Изделия Волокитинской мануфактуры производились «тиражом» не более 30 экземпляров
Волокитинский фарфор — это крупнейшее явление на территории не только Украины, но и всей Российской империи. В большинстве своем частные заводы того времени работали ничуть не хуже единственного императорского фарфорового завода в Петербурге, который был основан в 1744 г. и работает до сих пор.
Приватные мануфактуры таким долгожительством похвастаться, к сожалению, не могли. Судьбы их часто были необычными, а во многих случаях даже трагическими, как, например, история фарфорового завода Миклашевского. «Отмена крепостного права послужили главной причиной остановки производства. В результате хорошо обученные мастерству бывшие крепостные-рабочие были просто вышвырнуты на улицу.
Некоторые с этим смирились, а другие брали в руки что потяжелее и просто-напросто разбивали, разрезали кожаные ремни передач мельниц, расколачивали устоявшиеся формы для производства фарфора. Производство было свернуто, продано и так и не возобновлено. Поэтому уже в XIX в. продукция волокитинского завода ценилась как самый настоящий антиквариат», — рассказывает заведующая отделом декоративных искусств Сумского художественного музея Людмила ФЕДЕВИЧ.
Коллекция фарфора Сумского художественного музея состоит из 110 экспонатов. Основой экспозиции стала посуда, экспроприированная у знаменитого коллекционера Оскара ГАНСЕНА. В 1918 г., чтобы сохранить свою бесценную коллекцию, он перевез ее из Киева в Сумы, а в 1919 г. вышел Декрет о национализации художественных ценностей о национализации частных. Так гордость Гансена, которую он пытался спрятать в доме своей тетки Ванды СУМОВСКОЙ (сейчас институт прикладной физики, ул. Петропавловская,58), оказалась гордостью Сумского историко-краеведческого музея, созданный Никанором ОНАЦКИМ.
Скульптуры, созданные на волокитинском заводе, не были шаблонными, а в полной мере отображали вкусы современного человека того времени — Андрея Миклашевского. Стоит отметить, что владелец мануфактуры учился в Царскосельском пансионе и был очень образованным человеком, весьма тщательно следил за своим стилем жизни и окружением. Завод же, дом Миклашевского и церковь, украшенная фарфоровым иконостасом, олицетворял и его внутренний мир. Производством он занимался лично. Во всех формах и скульптурах он старался выразить свое отношение к жизни, отношение к жизни современного человека 40–50-х гг. XIX столетия.
Помимо нашего музея, коллекции волокитинской мануфактуры украшают витрины Эрмитажа, Русского музея в Киеве, Исторического музея в Москве и др. — всего девяти экспозиций. Практически все экспонаты, которые представлены там, есть и в Сумском музее. Собрание продукции волокитинской мануфактуры — жемчужина нашего художественного музея, гордость Сумщины.
Что касается качества фарфора и красок, с помощью которых он оформлен, — они безупречны. Руководили производством французы, специально выписанные для этого из Франции, которые учитывали и местную специфику. Каолин, из которого делали волокитинскую продукцию, использовался не только для нужд местного производства. Его экспортировали в Германию, славившуюся своим фарфором. Безупречный волокитинский каолин с удовольствием покупали петербургские производители фарфора.
«Наш фарфор — молочно-белый, а известный на весь мир китайский фарфор — слегка серовато-голубой. Единственное, в чем можно упрекнуть волокитинскую продукцию, так это в том, что стилистические проявления этого фарфора соответствуют времени повторного рококо, а когда что-то повторяется, это уже немного не то. Конечно же, повторы Миклашевского имели свои нюансы, которые мы называем таким приятным словосочетанием, как „провинциальный фарфор“. Потому что только провинциальный фарфор способен в полной мере передать вкусы владельца», — считает заведующая отделом декоративных искусств Сумского художественного музея Людмила ФЕДЕВИЧ.