Суми: новини, події, коментарі

Нотехс - будівництво у Сумах

Роменский печник

422

Режиссер Александр ДОВЖЕНКО считал Степана ШКУРАТА олицетворением образа украинского крестьянина и снимал его в своих лучших фильмах

Вера Костина

В историю советского кинематографа Степан Шкурат вошел в образе крестьянина Опанаса Трубенко в фильме «Земля» (1928). И зрители сразу заметили крупного, ладно «скроенного» мужика с типично украинской внешностью.

Затем были роли казака Потапова в «Чапаеве», таежника Худякова в «Аэрограде», Якима Недоли во «Всадниках», окончательно укрепившие позицию Шкурата в кино. Его с большой охотой приглашали сниматься режиссеры Довженко, КАВАЛЕРИДЗЕ, братья ВАСИЛЬЕВЫ, САВЧЕНКО, ДОНСКОЙ, ДОЛИДЗЕ, КОРШ-САБЛИН и др.

Досье

Народный артист РСФСР Степан Иосифович Шкурат родился 15 (27) декабря 1885 г. в г. Кобеляки Полтавской губернии. Был батраком, печником, каменщиком. Не имел ни актёрского, ни музыкального образования. С 1905 г. жил в г. Ромны Сумской области, участвовал в самодеятельности. С 1910 г. — актёр Роменского народного музыкально-драматического театра. В кино с 1929 г., актер Одесской кинофабрики, затем — Киевской киностудии им. А. Довженко (первая роль — Иван в фильме «Ливень»).

Заслуженный артист РСФСР (1935). Народный артист Украинской ССР (1971).
Снялся в 34 фильмах. Жена Гликерия родила Степану Иосифовичу 13 детей. Умер 26 февраля 1973 г.

Аматор из Ромен

А привез колоритного и талантливого Степана Шкурата в украинскую столицу тоже наш земляк — скульптор, режиссер и актер Иван Кавалеридзе. Известный скульптор был командирован в родные Ромны, чтобы из подручных средств соорудить в центре города памятник Шевченко, а заодно возглавить местный народный театр. Там-то он и обратил внимание на молодого печника, днем самоотверженно работающего на народной стройке, а вечером самозабвенно выступающего на аматорской сцене.

«Это было в 1918 г., — вспоминал Кавалеридзе. — Я по своему проекту устанавливал памятник великому Кобзарю в Ромнах. Тут работали несколько каменщиков, которые сооружали постамент. Среди них я заприметил мужчину красивого телосложения, медленных, но каких-то разумных движений, с яркими, выразительными глазами. Но главное, что покорило меня в этом человеке, был голос — глубокий и густой, сильный и многокрасочный. Это был Шкурат».
Уезжая из Ромен, Иван Кавалеридзе забрал с собой Шкурата, предсказав ему большое кинобудущее.

Божественный голос

В 1921 г. корифей украинской сцены САКСАГАНСКИЙ, приехав в Ромны на гастроли и услышав партию Карася в исполнении Шкурата, отказался от своей коронной роли: «Карася играть не буду, я вчера слушал вашего Шкурата и поклонюсь ему в ноги».

В фильме «Гулящая» (1961) рядом с многоопытным Степаном Шкуратом набиралась актерского опыта молоденькая Людмила Гурченко

Много лет спустя и Кавалеридзе, уже будучи известным кинорежиссером, экранизировал «Наталку Полтавку» (1936). Он пригласил Шкурата на «молодую» для него роль Миколы. Степан Иосифович долго сомневался. Потом, посоветовавшись с Кавалеридзе, согласился. Фильм вышел на экраны в 1936 г. и 21 день не сходил с экранов в Америке, что было своеобразным рекордом. В 1937 г. против участия Шкурата в фильме-опере того же Кавалеридзе «Запорожец за Дунаем» (по одноимённой опере С. Гулак-Артемовского) тоже имелись возражения — хотели взять оперного певца, — но Шкурат прошёл специальный оперный курс обучения, выдержал экзамен и в итоге получил роль. Такое мощное действие оказывал его драматический талант и голос.

В столице

Директор Одесской кинофабрики, бывший моряк, человек с крутым характером, встретил нового кадра без особого энтузиазма: «Зачем печника привез? У нас и своих хватает в Одессе. Нам актеры нужны!» Но упертый режиссер настоял на своем, и съемки фильма по поэме Шевченко «Гайдамаки» начались. Режиссер-дебютант собрал в картине прекрасный актерский ансамбль из крупнейших мастеров украинской сцены: МАРЬЯНЕНКО, СЕРДЮК, БОРИСОГЛЕБСКОЙ. «Печник» Шкурат прекрасно вписался в этот ансамбль. Созданный им образ крестьянина-свободолюбца был правдив и искренен.

Кинодебют Степана Шкурата состоялся в 1928 г. Одним из первых оценил его актерское дарование молодой тогда режиссер Александр Довженко, который пригласил актера на одну из главных ролей — Опанаса Трубенко — в фильме «Земля» (1929). Ему не пришлось тратить много времени на «введение актера в роль». Образ крестьянина-середняка, который прозрел и потянулся к новой жизни, Шкурат раскрывает через психологические детали, средствами, достойными профессиональных актеров.

Исполнением роли Опанаса в фильме «Земля» Шкурат заявил о себе как об актере большого таланта и жизненной правды. Одной из заметных работ актёра стала роль денщика Потапова в знаменитом фильме братьев Васильевых «Чапаев» (1934). В 1935 г. Шкурату было присвоено звание «Народный артист РСФСР».

Выйдя на пенсию, Степан Иосифович Шкурат не «завязал» с творчеством. «Печей я сейчас не делаю, домов не ставлю, — говорил актер в конце 60-х, — стар уже для этого. Ведь мне около восьмидесяти… Но от работы творческой в кино не откажусь, пока бьется сердце, потому что она дает мне радость и молодость, она дает мне полноту жизни».

Земляки

Роменские зрители обожали Степана Шкурата в любой роли: и в синих украинских шароварах («Савва Чалый» Карпенко-Карого; «Гайдамаки» и «Невольник» Т. Шевченко; «Маруся Богуславка» Н. Старицкого), и когда на нем был средневековый камзол, лосины, высокие ботфорты и белоснежный парик на голове («Разбойники» Ф. Шиллера; «Мирандолина» К. Гольдони).

До конца своих дней Шкурат пел вместе с сыновьями и дочерью в самодеятельном хоре клуба железнодорожников г. Ромны, невзирая на старческую немощь, ездил на гастроли в Сумы и Киев. Обожал он петь и в кругу близких — собиралась в доме вся семья, садились за стол, и Степан Иосифович запевал свою любимую песню — «Ой, летiв орел!»

Неприметная, домашняя жена Гликерия родила Степану 13 детей. После её смерти Степан Иосифович затосковал — все ходил к реке, сидел на берегу и подолгу смотрел на воду… Там и простудился, заболел воспалением лёгких и умер 26 февраля 1973 г., пережив подругу всего на полгода.