Потребляем по-новому
Новая редакция закона «О защите прав потребителей» защитит покупателей от недобросовестных предпринимателей
С 13 января вступили в силу изменения к Закону Украины «О защите прав потребителей». Новая редакция закона вызвала неоднозначную реакцию. Некоторые предприниматели утверждают, что он ужесточил условия их работы и стал более запутанным. В областном управлении по делам защиты прав потребителей имеют противоположное мнение: Закон стал более лояльным для предпринимателей и жестче для потребителей, дал трактовку многим понятиям, тем самым исключив разночтения.
Кроме того, появились новые статьи, которые регламентируют отношения
Мы попытаемся разобраться, что нового Закон уготовил для потребителей.
Ст.8 Права потребителей в случае приобретения товаров ненадлежащего качества.
Как объяснила начальник областного управления по защите прав потребителей Галина ПОДЛУБНАЯ, в случае выявления на протяжении установленного гарантийного срока дефектов потребитель в порядке и в сроки, установленные законодательством, имеет право требовать пропорционального уменьшения цены, бесплатного устранения недостатков товара в разумныє сроки, возмещения затрат на устранение недостатков товара. Однако требовать возврата денег, замены товара на такой же или на аналогичный покупатель может, только если этот дефект относится к существенным. В Ст.1 Закона дается определение тому, что является существенным недостатком это недостаток, который невозможно устранить и который делает невозможным или недопустимым использование товара соответственно с его целевым назначением; возник по вине производителя, после его устранения проявляется снова по независимым от потребителя причинам и при этом наделен одним из приведенных признаков: дефект вообще не может быть устранен; дефект не может быть устранен в течение 14 дней; устранение дефекта делает товар существенно другим, чем предусмотрено договором.
Ст.7. Гарантийные обязательства.
Приятная новость для потребителей гарантия по чеку будет не полгода, а два, если на купленный товар не предоставляет гарантию ни производитель, ни продавец.
«Если товар гарантийный, т.е. производитель определяет гарантийный срок, как, например, на бытовую технику, все вопросы оговорены в гарантийном талоне. Обувь тоже гарантийный товар, сроки гарантии на который должен давать производитель или продавец согласно условиям договора с потребителем. Информацию о гарантийных сроках продавец обязан разместить в торговом зале в доступном для потребителя месте», объяснила зав сектором управления Алла СТЕПНЕНКО.
Ст.15. Право потребителя на информацию о продукции.
В этой статье разъясняются права потребителей на право получения информации о товаре на ярлыках должны быть указаны наименование товара, наименование документа, требованиям которого должна соответствовать продукция, данные обоснованных свойствах товаров, цена, дата изготовления, информация об условиях хранения, гарантии товаропроизводителя, наименование и адрес товаропроизводителя, срок годности и т.д.
Дается также определение понятия «распродажа» и оговариваются условия его употребления. Этот термин можно использовать только в случае, если он применяется к продукции, которую непосредственно реализует субъект хозяйствования; если распродажа проводится на протяжении определенного и ограниченного времени (например, предновогодняя скидка с 20 декабря по 10 января); если цена продукции ниже ее обычной цены.
Почему возникла необходимость в такой точности? Зачастую потребитель не знает, действительно ли в магазине идет распродажа или уменьшается цена на продукцию с дефектами, иными словами «уценка». Например, в одном из обувных отделов в универмаге «Киев» продавцы предупреждали, что на обувь снижены цены, но не разъясняли по какой причине. Это распродажа или уценка. Но при этом не забывали предупредить, что обувь не принимается назад и гарантии на нее нет.
Новая редакция закона призвана пресечь такие хитрости со стороны предпринимателей.
Таким образом, понятия «распродажа» и «уценка» имеют разный смысл. Уценяется тот товар, который имеет ряд производственных дефектов, т.е. снижаются его потребительские свойства, и их наличие влечет за собой снижение цены. Это неполноценный товар, и к нему нельзя применять требования по Ст. 8 Закона Украины «О защите прав потребителей».
«Сейчас популярны сезонные распродажи. В этом случае продаются полноценные изделия, на которые снижается цена. На них распространяются те же требования, что и к полноценному товару. Предприниматели лукавят: уверяя потребителей в том, что, если цена на товар снижена, значит, он уценен и претензии к его качеству не принимаются. Теперь такие ухищрения со стороны предпринимателей пресечены законом», сообщила Галина Подлубная.
Более детально комментарии к изменениям к Закону Украины «О защите прав потребителей» могут дать в областном управлении по защите прав потребителей по телефону 631355.