Суми: новини, події, коментарі

Нотехс - будівництво у Сумах

Потребляем по-новому

80

Новая редакция закона «О защите прав потребителей» защитит покупателей от недобросовестных предпринимателей

Маргарита Сытник

С 13 января вступили в силу изменения к Закону Украины «О защите прав потребителей». Новая редакция закона вызвала неоднозначную реакцию. Некоторые предприниматели утверждают, что он ужесточил условия их работы и стал более запутанным. В областном управлении по делам защиты прав потребителей имеют противоположное мнение: Закон стал более лояльным для предпринимателей и жестче для потребителей, дал трактовку многим понятиям, тем самым исключив разночтения.

Кроме того, появились новые статьи, которые регламентируют отношения потребитель-продавец — например, при приобретении товаров в кредит или в Интернет-магазинах.

Мы попытаемся разобраться, что нового Закон уготовил для потребителей.

Ст.8 Права потребителей в случае приобретения товаров ненадлежащего качества.
Как объяснила начальник областного управления по защите прав потребителей Галина ПОДЛУБНАЯ, в случае выявления на протяжении установленного гарантийного срока дефектов потребитель в порядке и в сроки, установленные законодательством, имеет право требовать пропорционального уменьшения цены, бесплатного устранения недостатков товара в разумныє сроки, возмещения затрат на устранение недостатков товара. Однако требовать возврата денег, замены товара на такой же или на аналогичный покупатель может, только если этот дефект относится к существенным. В Ст.1 Закона дается определение тому, что является существенным недостатком — это недостаток, который невозможно устранить и который делает невозможным или недопустимым использование товара соответственно с его целевым назначением; возник по вине производителя, после его устранения проявляется снова по независимым от потребителя причинам и при этом наделен одним из приведенных признаков: дефект вообще не может быть устранен; дефект не может быть устранен в течение 14 дней; устранение дефекта делает товар существенно другим, чем предусмотрено договором.

Ст.7. Гарантийные обязательства.
Приятная новость для потребителей — гарантия по чеку будет не полгода, а два, если на купленный товар не предоставляет гарантию ни производитель, ни продавец.
«Если товар гарантийный, т.е. производитель определяет гарантийный срок, как, например, на бытовую технику, все вопросы оговорены в гарантийном талоне. Обувь тоже гарантийный товар, сроки гарантии на который должен давать производитель или продавец согласно условиям договора с потребителем. Информацию о гарантийных сроках продавец обязан разместить в торговом зале в доступном для потребителя месте», — объяснила зав сектором управления Алла СТЕПНЕНКО.

Ст.15. Право потребителя на информацию о продукции.
В этой статье разъясняются права потребителей на право получения информации о товаре — на ярлыках должны быть указаны наименование товара, наименование документа, требованиям которого должна соответствовать продукция, данные обоснованных свойствах товаров, цена, дата изготовления, информация об условиях хранения, гарантии товаропроизводителя, наименование и адрес товаропроизводителя, срок годности и т.д.

Дается также определение понятия «распродажа» и оговариваются условия его употребления. Этот термин можно использовать только в случае, если он применяется к продукции, которую непосредственно реализует субъект хозяйствования; если распродажа проводится на протяжении определенного и ограниченного времени (например, предновогодняя скидка с 20 декабря по 10 января); если цена продукции ниже ее обычной цены.

Почему возникла необходимость в такой точности? Зачастую потребитель не знает, действительно ли в магазине идет распродажа или уменьшается цена на продукцию с дефектами, иными словами «уценка». Например, в одном из обувных отделов в универмаге «Киев» продавцы предупреждали, что на обувь снижены цены, но не разъясняли по какой причине. — Это распродажа или уценка. Но при этом не забывали предупредить, что обувь не принимается назад и гарантии на нее нет.
Новая редакция закона призвана пресечь такие хитрости со стороны предпринимателей.

Таким образом, понятия «распродажа» и «уценка» имеют разный смысл. Уценяется тот товар, который имеет ряд производственных дефектов, т.е. снижаются его потребительские свойства, и их наличие влечет за собой снижение цены. Это неполноценный товар, и к нему нельзя применять требования по Ст. 8 Закона Украины «О защите прав потребителей».

«Сейчас популярны сезонные распродажи. В этом случае продаются полноценные изделия, на которые снижается цена. На них распространяются те же требования, что и к полноценному товару. Предприниматели лукавят: уверяя потребителей в том, что, если цена на товар снижена, значит, он уценен и претензии к его качеству не принимаются. Теперь такие ухищрения со стороны предпринимателей пресечены законом», — сообщила Галина Подлубная.

Более детально комментарии к изменениям к Закону Украины «О защите прав потребителей» могут дать в областном управлении по защите прав потребителей по телефону 63–13–55.