История сумского рок-н-ролла в лицах
Рок-музыка, ставшая популярной в Европе и США еще в 60-х годах, долгие годы не могла пробиться до массового слушателя в СССР. Коммунистическая идеология противостояла тлетворному влиянию империалистов как могла, но все равно проиграла. Не получилось у советских блюстителей музыкальной нравственности сдержать и молодых музыкантов, которые, несмотря на все преграды и запреты, хотели играть рок.
Во второй половине 80-х, во времена перемен, рок-движение пошло в массы. Сумы в этом плане не стали исключением — уже в 1987 году в городе прошел первый рок-фестиваль, а затем появилась целая плеяда прекрасных команд, оставивших глубокий след в сумской рок-музыке.
Все началось c «Битлз»
Как считает самый опытный из действующих сумских рокеров, лидер группы «Резонанс» Анатолий КАПРАН, истоки сумского рок-движения можно найти в 70-х годах, когда появились первые ВИА. «В 1972 году — я тогда был еще подростком — на танцах уже играли ВИА „Карусель“, „Встречи“, „Звездный дождь“, „Барвы“, „Баллада“ и „Ритмы жизни“ которые первыми начали исполнять песни „Deep purple“. Затем появился интересный ансамбль „Орфей“. В их репертуаре было более 10 песен „Битлз“. Конечно, английский язык был „птичий“, но людям все равно нравилось», — говорит он. После того, как «Орфей» перестал существовать, вокалист ВИА Сергей ЖИРЕНКО и барабанщик Владимир ЗАИКА в 1976 году стали играть с Анатолием Капраном. До 1987 года коллектив выступал на свадьбах и разного рода мероприятиях, исполняя песни советской эстрады. Оплата была небольшая — в среднем 15–20 рублей за концерт. «Хотя, если договориться без посредничества фирмы „Пролісок“, которая в те времена предоставляла музыкантам „фронт работ“, получалось и по 40», — говорит Анатолий.
По его словам, до массового сумского зрителя рок дошел после прихода к власти Михаила ГОРБАЧЕВА. В 1985-ом провели первые рок-фестивали в недавно построенной «Романтике» и актовом зале политехнического института. Уже тогда в Сумах появились группы «Палата №6», «Вариант», «Начало», «Окно», «Диез», «Баклажан», «Не баклажан». Музыка варьировалась от русского рока до хард-рока, блюза и смешения всех на тот момент популярных стилей. Группа «Окно» брала своим нестандартным видом — в ней играли крупные парни, а лидером был басист Алексей ПАВЛОВ. Позже он играл в группе «Майя» и был известен как Дед Шала.
По палатам
Одной из наиболее популярных сумских групп второй половины 80-х в Сумах была «Палата №6». Ее лидер — ныне директор радио «Всесвіт» Тарас САЙ — вспоминает, что слушателя они завоевывали лирическими (и не очень) песнями с социальным подтекстом и ярким шоу. В команде немаловажную роль уделяли эпатажу, иногда гриму, а также прочим сценическим «штучкам». Также группа старалась не отставать и качеством звуковой аппаратуры. «Мы купили синтезатор Yamaha за 6 тыс. рублей, когда автомобиль стоил 5 тыс. Драм-машина, которая заменяла барабанщика, тоже была не из дешевых — 4,5 тыс. рублей», — вспоминает он.
За семь лет существования в «Палате» неоднократно менялся состав. Менялась и музыка. Так, когда в группе был саксофонист-кларнетист и ветер в голове, в ней улавливались элементы «ска». Помимо участия в регулярных рок-солянках, в начале 90-х «Палата №6» под чутким руководством Олег КОГУТА в ТЮЗе создала театральную постановку, которая шла в детском театре на протяжении зимних праздников. «Там даже был сюжет, читались стихи Мандельштама и других поэтов, а наши песни были музыкальным сопровождением. По техническим и не очень причинам вся группа играла под фонограмму и оттягивалась по полной (Новый год ведь), а мне приходилось „глотку драть“ вживую», — вспоминает Тарас. На память о «Палате №6» остались два магнитоальбома и «несведенный» CD.
Рок-маяк
В конце 80-х в Сумах появилась еще одна группа, без которой представить сумской рок невозможно. Два университетских друга — Роман КИЕВИЦКИЙ и Вадим ЯРОШЕНКО — основали команду «Майя». Воспитанные в лучших музыкальных традициях русского рока, парни создали коллектив, умело сочетавший в себе довольно простые лирические тексты с красиво аранжированной интересной музыкой. Все концерты «Майи» проходили с аншлагами, а Вадима Ярошенко за глаза окрестили секс-символом сумской сцены.
В группе играли многие хорошие музыканты: Алексей Павлов (экс-“Окно”), Александр ГРИЦЫНА (ударные), Людвиг ШИМАНОВСКИЙ(саксофон), Дмитрий ТЮТЮННИК (скрипка). Команда накопила большое количество материала, но записала лишь малую часть. По словам Романа Киевицкого, одним из самых запоминающихся концертов в их истории было московское выступление вместе с командой «Несчастный случай». «Еще был один интересный концерт в Сумах на 9 Мая. Мы выступали на площади, и по периметру под сценой стояло около 200 лейтенантов в белой парадной форме в фуражках», — рассказывает Роман Киевицкий. Из всех групп 80-х годов, «Майя» прожила дольше всех. Последний концерт группы состоялся в 1999 году. С тех пор оба лидера команды прочно обосновались в Киеве.
Мозговой штурм
Еще одна группа, громко заявившая о себе до кризисного для сумской рок-музыки времени, была команда Brainstorm. «В то время я много переписывался с людьми из других стран, обменивался дисками. Так что когда появился Brainstorm, владел большим количеством информации о мире музыки, чем остальные. Так мы стали играть в стиле death-metal, благодаря чему стали одними из родоначальников этого стиля в Украине», — вспоминает Леонид САВИН, который сейчас живет в Москве.
Благодаря иностранным знакомствам, сумская группа наладила контакт с чешским лэйблом, который выпустил два альбома сумчан. Также их альбом выпустили в Украине. К тому времени группа уже переименовалась в «Грааль». Из сумчан «тяжелую» сцену также представляли команды Duster, Rеscator, а также «Резонанс», который с 1987 года стал играть хард-рок. Большая часть концертов проходила в ДК КРЗ.
Ручная граната
Последней группой, успевшей оставить след в памяти сумских меломанов до прихода кризиса середины 90-х, была команда «Ф-4». Созданная гитаристом Эдуардом ПАВЛОВЫМ, она играла драйвовую смесь панка и гранжа. Особый интерес вызывали тексты группы, которых практически не существовало. «Я пел на „рыбе“, которая была похожа на английский, и перед песней мы обычно заранее рассказывали, о чем поем. Например, была композиция о громадном самолете размером с „Титаник“. Туда посадили тысячу человек, но когда он взлетел, то все пошло не так и он улетел в космос», — вспоминает свою вступительную речь Эдуард. Группа часто выступала на концертах в КРЗ, но в «черном» 1994-ом развалилась. Эдуард ушел в Duster, который тоже вскоре накрылся. «Люди уходили искать, как заработать деньги, а я был фанатом своего дела и продолжал играть. Вместе с сумским бас-гитаристом Сергеем ЗОРЯ мы создали проект-дуэт Domina, а потом группу Dizziness. Выиграв сумской отбор „Червоной руты“, съездили на финал в Севастополь. Потом я еще раз реанимировал „Ф-4“, но ненадолго», — рассказывает Эдуард.
По прошествии более десяти лет лидер «Ф-4» не изменил своей фанатичной любви к музыке. Сейчас он работает звукорежиссером в одном из киевских клубов и в ближайшее время обещает порадовать сумчан интересным раритетом. Перед распадом группа «Ф-4» успела записать на компьютер многие свои песни, так что сейчас Эдуард вместе еще с одним известным сумским музыкантов-звукорежиссером Максимом КАПУСТОЙ (Junk oil) доводит их до ума.
Первые рок-группы в СССР появились в 60-х годах. Большинство из них были «битломанами» и подражали своим кумирам. Родоначальницей советского рока считают команду «Оловянные солдатики». Музыканты одними из первых стали петь на русском языке и первыми засветились в телевизоре — в мультфильме «Ну, погоди» они представлены в виде группы собак, исполняющих песню «У попа была собака».
Известные неизвестные
Многие сумские группы имели массу поклонников в Сумах. Музыкантов любили девушки, их узнавали на улицах. Но были среди сумчан и такие музыканты, которые, не имев массовой популярности в нашем городе, прославились далеко за ее пределами.
Лидер группы «Табула Раса» Олег ЛАПОНОГОВ родом из Сум. Здесь он научился играть на гитаре, впервые попробовал сцену (на танцах) и купил первую электрогитару. «Моя первая акустическая гитара — „Орфей“ за 50 рублей. Мы купили ее с мамой, когда я был в 8 классе. Электро — купил в 84-м, она была самопальная, под „гибсон“, за 200 рублей. Я спал с ней и пыль постоянно протирал. А еще мне тогда приснился „фендер телекастер“, и через десять лет я купил точно такой же, как во сне. Даже цвет тот же», — вспоминает он. Набравшись опыта, Олег переехал в Киев. Сейчас он периодически приезжает в Сумы к родственникам.
Другого музыканта-сумчанина, Игоря БОЙКО, знают не только в постсоветских странах, но и за рубежом. Полюбив гитару с детства, Игорь с 14 лет начал участвовать в разных ансамблях города и в 1980 г. стал гитаристом вокально-инструментального коллектива при Сумской филармонии — «Обрий». Затем, служа в армии в Будапеште, он играл в ансамбле песни и пляски Южной группы войск Советской армии, а по окончании срока службы продолжил работу там же — в качестве вольнонаемного музыканта. С этим музыкальным коллективом Игорь постоянно гастролировал в Венгрии, а также в соседней Австрии. С 1984 г. он стал активнее играть в джазовых клубах Будапешта и вплотную занялся изучением традиций мирового джаза. Вернувшись на Родину в 1989 г., Игорь окончил музыкальное училище им. Глиэра в Киеве и вскоре стал работать в московском джаз-оркестре «Современник» под управлением признанного мэтра джаза — Анатолия Кролла. С тех пор его музыкальная карьера пошла в гору. Некоторое время он жил в Амстердаме, но, вернувшись в Москву в 1993 г. окончательно, обосновался в российской столице. Создав коллектив «Игорь Бойко Бэнд», с которым он концертирует до сих пор, он также стал гитаристом группы Валерия СЮТКИНА. За это время он выпустил шесть сольных альбомов, написал пять учебных пособий и сыграл с большим количеством великих джазовых музыкантов. Среди них Рэй Чарльз, Билли Кобэм, Майк Стерн и многие другие.