Попытка прогноза
Середина лета – хорошее время для прогнозов. Уже в сентябре деловая и политическая активность вернется к привычной динамике и одновременно с этим начнут сказываться зарождавшиеся в первой половине года тенденции.
Итак, чего ждать.
Главная неприятность второй половины года – дефицит денег. Если в прошлом и в этом году местные бюджеты, прямо скажем, жировали так, что даже после распила оставалось на городское хозяйство и благоустройство, то во второй половине года они могут столкнуться с традиционной блокадой со стороны казначейства. А все потому, что «денег нет, но вы держитесь».
Ежемесячные поступления «социальных» налогов и отчислений снизились в среднем на 37-39%, приватизация провалена, очередной транш кредита от МВФ, скорее всего, получен не будет, а это даст негативный сигнал инвесторам. Прогнозный прирост ВВП на уровне 1-2% в такой ситуации явно не способен покрыть растущие с каждым днем расходы, поэтому к концу года дефицит бюджета, если исходить из отчета В. Пинзеника, может составить 50-60 млрд грн. В такой период обычно активизируются валютные спекулянты, играющие на понижение курса национальной валюты, а поставщики перестраховываются и завышают цены, что, в конечном счете, ударит по кошелькам граждан.
Государство привычно залезет в карман муниципалитетам, как это было в 2008-2009, 2012-2013 годах.
Второй прогноз касается России. Нет, она никуда не денется и по-прежнему будет дестабилизировать Украину, параллельно способствуя замораживанию конфликта на Донбассе. Запад, а точнее – США, сохраняя давление и пытаясь восстановить архитектуру безопасности в Европе, возможно, пойдет на некоторое ослабление санкций (но не раньше срока окончания уже принятых), например, в обмен на декоративные уступки в отношении выборов. Скорее всего, под давлением Exxon Mobil санкции могут снять с «Роснефти», выторговав ответные шаги в ослаблении продовольственного эмбарго, что важно для европейских производителей молочной продукции и фруктов. Такой шаг был бы логичным по двум причинам.
Россия методично обрабатывает” южные и восточные государства-члены ЕС, в том числе Италию, Грецию, Венгрию, Кипр, Словению, Словакию и Болгарию, побуждая их отказаться от поддержки санкций. Для ЕС раскол общей политики, особенно после Brexit`а, представляет большую опасность, чем потеря позиций в отношении Украины. Лучше до скандала самим принять решение в духе quid pro quo. Тем более, что на восстановлении businessasusualнастаивают деловые круги Германии и Франции.
Третий прогноз позитивный: безвизовый режим с ЕС до конца года будет одобрен, все ключевые подготовительные решения уже приняты. Возможно, его обложат всякими оговорками и условиями, но ничего отличного от уже имеющихся (деньги на счету, биометрия и т.п.) не введут.
Ни одно из этих возможных событий не приведет к радикальным изменениям жизни обывателя. Тут я готов побиться об заклад, но, желательно, не на деньги (см. первый прогноз)