько часов трудолюбивые студентки превратятся в загадочных девушек в белых одеждах [/imgpod][/cenimg]

Пленэр оказался интересным для художников и познавательным для детей Лебединщины, посетившим мастер-классы. Художникам было приятно,что дети заинтересовались их творчеством, задавали вопросы и даже брали автографы. Гость из Курска Александр ГОРБАЧЕВ так расчувствовался, что разрешил детям дорисовать картину, которую начал сам. Юные художники ликовали — им доверили холст и краски, с которыми работал мастер. Результат, который представили на итоговой выставке в Лебединском художественном музее 30 июня, поразил всех. «Рисовать так просто и красиво могут только дети. Неопримитивизм как технику часто использовал и Давид Бурлюк. Здесь она тоже прослеживается. И вообще, если учесть, что мы пишем этюды очень быстро, по два-три в день, то в этом тоже есть признаки футуризма», — сообщил художник из Харькова Александр ДУБРОВСКИЙ.

В восторг от мастер-классов пришли и гости из России. «Я сделал только наброски этюда, а дорисовали его дети. Когда они смотрят, как я рисую, объяснять что-то смысла мало, а когда они берут кисти в руки, то сами понимают все специфику», — считает Александр Горбачев.

Художница из Ужгорода Леся ПРИЙМИЧ прославилась по-своему. Ее запомнили по своеобразной работе над этюдами: Леся рисовала, стоя в воде. Выглядело необычно, а сама героиня призналась, что ей просто стало жарко.

Художники не только оставили воспоминания о себе, но и увезли в другие города впечатления о Сумщине. Вот каким запомнил наш край гость из Донецка Виктор ЕВДОКИМОВ: «На Сумщине я ни разу не был. У вас больше пространства, чем на Донетчине. Бросаются в глаза храмы — они старые, заброшенные. Поражает, что за несколько дней еще не слышал колокольного звона. Местные жители спрашивают, зачем я рисую разваленные купола, а мне, наоборот, кажется, что задача художника — показать храмы такими, как они есть».

Самым приближенным к манере футуризма из присутствовавших на пленэре в один голос назвали сумского художника и скульптора Олега ПРОКОПЧУКА. «Это направление интересовало меня с юности, тем более что у меня была возможность сходить на выставки запрещенных художников. О Бурлюке много читал, но не знал, что он родился на Сумщине», — признался Олег Прокопчук.

По окончании пленэра каждый художник оставил в Лебединском музее по две работы.

Арт на земле

Идею ленд-арта, как признался Игорь Швачунов, подсказали сами места. Вечерняя Семиротовка вернулась как минимум на век назад. Авторы проекта решили отобразить улицу, на которой жил Бурлюк, но, конечно же, не в реалистической манере.

Организаторам пришлось работать целый день. Изначально это была местность без каких-либо напоминаний о следах человека. В подготовке к ленд-арту было собрано немало всякой утвари: лавочки, стулья, двери, колеса и даже утюг. Немало усилий потребовал цветовой эффект. Все декорации, взятые из старых дворов и частных коллекций, перекрасили в белый. Именно этот цвет ассоциируется с памятью.

[cenimg]
[imgpod] АВТОГРАФ НА ПАМЯТЬ. Так новое поколение художников отблагодарило Давида Бурлюка [/imgpod][/cenimg]

Идею Игоря Швачунова под названием «Пам’яті дзвони» в жизнь воплощали студентки. На них лежала ответственность за создание уюта и атмосферы обжитости на импровизированной улице.

Для начала организаторам ленд-арта пришлось в прямом смысле слова «подготовить почву». Ведь декорации должны были достоять до вечера и не преподнести неприятных сюрпризов во время мероприятия. На родине Бурлюка, в заброшенном хуторе, «забурлила» стройка: рыли ямы, носили бревна из соседнего леса.

Девушки продумали каждую мелочь, а именно они и важны в ленд-арте. Как признаются студентки, идею они поняли сразу, а воплощать помогла сама обстановка.

Ленд-арт по своей сути близок к футуризму. Он возник в 60-е годы в Америке как протест против традиционного «салонного» искусства. Творениям художников стало тесно в музеях, и они вышли на открытое пространство

Перед мероприятием небольшая авторская съемка на память, — Игорь Швачунов всегда хранит фото подобных проектов. Студентки сменили «рабочую форму» на белые сорочки. Наступил вечер.

Когда приехали гости, девушкам пришлось долгое время побыть частью декораций. Они в белых одеждах и с факелами стояли неподвижно. «Мы сами любим творчество, участвуем в ленд-арте не впервые, но позировать было тяжело, постоянно хотелось смеяться, к тому же кусали комары», — рассказывает студентка Анна ЗАХАРЧЕНКО.

Традиции Сумщины

Подобные проекты в Сумской области не в новинку. С 1996 года в с. Могрица на празднование Ивана Купалы по старому стилю собираются художники, которым стало тесно в мастерских. Бессменный организатор и вдохновитель — Анна ГИДОРА. Из десяти симпозиумов, которые сначала проходили в Могрице, а со временем превратились в «Ленд-арт транзит», всем почему-то запомнился «Меловой период», который состоялся в 2002 г.

[cenimg]
[imgpod] ЖИВОПИСНЫЕ МЕСТА. Художники на пленэре не теряли времени даром, им не мешал ни дождь, ни солнце [/imgpod][/cenimg]

Тема симпозиума в этом году — «Лестница и стул». Игорь Швачунов подготовил композицию «Лестница в небо» в рамках проекта «Восстановление в целостности».

И это еще не все

В октябре нас ожидает продолжение мероприятий, посвященных Давиду Бурлюку. В Александровской гимназии, где учился будущий поэт и художник, откроется мемориальная доска и комната-музей. Как сообщил председатель Фундации им. Бурлюка Александр КАПИТОНЕНКО, должна приехать внучка известного футуриста Мэри Бурлюк-Холд и подарить школьному музею пару работ из своей частной коллекции. Запланирована презентация родословной Давида Бурлюка и изданий о нем. Сумщину посетят ведущие «бурлюковеды» из разных стран.

Справка

Футуризм (от лат. futurum — будущее) — авангардистское направление в европейском искусстве 1910–1920-х гг., преимущественно в Италии и России. Стремясь создать «искусство будущего», футуризм декларировал отрицание традиционной культуры, культивировал эстетику урбанизма и машинной индустрии

Футуристическая компания

«Гилея» — первая футуристическая кубистическая группировка. Они же «кубофутуристы», или «будетляне». Само слово «Гилея» — в переводе с 
древнегреческого «Лесная» — название области в Скифии. В марте 1913 г.
литературное объединение «Гилея» вошло в состав «Союза молодежи», однако
название «Гилея» еще долго использовалось участниками группы.

ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ МАЯКОВСКИЙ (1893–1930)
Поэт. Родился в селении Багдади в Грузии. Поэтическую деятельность начал в Бутырской тюрьме в 1909 г., куда попал за связь с РСДРП. В декабре 1912 г. побывал в Чернянке по приглашению сокурсника Давида Бурлюка. Стал членом группы «Гилея». По воспоминаниям современников, В. Маяковский с Д. Бурлюком выступали в публичной библиотеке. В Чернянке молодёжь устраивала театральные представления. С 1915 по 1919 г. работал в Петрограде, с 1919 по 1921 г. — в Москве художником в «Окнах РОСТА», с 1923 по 1925 г. — в рекламе госторговли. В поэтической деятельности преобладали политические произведения, с которыми он ездил по стране и за границу. Самые известные произведения: поэмы «Облако в штанах» (1914–1915), «Война и мир» (1915–1916), 150 000 000 (1919–1920), «Владимир Ильич Ленин» (1923–1924), «Хорошо» (1927), пьесы «Мистерия-буфф» (1918), «Клоп», «Баня».

АЛЕКСЕЙ (АЛЕКСАНДР) ЕЛИСЕЕВИЧ КРУЧЁНЫХ (1886–1968)
Художник и поэт. Родился в деревне Оливке Вавиловской волости Херсонской губернии. С 1894 г. жил в Херсоне. В 1906 г. окончил Одесское художественное училище. В 1908 г. познакомился с Д. Бурлюком и В. Хлебниковым и вскоре стал «гилейцем». В 1908–1910 гг. выпустил альбом «Весь Херсон в карикатурах, шаржах и портретах». Его творчество, по словам Маяковского, «помощь грядущим поэтам». Главной загадкой, тайной поэтического творчества Кручёных до сих пор остается его «заумь». Заумь была попыткой выразить невыразимость невыразимого, явить во плоти бесплотное. Чтение вслух своих стихов у Кручёных было подлинным сеансом шаманства, завораживающим выпеванием звуков.

БЕНЕДИКТ КОНСТАНТИНОВИЧ ЛИВШИЦ (1886–1938)
Родился в Одессе. В 1909 г. напечатал первые стихи в киевском сборнике «Антология современной поэзии». В 1911 г. выходит первая книга — «Флейта Марсия», которая принесла славу и популярность поэту. В 1911 г. Экстер познакомила Лившица с Бурлюком, и зиму 1911 г. он провёл в Чернянке и дал согласие на творческое участие в группе «Гилея». В 1928г. издал сборник, объединивший четыре маленькие книжки: в 1911 г. — «символистскую»; в 1914 г. — «футуристическую»; следующую, частично в индивидуальной манере, полностью избавившуюся от рамок школ и направлений — в 1926-ом. В 1928 г. написал книгу воспоминаний «Полутораглазый стрелец» (вышла в 1933 г.). Долго жил переводами стихов и прозы. В 1937 г. был арестован, в 1938 г. расстрелян как враг народа.

ВЕЛИМИР (ВИКТОР) ВЛАДИМИРОВИЧ ХЛЕБНИКОВ (1885–1922)
Поэт-учёный. Семья его жила в Астрахани, отец был преподавателем орнитологии. Хлебников учился на математическом факультете, но не закончил его, отдавшись поэзии. Если Давид Бурлюк был директором-распорядителем футуризма, то Хлебникова можно назвать его «святым» и тайновидцем. Хлебников именовал себя не футуристом, а «будетлянином» — он не любил иностранных слов, стремясь для всякого понятия найти корни в русском языке.
Гостил в Чернянке у Бурлюков зимой 1909–1910 гг., весной 1910 г., в июне 1910 г., в 1911 г. и всю весну и лето 1912 г. Здесь он занимался живописью, писал стихи и оставил множество своих рукописей, в Херсоне издана его первая книга «Учитель и ученик» (1912).
В 1918–1921 гг. скитался по стране, участвовал в походах революционной армии в Иране. Вершиной хлебниковской поэзии являются его поэмы послереволюционного периода. Итогом всей его эпической деятельности стала «сверхповесть» «Зангези».