Суми: новини, події, коментарі

Нотехс - будівництво у Сумах

Праздник возрождения

271

Пасхальные дни помимо строгих правил поста привносят в нашу жизнь вечные человеческие ценности

Людмила Порсова

Ежегодно на протяжении двух тысяч лет христианское сообщество празднует свой самый главный праздник — Пасху. За это время христианская церковь пережила несколько реформаций, менялись ее устои, традиции, каноны. А праздник Светлого воскресения всегда оставался в центре богослужебного года христиан.

Были периоды в истории христианства, когда тоталитарная власть по-настоящему преследовала христиан. Но даже в Советском Союзе с его жесткой атеистической системой народ «подпольно» готовил пасхальные куличи и крашенки. И традиционно в этот день вместо «Здравствуйте!» говорили друг другу «Христос воскрес!», «Воистину воскрес!» и трижды лобзались…

Путь к себе

С тех пор как десять лет назад Галина ОСТАШЕВА приняла решение быть постоянной прихожанкой храма, праздник Пасхи приобрел для нее истинное духовное значение. В 59 лет она полностью соблюдает Великий пост и видит в нем внутреннее очищение. Удерживается не только от еды, но, например, от излишнего просмотра телевизора. А больше всего старается проявлять любовь к людям. Хотя те, кто знает Галину даже немного, подтвердят, что заботиться о других больше, чем она, не каждый сможет. И делает это всегда, не только в дни поста.

Галина Осташева служит в Свято-Георгиевском храме, продает свечки. Но прихожане знают, что сестра Галина, если нужно, поддержит словом, советом и молитвой. Всегда радостная, оптимистично настроенная, сильная духом женщина. Оставаться такой ей помогает ее вера.

Пасха — единственный праздник, когда мы думаем о других, стараемся помочь тем, кто рядом, и вспоминаем об ушедших близких

Галина вдова. С мужем прожили счастливую жизнь, вырастили двух детей, говорит про супруга только хорошее. Он был кадровым офицером, в запас ушел майором. А когда тяжело заболел, Галина искренне обратилась к Богу. Много молилась за мужа, за детей. С тех пор она не изменила своих взглядов.

С мужем объездила половину бывшего Советского Союза. Жили в Германии, в Монголии. Кем только не работала: и секретарем руководителя, и бухгалтером, и лаборанткой в техникуме. С последнего места работы уволили перед самым выходом на пенсию — сократили. Но Галина встретила новость спокойно — значит, на это воля Божья. Удивляла своих знакомых неподдельным оптимизмом — другая в такой ситуации уже подала бы иск на предприятие. Но не Галина. Она решила, что поступит как настоящая христианка. И через некоторое время настоятель храма пригласил сильную и стойкую женщину служить в церкви — работать свечницей в киоске.

Глазами сердца

Продавая свечки, она знает по имени всех прихожан и часто наблюдает то, чего не видят другие. Не сдерживая слез, рассказывает, как приходят в храм молиться дети. «Им лет по 10–11. Соберут сэкономленные деньги и купят одну на всех свечку. Стоят и молятся. За папу пьющего, за маму, работающую на двух работах, — рассказывает Галина. — А одна девочка так и говорит: родителям некогда, я сама за них помолюсь».

Свою работу Галина любит. Встает каждый день в 6 час. утра, приходит домой поздно вечером. А в предпасхальные дни у нее особое настроение. Пасхальную ночь проведет в храме. Утром дома накроет богатый стол и будет ждать гостей. Как правило, это дочь с внуком, сын, соседи. На следующий день сама пойдет в гости к сестре.

Галина не просто ждет конца поста, потому что пост для нее далеко не диета. Да и пасхальные куличи она не печет — не успевает, перед праздником много работы в храме. Сладкие пасхи ей приносят дети, дарят соседи. «Мне хватает. Да и Пасха не в куличе», — считает Галина. Она верит, что это особенные дни, когда все люди чувствуют в себе перемены. «Если бы все украинцы перед Пасхой обращались к Богу, в нашей стране жизнь была бы лучше», — верит Галина Осташева.

Комментарии

Независимо от того, является ли человек прихожанином определенной церкви, каждый ждет праздник Пасхи. В этом убежден протоиерей Алексей ЗГОННИК, настоятель Свято-Георгиевского храма. Он с уверенностью утверждает, что Великий пост соблюдают очень многие. Не обязательно приходят в церковь на службу, но постятся. Объяснение этому он находит в том, что украинцам свойственна религиозная ментальность. «У нас вера в крови», — убежден отец Алексей.

Еще одно важное наблюдение сделал Алексей Згонник за годы службы в церкви — с каждым годом люди все больше и глубже понимают значение Пасхи. Ведь Пасха — это не просто конец Великого поста, когда можно поесть мясо, крашенки и пасхальный кулич. «Пасха — это день внутреннего события в жизни каждого человека», — подчеркивает протоиерей Алексей.

Каждый священнослужитель подтвердит, что костяк любого прихода растет медленно. Но за последние годы увеличилась посещаемость храмов на большие христианские праздники, на Пасху особенно. Растет стремление человека оставить в этот день каждодневные заботы и прийти в храм, побыть в общении с Богом и другими верующими. «И что радует, — добавляет отец Алексей, — духовность Пасхи ставится выше, чем соблюдение обрядов».

Сам Алексей Згонник, как и должно православному священнослужителю, соблюдает все дни Великого поста. Но особое внимание в своей личной жизни уделяет благотворительности, прощению и примирению, выражению любви и милосердия к окружающим.

Вместе — это классно!

Суть праздника Пасхи одинакова, независимо от того, как и в какой день она празднуется. В этом давно убедился настоятель римско-католической общины в г. Сумы Артур СУРОВСКИЙ. А когда все три Пасхи совпадают — тогда особенный праздник, и чувствуешь это во всем.

И хотя католики уже провели пасхальные дни, 27 апреля они будут радоваться вместе с православными христианами и поздравлять своих братьев и сестер. «У нас много друзей православных, среди наших прихожан есть супружеские пары, где кто-то католик, а кто-то православный. Поэтому мы давно отмечаем Пасху два раза в год, и это хорошо», — рассказывает отец Артур. Ведь взаимоотношения людей друг с другом выше привязки к определенному календарю — григорианскому, юлианскому или лунному.

Католики верят, что истинная Пасха должна влиять на мышление людей и прикасаться к сердцам человеческим, изменяя судьбы. И великий 40-дневный пост несет больше, чем воздержание от мяса и развлечений. Истинный католик не назначит, например, в это время свадьбу. Но главная цель поста — чтобы ты насытил кого-то едой, помог заботой, участием. Это не пост — если только ради себя. В семьях католиков этому учат с детства.

«В день православной Пасхи мы всегда вспоминаем православных христиан, молимся вместе с ними и за них, считая это честью для нас», — поделился Артур Суровский.

Жить как при царе Давиде

Неделей раньше всех православных христиан Пасху отмечают иудеи. Существенно отличается и сам ход праздника у этого древнего народа. Но главная особенность еврейской Пасхи (помимо того что в этот день всегда холодно) — то, что каждый еврей стремится провести его в кругу семьи.

«Так было всегда — все праздники евреи отмечали семьями. А Пасха в нашем народе является главным праздником», — объяснил Руслан ЗАГОРОВСКИЙ, пресвитер еврейской мессианской общины в г. Сумы.

У евреев Пасха празднуется только одну ночь. А за неделю до этого они очищают свои дома. За пасхальной трапезой, которая состоит из мацы, горьких трав (черемша с соленой водой), блюд из тертых яблок, орехов, меда и корицы, а также вина, собирается все семья. И главная задача главы еврейского семейства на вопрос своих детей «Что значит этот ужин?» рассказать, как когда-то, во времена пророка Моисея, Бог освободил евреев из рабства.

На Пасху все желают друг другу, чтобы в следующем году встретиться в Иерусалиме и быть полностью свободными. «Свободными — значит, жить так, как жили наши предки при царях Давиде и Соломоне, — уточняет Руслан Загоровский. — Именно во времена этих правителей народ Израиля переживал настоящий духовный и физический расцвет».

У нас одни родители

Христианская традиция Великого поста перед Пасхой очень близка по духу мусульманскому празднику в месяце Рамадане. В этом году Рамадан осенью, и все сторонники ислама тогда будут тоже поститься и стремиться к добродетели.
Мусульманской общине в Сумах всего четыре года, но за это время все ее члены успели подружиться с сумчанами. В преддверии праздника Пасхи они разделяют вместе с христианами их радость. «Ведь у нас у всех одни прародители, да и многие из наших друзей православные. Мы всегда поздравляем их с Пасхой. Ходим в гости, едим крашенки, пасхальные булки», — рассказывает Макашарип ГАЛАЕВ, руководитель Сумской мусульманской общины.

То, как постятся мусульмане, существенно отличается от поста православного. Запрет на еду, напитки и даже сигареты существует только до захода солнца. Как только солнце зашло, можно восполнять силы и есть все. К посту допускаются только после совершеннолетия и при условии, что нет физического недуга. «Больному соблюдать пост — грех», — уточняет Макашарип Галаев.

Мусульманский пост во время Рамадана обязательно должен сопровождаться молитвой пять раз в день, признанием единого Бога и добрыми делами. Те, кто имеет возможность, стремится в эти дни посетить Мекку. «Но только если есть возможность, — уточняет Макашарип Галаев. — Мужчина на время своего паломничества должен оставить семью обеспеченной и в безопасности».

Полезно знать

У праздника Пасхи нет постоянной календарной даты. Но всегда Пасха отмечается в воскресенье, следующее за первым полнолунием после весеннего равноденствия в период с 22 марта по 25 апреля. Только на Западе Пасху рассчитывают по григорианскому календарю, на Востоке — по юлианскому, а евреи — по лунному. Православная Пасха не может совпадать с иудейской. В нынешнем году западные христиане, католики, англикане, лютеране и другие протестанты, отметили Пасху 23 марта. Еврейская Пасха пришлась на 20 апреля, а православная — на 27 апреля.

В последний раз христианские Пасхи совпали 8 апреля 2007 г. Особенностью этого дня было то, что христиане-паломники со всего мира стремились попасть в Иерусалим, и это придало немало лишних хлопот организаторам паломничества, хотя туроператоры не остались обиженными. До этого Светлое воскресенье было общим для всех конфессий христианства в 2004 г. А в следующий раз православные, католики и протестанты вместе отметят Пасху в 2010, 2011, 2014, 2017 гг. и так далее.
Прежний Папа Римский Иоанн Павел II как-то предложил, чтобы, начиная с первого года третьего тысячелетия все христиане мира отмечали Пасху одновременно. А еще раньше, в 1965 г., подобное предложение внес Второй Ватиканский собор. Речь шла о праздновании Пасхи во второе воскресенье апреля. Но эти идеи не нашли поддержки. Зато в Финляндии лютеране, католики и православные встречают Пасху вместе.

В начале ХХ в. в России пользовались популярностью яркие открытки, на которых был изображен заяц, приносящий пасхальные яйца. В традициях христианского православия ничего подобного не было. Хотя сегодня заяц стал одним из пасхальных сувениров, и теперь полно игрушечных керамических, а также кондитерских его братьев. Но зато у западных христиан в еще XVI-XVII вв. этот персонаж вместе с крашеными яйцами стал символом Пасхи.
В Мюнхене есть даже музей пасхальных зайцев. В нем более 2 тыс. яиц со всего света!

Зайца начали почитать еще в древности. Из-за необыкновенной плодовитости его считали божеством, а изображали рядом с англосаксонской языческой богиней весны и плодородия Эостре. Из-за того что заяц линяет весной, он символизировал продолжение и обновление жизни.

В средние века в Европе прижилось предание, что именно этот зверек приносит пасхальные яйца. Есть старинное поверье, что на Пасху зайцы несут яйца и прячут в укромных местах. Так появилась веселая детская игра «охота на пасхального зайца», во время которой дети ищут разукрашенные яйца в саду или огороде.
В XX в. зайцев стали отливать из шоколада. С тех пор это любимое пасхальное лакомство европейцев. В Германии к Пасхе успешно продается около 10 тыс. т шоколадных зайцев и яиц.

Не все христианские традиции родились вместе с христианством. Например, пасхальный обычай красить и разрисовывать куриные яйца имеет языческие корни. Просто церковь не смогла уничтожить все древние обряды обращенных народов и поэтому вынуждена была с некоторыми смириться. Но в каждом таком случае обряд получал новый смысл.
У индоевропейских народов символом плодородия и весны считалось яйцо. Древние персы в день весеннего равноденствия дарили друг другу яйца. С возникновением христианства символизм яйца получил новую религиозную интерпретацию. В христианстве в яйце стали видеть камень, закрывавший гробницу Христа.
В Северной Европы и в христианской Азии традиция красить яйца прижилась, в то время как в Южной Европы и в Латинской Америке такого обычая нет. В средние века на Пасху знать и короли одаривали пасхальными яйцами прислугу. Например, король Англии Эдуард I Плантагенет приказывал перед Пасхой варить, раскрашивать золотом или заворачивать в тонкие золотые листы около 450 яиц. Такие подарки потом вручались членам королевского двора.

Накануне католической Пасхи, 22 марта 2008 г., Бенедикт XVI в соборе Св. Петра в Ватикане провел обряд крещения семи человек, в том числе уроженца Египта Магди Аллама, который родился и воспитался в мусульманской семье. Аллам давно живет в Италии и работает в одной из крупнейших и старейших итальянских газет «Коррьере дела Сера», являясь заместителем главного редактора.

Аллам, которому после крещения дали имя Кристиано, обратился к главному редактору своей газеты с открытом письмом. В числе людей, повлиявших на его решение, он назвал Хулиана Каррона, лидера движения «Комунионе э либерационе», главу ордена салезианцев Паскуаля Чавес Вильянуэва, госсекретаря Ватикана кардинала Тарчизио Бертоне и ректора Папского Латеранского университета епископа Рино Физикелла. Последний сыграл особенную роль на пути арабского журналиста к христианской вере.

Но как сказал сам Аллам, именно Бенедикт XVI повлиял на него особенным образом. «Я восхищался им и, будучи мусульманином, особенно ценил его за утверждение неразрывной связи между верой и разумом», — отметил новообращенный журналист