Суми: новини, події, коментарі

Нотехс - будівництво у Сумах

Реконструировать нельзя оставить. Страсти по Театральной площади в Сумах

2,500

Эта песня хороша… Городские власти, архитекторы, творческая интеллигенция и общественные активисты никак не могут прийти к единому мнению насчет реконструкции Театральной площади

«Театр есть искусство отражать», – говорил режиссер Константин Станиславский. В нашем областном театре на бис шел бы спектакль, отражающий перипетии, интриги и прочие танцы с бубном в вопросе реконструкции Театральной площади. Хотя это скорее уровень ярмарочного балагана и скоморохов…

Скоро истекает десятилетие, в течение которого почти ежегодно городские власти твердят о необходимости вернуть Театральной площади ее парадный облик. Но в этом году из всех изменений можно отметить только внезапно выросшее вокруг чаш фонтанов заграждение из зеленого профнастила. Так в этом году площадь «украсили» накануне Дня Конституции – в основном, чтобы закрыть от взглядов гостей праздника картину разрухи.

Хотя начало 2019 года сулило Театральной площади позитивные перемены – в феврале объявили итоги конкурса проектов реконструкции. И хотя победителем никто из участников не стал, концепция авторского коллектива в составе Бориса БУРЯЧКОВА, Дарьи БУРЯЧКОВОЙ, Артура СУЛЕЙМАНОВА и Анны ПЕТРОВОЙ из Сум, получившая вторую премию, была вполне жизнеспособна. Но 8 июля на аппаратном совещании в мэрии городской голова Александр Лысенко внезапно заявил, что нужно возвращаться к предыдущему варианту обновления площади: «Тот проект, который был, он не плохой, но он, к сожалению, не для нашего города, не для нашей Театральной площади. У нас есть предыдущий проект. Начинаем его дорабатывать. На фонтанах должны быть фонтаны».

По иронии 4 июля состоялась церемония награждения Всеукраинского конкурса «Премия Национального союза архитекторов Украины», где авторский коллектив архитекторов стал победителем в номинации «Градостроительство» как раз за проект комплексной реконструкции, застройки и благоустройства Театральной площади в г. Сумы.

Всю неделю архитекторы, общественные активисты и горожане гадали на звездах и кофейной гуще, какой из проектов имел в виду Александр Лысенко. Не считая мелких проектов текущих ремонтов и укладки тротуарной плитки, есть, как минимум, два рабочих проекта реконструкции одной из центральных площадей города. Предлагаем вспомнить историю вопроса.

«Цирк» вокруг Театральной
В 2011 г. экс-мэр Сум Геннадий МИНАЕВ поручил городским службам подготовить проект реконструкции Театральной площади. А до этого в 2008 г. инвесторы из «Централь групп» планировали обустроить здесь подземный торговый центр. Позже компания отказалась от своих идей.

К 2012 г. был готов рабочий проект реконструкции площади с видением изменений пространства перед театром от ныне покойного архитектора, руководителя ТМ «Худархпроект» Александра Дяченко. Документация тогда прошла несколько обсуждений на градостроительных советах, и проект был одобрен для реализации. Концепция предлагалась следующая: сохранить Театральную площадь, не нарушая структуру фонтанов, но при этом улучшить их технические характеристики. В свое время, когда фонтаны работали, у жителей окрестных домов частенько случались перебои с подачей воды. Поэтому Александр Дяченко предложил оборудовать так называемый сухой фонтан. А дно чаш фонтанов выложить мозаикой, превратив их в амфитеатры. Наполнить пространство скульптурами, выставочными площадями, создать среду для общения творческих людей. И украсить Театральную солнечными часами. А также обустроить музей под открытым небом в пространстве между зданиями по ул. Гагарина, 1 и 2.

Проект включили в план, но, учитывая дефицит бюджета в 2012 г., не смогли реализовать во времена экс-мэра Геннадия Минаева.

В 2015-2016 гг. появляется следующий проект реконструкции. Его предложил Андрей Кривцов, тогда работавший в ООО «Архбудпроект», а позже ставший главным архитектором Сум. Площадь должна была стать пространством с зеленой зоной, где люди могут отдыхать. Концепция состояла в том, чтобы засыпать чаши существующих фонтанов землей и озеленить прилегающую территорию. А на месте центрального газона сделать фонтан. Частью этого проекта было замощение плиткой и благоустройство проезжей части Театральной площади, которое осуществили в 2017 г.

Тогда же у общественных активистов появилась идея создания «Музейного квартала». Эта инициатива предусматривала создание на Театральной площади особого артпространства, где можно проводить выставки, концерты, дискуссии и другие творческие проекты. Они предлагали на первом этапе организовать конкурс идей, где могут участвовать как профессионалы, так и все желающие, начиная от школьников, заканчивая пенсионерами. А уже на втором этапе, на основании победившей идеи, провести конкурс архитектурных проектов.
В 2018 г. было объявлено о новом конкурсе проектов реконструкции Театральной площади. В январе текущего года была определена концепция изменения ее внешнего облика, и казалось, что скоро будет результат, но Александр Лысенко своим заявлением о возврате к старому проекту снова разжег пламя споров о Театральной площади.

А поговорить?
В четверг 11 июля общественное объединение «Сумская платформа реформ» собрало всех желающих обсудить судьбу Театральной площади. К сожалению, представители городских властей на дискуссию не явились. Свою концепцию реконструкции площади еще раз представил Борис Бурячков – один из авторов-разработчиков проекта, получившего в конкурсе вторую премию.

Философия работы состояла в том, что сердце площади – театр, который придал ей статус и подсказал название. Пространственно она объединяет два музея – художественный и краеведческий и символ города – Альтанку. Основная идея – сделать площадь центром общения художников, актеров, писателей, скульпторов, архитекторов, то есть творческой интеллигенции. «Следующая веха нашей концепции – минимальное вмешательство в ландшафт этой площади.

Площадь нельзя оставлять без внимания – если пустить на самотек, то через 5 лет ее могут продать с молотка или сделают очередной «евродвор»

Ведь она находится в историческом ареале, и любые земляные работы приведут к археологическим изысканиям, которые нынче довольно дорогое удовольствие», – объяснил Борис Бурячков. Пешеходное пространство, кафе, амфитеатр, увеличение площади запасников для музея, пространства для проведения городских мероприятий и светомузыкальный фонтан как акцент перед театром – так видят Театральную площадь архитекторы. Над городским парком, через дорогу от Театральной площади, по ул. Гагарина предполагается строительство четырехуровневого паркинга на 100 мест. Кстати, эта часть проекта нравится не всем горожанам. В конце марта была зарегистрирована онлайн-петиция против застройки исторической части Сум – Театральной площади. Жители близлежащих домов, архитекторы и руководство художественного музея выступили против многоуровневой парковки в зеленой зоне парка им. Кожедуба. Петиция набрала достаточное количество голосов, а проект решения о ее рассмотрении был опубликован в двух редакциях. Но члены исполнительного комитета не проголосовали ни за одну из них.

В ходе дискуссии начальник управления градостроительства Сумской ОГА Олег КРИВЦОВ напомнил о двух странных моментах конкурса проектов. Один из них – это наличие в границах территории реконструкции спорного земельного участка на углу театра ближе к пер. Академическому. Судебные споры между предпринимателем и городскими властями тянутся по сей день. По его словам, управление градостроительства СГС отправляло участникам конкурса письма с просьбой не планировать в проектах строительство на спорном участке, чтобы даже виртуально не поддерживать идею появления любой застройки на этом месте. Несмотря на это, почти во всех конкурсных проектах на этом месте расположено кафе.

Кроме того, главный архитектор области добавил, что театр и оба музея – это областная собственность, а земля и фонтаны – городская. «Насколько мне известно, помещения под фонтанами сейчас являются бесхозными. Раньше они относились к собственности театра, но сейчас театр, напомню, в ведении облсовета, а помещения без хозяина. Когда объявляли конкурс, организаторы не обращались к ОГА, чтобы та дала свое видение развития этой территории», – уточнил Олег Кривцов.

Председатель конкурсной комиссии Юрий ХАРЧЕНКО объяснил, что первую премию решили не присуждать, поскольку не было проекта, который бы попал точно в десятку. «Но совершенно ясно, что пространство Театральной точно не стоит приспосабливать под торговлю. Арт-кафе и другие заведения должны стать муниципальными. Если кому-то не нравится проект и есть сомнения, можно пригласить независимых экспертов, которые дадут ему оценку. Хотя его уже хорошо оценили – победа в конкурсе «Премия Национального союза архитекторов Украины» дорогого стоит», – считает Юрий Харченко.

Один из создателей «Музейного квартала», Вадим ДУБОДЕЛОВ, считает, что есть два варианта решения пространства Театральной площади. Первый – создать коммунальное предприятие и обустроить центр современного искусства или продать это место с аукциона и настаивать в условиях конкурса, что будущий владелец должен отдать часть площади под творческие проекты. «Мы это проходили с «Романтикой», выставочным центром «Укрросметалла» и Торгово-промышленной палатой. Такой подход не работает», – уверен Вадим Дубоделов.
По итогам дискуссии было принято решение написать городским властям открытое письмо с убедительной просьбой созвать пресс-конференцию и ответить, как они видят развитие площади, какой проект планируется использовать для реконструкции площади, отчитаться о средствах, потраченных из бюджета на проведение конкурса и разработку проектной документации.

Просто фонтаны…
15 июля на аппаратном совещании в мэрии Александр Лысенко снова заговорил о Театральной площади. И после его монолога есть причина для уныния всех, кто хочет, чтобы площадь стала модерновым пространством для организаций культурных проектов и арт-тусовок. «Я жду предложений по Театральной от управления архитектуры, – начал городской голова. – То, что общественность обсуждает площадь, это прекрасно. Мы должны сохранить Театральную площадь такой, какой она была раньше. Мы будем проводить демонтажные работы по чашам, поскольку нельзя сказать, что они аварийные, но тем не менее дети, которые в них играют, могут получить телесные повреждения. Мы поставили вокруг фонтанов забор и будем обновлять их. И когда говорят, что мы не ремонтируем Театральную площадь, это не совсем отвечает действительности. Мы отремонтировали правую сторону, в надлежащем состоянии – левая сторона. Главное – фонтаны нужно отремонтировать, а сколько их будет – 4,3,2 или 1 – это неважно. Там будет зеленая зона и фонтаны, как раньше. И не надо придумывать велосипед. Он уже есть там. Нужно еще раз сделать конкурс?

Давайте делать конкурс. Но я не думаю, что можно придумать что-то другое, чем то, что там есть. Сделаем нормальный фонтан, и будет нормальная площадь. Потому что «велосипед», который придумали… Его стоимость 50 млн грн. Мы не настолько богатые, чтобы покупать дешевые вещи, но и не настолько бедные. Не все жители города согласны именно с тем проектом, потому что это будет уже не Театральная площадь, а просто место отдыха, а театра не будет видно из-за конструкций. Можем собрать круглый стол или совет – выносите предложения и будем рассматривать».

Мнения
Художник и скульптор Леонтий Костур:
Театральная площадь хороша тем, что она свободная и просторная, на ней нет мелких нагромождений. Если мы наставим через каждый метр малых архитектурных форм, будет бардак. Звучало мнение о том, что площадь стоит реставрировать, а не реконструировать. И я согласен с этим. Компромиссом приверженцев разных взглядов на реконструкцию могло бы стать использование подземного пространства для обустройства артплощадок. А внешний вид площади оставить в том же виде, но обновить…

Председатель Клуба авторской песни «Булат» Игорь Добровольский:
Нам необходим центр искусств и культуры на Театральной площади. Это последнее место в городе, где можно реализовать что-то масштабное. Все-таки 1120 кв. метров подземных площадей глупо не использовать их. Не хотелось бы, чтобы только условная парочка людей могла принимать решения, что должно на площади быть,и кому выгодней продать места для торговли.

Архитектор-реставратор, дизайнер Игорь Сокур:
Согласен с мнением, что площади должен быть присвоен статус памятника архитектуры, тогда вся эта самодеятельность вокруг него прекратится. А архитекторам, которые предлагают все переделать, не приходила в голову мысль просто отреставрировать фонтаны? Когда они работали, на площади и около прилегающих домов был прекрасный микроклимат. В жару это было прекрасно. От некоторых проектов, поданных на конкурс, есть стойкое ощущение, что площадь просто пытаются захламить. Зачем там еще один общепит? Там и так достаточно ресторанов и кофеен.

Ксения Соболева
Панорама №29-2019