Суми: новини, події, коментарі

Нотехс - будівництво у Сумах

Прерванный полет

256

Милиция изъяла самолет, который бывший летчик и его друзья собирали в ахтырском гараже пять лет

Анастасия Мазур

В День влюбленных, 14 февраля, при попытке транспортировки милиция изъяла у 47-летнего жителя Ахтырки Игоря СТРУКОВЦА двухместный самолет «Зодиак 601». В ходе проверки установлено, что совместно с другими лицами он организовал цех по изготовлению одномоторных самолетов в частных гаражах г. Ахтырка. Теперь их подозревают в незаконной предпринимательской деятельности. Сам Игорь Струковец заявляет, что самолет был необходим для ахтырского аэроклуба и о продаже речь не шла. Теперь разобранный «Зодиак» хранится под замком в боксах линейного отделения милиции г. Сумы, а хозяева практически попрощались со своей «поделкой».

Первым делом – самолеты

Игорь Струковец — профессиональный военный летчик. В свое время он учился в учебном авиаполке № 809 при Харьковском высшем военном училище. После выхода на пенсию с товарищами организовал ахтырский аэроклуб «Крылья». «Мы обращались к министру обороны Гриценко с просьбой отдать нам списанную легкую технику, но получили отказ. А как аэроклуб может существовать без самолетов? Мы же не объясним всего на пальцах! Я всю жизнь летал и хотел продолжать это дело», — рассказывает он.

К сборке «Зодиака 601» члены клуба приступили еще пять лет назад. «Нас было три пенсионера и один специалист по информационным технологиям. В Интернете мы нашли чертежи одного авиастроителя. Немец канадского происхождения Хайнц открыл компанию по производству самолетов „Zen Air“. Чертежи самолетов, которые можно собрать в домашних условиях, он бесплатно выкладывал в Интернет и предлагал свои консультации. Сотни таких „Зодиаков“ уже летают по миру», — рассказывает Игорь Струковец. Сколько денег было вложено в этот самолет, он подсчитать уже не может, ведь покупки растянулись на долгое время, да и строительство еще не закончено. Однако, понимая, что работы уже подходят к завершению, мастера-конструкторы обратились в Государственный департамент авиационного транспорта Украины, чтобы узнать о перечне мероприятий, которые нужно пройти для получения разрешения на полеты. Оказалось, что своих средств аэроклубу не хватит.

«Тогда мы решили обратиться к моему сослуживцу в г. Коломыю. У него есть действующий аэроклуб и аэродром. Предполагалось, что мы совместно будем эксплуатировать этот самолет, а он профинансирует доподготовку. В тот момент, когда самолет грузили для отправки в Коломыю, в аэроклуб ворвались представители правоохранительных органов», — говорит авиатор. Поведение милиции шокировало ахтырчан: «Они не предъявили никаких документов, не объяснили причины обыска и изъятия, зато забрали все паспорта, печати и мобильные телефоны. Один мужчина представился инспектором по безопасности, но, как позже мы выяснили в Сумах, никакого инспектора к нам не отправляли». Представители аэроклуба намерены обжаловать действия правоохранительных органов в суде.

Самолет с автомобильным двигателем

Операцию по изъятию самолета совместно провели сотрудники УБОП УМВД Украины в Сумской области, линейного отдела (ЛО) на станции Сумы и сотрудники Сумской транспортной прокуратуры. По информации помощника начальника по связям с общественностью ЛО на ст. Сумы линейного управления на ЮЖД УМВД Украины Ларисы КИРИЧОК, в соответствии со ст. 5 Воздушного кодекса Украины, лицо, которое занимается разработкой, производством, ремонтом и эксплуатацией гражданской авиационной техники, должно получить сертификат, подтверждающий соответствие уровня его техподготовки требованиям соответствующих авиационных правил Украины. Члены аэроклуба нарушили эти требования, построив два самолета типа «Зодиак 601» с целью продажи. «Кроме того, конструктивные части самолета не отвечают требованиям. На него установлен автомобильный двигатель SUBARU EJ-20, приборы от автомобиля ВАЗ-2106, отсутствуют спасательные системы. Это может привести к гибели людей при совершении полетов», — говорится в сообщении пресс-службы.

Под замок

Во время разгрузки самолета в боксы линейного управления милиции Игорь Струковец отводил глаза. «Не могу на это смотреть, пять лет жизни потратил на строительство…» — признается он. Желтый «Зодиак» привезли в фуре в разобранном виде: корпус цельный, а крылья, хвост и пропеллер — отдельно. Перенос самолета в гараж занял не один час. Два крыла по 50 кг сложили достаточно быстро, но с корпусом весом в 370 кг пришлось попотеть.

Желтый «Зодиак» собирали по чертежам немецкого авиатора

В результате поездки «Зодиак» пострадал, но больший ущерб нанесли не милиционеры, а съемочные группы «1+1» и «НТН», которые залазили на конструкции, чтобы снять самолет в более выгодном ракурсе. Игорь Струковец вздыхает: «Еще чуть-чуть, и самолет можно будет подарить милиции…» Он практически не верит, что «Зодиак» когда-нибудь полетит.