Реформа системы здравоохранения даст лишь надежду
Масштабная реформа системы здравоохранения, запланированная властью, пока лишь дает надежду на возможный вывод отечественной медицины из того критического состояния, в котором она находится уже два десятка лет. Гордиев узел мнимой бесплатности при фактической недоступности качественных медуслуг разрубить непросто.
Благие намерения
Впрочем, реформаторы чудес и не обещают. Говорят, сопротивление внедрению новых стандартов наверняка будет сильным, и потому реформа обещает растянуться на много лет: обязательного медстрахования нам не обещают до 2014 года.
Во власти говорят, что здравоохранение становится приоритетом государственной политики, а главная задача реформирования – поиск эффективной модели финансирования. Поэтому первый замглавы Администрации президента Ирина Акимова заявила, что до 2014 года Украина не сможет внедрить обязательное медстрахование населения. По ее словам, нельзя вливать дополнительные средства в неэффективно работающую систему и ожидать улучшения качества мед-услуг.
Акимова пояснила, что начинать нужно с оптимизации сети медучреждений и изменения системы их финансирования. Проще говоря, чиновники и законодатели наконец осознали, что следует обратить внимание на первичный уровень оказания медпомощи, т. е. развивать систему семейной медицины. Кроме того, они поняли, что нужно изменить принцип вливания денег в здравоохранение, т. е. перейти от принципа финансирования койко-места к гибкой бюджетно-страховой модели.
“Медицина в нашей стране всегда финансировалась по остаточному принципу, и деньги шли сверху вниз – на штатное расписание и оплату койко-мест. Но за этим нет пациента, нет рыночных отношений – ни в предоставлении услуг, ни в контроле за их качеством. Сегодня возможности оказывать медпомощь на высоком уровне в стране нет, поскольку отрасль требует миллиардных вливаний”, – поясняет Татьяна Бахтеева, глава Комитета ВР по вопросам здравоохранения, заслуженный врач Украины.
Единственный выход из ситуации – прекратить размазывать скудные бюджетные средства тонким слоем по громадной, но не отвечающей вызовам времени системе, и направлять их адресно – конкретному пациенту. Т. е. именно на первичный уровень оказания медпомощи – туда, куда обращается до 80% пациентов, одновременно внедряя зависимость между зарплатой семейного врача и количеством его пациентов, которые сумели избежать болезни или тяжелых осложнений. Такие простые шаги должны существенно разгрузить всю систему, сокращая количество тяжелых случаев и снижая смертность. Подспорьем здесь должна стать система обязательного медстрахования, которой уже не первое десятилетие пользуются все развитые страны.
Обязательное страхование здоровья приводит к тому, что обеспеченные слои населения оплачивают лечение необеспеченных. А помощь семейного врача оказывается всем гражданам, вне зависимости от их финансового статуса.
Видит око, да зуб неймет
Пока клиник семейного врача катастрофически мало, “частники” берут за свои услуги недешево, а у семейных врачей в государственных амбулаториях зарплата нищенская – при колоссальной нагрузке. И несмотря на то что проекты по внедрению института семейной медицины реализовываются в стране с 2000 года, чиновники на местах и узкие специалисты оказывают такому внедрению мощное противодействие. Ведь им выгодно, чтобы люди как можно чаще и серьезнее болели, обращаясь к ним за помощью. Между тем, в США уже давно обнаружили прямо пропорциональную зависимость между количеством семейных врачей и средней продолжительностью жизни. Все просто: семейный врач заинтересован как раз в том, чтобы его пациенты болели как можно реже.
Со страхованием здоровья дела обстоят еще хуже. Хотя в Украине работает более 60 частных страховых фондов, пакеты медстрахования для них убыточны, а потому они стараются предлагать их только корпоративным клиентам. Сотрудники страховых компаний так и поясняют: если человек приходит страховать свое здоровье по собственной воле, сразу возникает подозрение, не имеет ли он тяжелого недуга. При этом для простого гражданина такие пакеты практически недоступны – их стоимость на год составляет от 8 тыс. грн и выше. Более того, обладатели страхового полиса жалуются на низкий профессионализм сотрудников ассистантских компаний, которые служат связующим звеном между клиентом и медучреждениями.
Выход из ситуации предложил Комитет ВР по вопросам здравоохранения. Законопроект, поданный на рассмотрение парламента Татьяной Бахтеевой, призван внедрить общеобязательное государственное медстрахование. Согласно ему, работодатели должны будут оплачивать страховку гражданам трудоспособного возраста, а Пенсионный фонд – на 50% покрывать ее пенсионерам. “Пока страна не готова к этому. И мы предполагаем, что законопроект может получить много критических оценок от граждан. Поэтому при рассмотрении его парламентом в первом чтении можем получить более тысячи поправок. Но мы готовы проработать и 5 тыс. поправок, главное – подготовить проект ко 2-му и 3-му чтениям”, – говорит Татьяна Дмитриевна.
А пока под пристальным вниманием Комитета ВР и Администрации президента в трех областях Украины – Винницкой, Донецкой и Днепропетровской – стартовали пилотные проекты по обустройству госпитальных округов и распределению полномочий между тремя уровнями медуслуг. Если они будут успешными, можно надеяться на реализацию благих намерений власти.
Но вот как преодолеть сопротивление чиновников и врачей на местах, которые больше всего боятся сегодня увольнений? Как привлечь квалифицированных семейных врачей в села? Как заставить работодателей и ПФ изыскивать средства на покрытие страховых полисов? Эти вопросы пока остаются без ответов.
ЯЗЫКОМ ЦИФР
* Укомплектованность больниц Украины врачами – 81%.
* Дефицит врачебных кадров – 46 тыс. чел., с учетом работающих лиц пенсионного возраста – 92 тыс.
* Ежегодно медицинские вузы выпускают 10 тыс. специалистов, из них по госзаказу – только 4 тыс.
* Ежегодно из отрасли выбывает более 6 тыс. врачей.
* Дефицит терапевтов в отдельных областях достигает 25%.
* Из госбюджета выделяется 5 грн в день на лечение одного стационарного больного и около 640 грн на лечение каждого украинца в год.
* 65% граждан страны умирают от сердечнососудистых заболеваний, а доступность кардиохирургии не достигает 5%, в то время как в странах Европы она составляет 30-40%.
* В Украине – 91 койко-место на 10 тыс. населения, в странах ЕС – 55.
* В Украине – 0,6 медучреждений на 10 тыс. населения, в странах ЕС – 0,3.
Марина БЕРДИЧЕВСКАЯ, Аргументы и факты (Украина)
http://www.aif.ua/