Полетим или пролетим
Инна Стасова
Несколько месяцев назад сумчане сильно повеселились, услышав новость, что в связи со значительными снежными заносами аэропорт Сум не принимает пассажиров. Только ленивый не задавал себе вопроса: а когда это вообще было в последний раз? Как бы там ни было, у аэропорта Сум появился шанс модернизировать инфраструктуру и поучаствовать в глобальном национальном проекте – получении Украиной статуса транзитного государства с учетом ее уникального географического расположения.
24 февраля правительство утвердило Государственную целевую программу развития аэропортов на период до 2023 г., в которую вошли 17 аэропортов Украины, в том числе и сумской. Всем известно, что за последние годы основные средства производства аэропортов морально и технически устарели, сооружения и оборудование обветшали. В связи с отсутствием собственных средств основная часть аэропортов только поддерживает свою сертификационную пригодность, а мероприятия по реконструкции и модернизации осуществляются за счет государственных средств.
Финансирование задач и мероприятий этой программы будет осуществляться за счет собственных средств предприятий, средств частных инвесторов, местных бюджетов, привлеченных кредитных ресурсов, в том числе – под государственные гарантии.
Для реализации намеченного Мининфраструктуры должно закрепить аэродромы и аэродромные объекты на правах хозяйственного ведения за определенным им госпредприятием, оно же должно получить в постоянное пользование земельные участки. Органам местного самоуправления рекомендовано привести в соответствие с этой программой свои программы, передать аэродромы и аэродромные объекты, которые находятся в собственности территориальных общин, в сферу управления Мининфраструктуры.
Что придумали
Для сумского аэропорта предусмотрено, что за время действия программы должно оживиться движение воздушных суден: с 1,1 тыс. самолетовылетов в 2016 г. до 3,1 тыс. в 2023-м. Всего на реализацию программы по возрождению аэропорта в Сумах понадобится 268 млн грн. привлеченных средств и 17,9 млн грн. средств местного бюджета.
Предусмотрено шесть мероприятий: реконструкция грузового терминала, на что из местного бюджета в нынешнем году выделят 0,5 млн грн.
Вторая задача посложнее: ремонт взлетно-посадочной полосы за три года потребует 200 млн грн. капиталовложений. По 50 млн грн. в 2016 и 2018 гг. и 100 млн грн. – в 2017 г.
Переделка строения газовой котельной под гараж спецтранспорта обойдется в 3 млн грн.: 1 млн грн. в 2016 г. и 2 млн. грн. – в 2017 г.
Строительство пункта хранения авиатоплива запланировано на 2018-2019 гг., для чего понадобится 1,2 млн грн. средств местного бюджета и 5 млн грн. привлеченных. Реконструкция аэровокзального комплекса также запланирована на этот период, для чего понадобится 1,2 и 60 млн грн. соответственно.
На приобретение специальной техники и оборудования в течение ближайших двух лет планируют выделить 15 млн грн. из местного бюджета.
Справка
Аэропорт в Сумах построен в 1979 г. Он относится к аэропортам класса «В». Длина взлетно-посадочной полосы 2500 м, ширина – 42 м. В 80-е года аэропорт переживал подъем, неуклонно рос объем пассажиров – более 200 тыс. в год. Однако после распада СССР менее чем за 5 лет аэропорт в Сумах стал убыточным, еежегодный пассажирооборот резко упал с 200 тыс. до 2 тыс.
В 2002 г. аэропорт было решено передать в управление Сумскому областному совету. В конце 2005 г. аэропорт пытались передать в собственность государства, но этого так и не случилось.
Врез
На сессии Сумского облсовета запланирован отчет директора областного коммунального предприятия «Аэропорт “Сумы”» Константина ЕФИМЕНКО
Фото автора
Нужна реанимация. В июле 2015 г. создана рабочая группу для разработки концепции развития сумского аэропорта
Цитата
«Сегодня аэропорт убыточный. Основные средства приносит инфрструктура, которая создается возле аэропортов – стоянки, гостиницы, кафе, бары и т.д. Главное, чтобы пошли рейсы, тогда можно думать и развивать!».
Константин Ефименко, директор ОКП «Аэропорт «Сумы»