Суми: новини, події, коментарі

Нотехс - будівництво у Сумах

Полиграфия чувств

397

Для детей надо писать так же, как и для взрослых, только намного лучше

Андрей Поляков

Как бы талантливо ни была написана книга для детей, заслужить детское внимание непросто. В идеале книга должна стать любимой «игрушкой» для малыша, а для его родителей — первым помощником в воспитании отпрыска. По-настоящему детская книга прививает прежде всего чувство красоты и гармонии.

Сейчас ситуация с детской литературой в Украине обстоит не лучшим образом. Книги, которые радуют глаз, стоят дорого. Да и «серенькие» брошюрки тоже не всем по карману.

По мнению руководителя сумского издательско-торгового дома «Университетская книга» Родиона КОЧУБЕЯ, в Сумах около 20-ти предприятий, занимающихся издательской деятельностью. Но в полном смысле слова издательствами их назвать нельзя, т.к. они живут в ожидании заказа, который выполняют за деньги клиента. Это любая печатная продукция, в том числе и книги.

Настоящее издательство сначала вкладывает деньги в печатный продукт, например в книгу, а потом продаёт его, получая доход. По словам издателя, в последние годы на печатном рынке вырос интерес к украинской книге, в т.ч. детской — художественной и познавательной, предназначенной для самообразования ребёнка.

Полиграфический бум

Лет 20 лет назад было иначе. В начале 90-х годов ХХ в. появились крупные украинские издательства. Они стали печатать книги и продавать их в России, где преград в торговле не было, зато имелись льготы для издателей, вызвавшие бум печатного дела. Книги выходили тысячными тиражами. Чем выше был тираж, тем быстрее окупались расходы на книгу, да и стоила она дешевле. В 1998 г. книги, изданные в России, можно было купить в любом уголке Украины. Многие украинские писатели тоже стали издавать свои книги в России — это было авторитетно, престижно и не очень накладно, если книга издавалась за средства самого автора.

«В конце 90-х годов, — говорит Родион, — в Украине первыми проснулись издательства, выпускающие книги для вузов. К тому времени изменились программы, обучение стало вестись на украинском языке, и в российских учебниках отпала необходимость. В Украине появилось около 100 издательств, которые сейчас переросли в крупные предприятия. Появились издательства, специализирующиеся только на выпуске художественной литературы, и с успехом начали издавать отечественную и переводную литературу. К сожалению, закон, дающий льготы украинским издательствам, заканчивается в этом году. Если Верховная Рада его не продлит, на книгопечатании в Украине можно будет поставить точку».

По мнению специалистов, «главного» автора может определить только ребёнок, т.к. детская книга — это тандем писателя и художника

По словам председателя Сумского отделения Национального союза писателей Украины Александра ВЕРТИЛЯ, у писателей Сумщины, пишущих для детей, большой потенциал. В своё время в Сумах вышли детские книги Тамары ГЕРАСИМЕНКО, Алексея СТОЛБИНА, Виктора СКАКУНА, Елены АРБУЗОВОЙ и др. «У многих авторов готовы рукописи их книг, но всё упирается в финансы. За последние три года я ознакомился с рукописями восьми человек, вступающих в литературу — все пишут для детей, чтобы испытать себя».

Детям — лучшее!

Поэт Анатолий СТАРОДУБ считает, что книга должна нести в себе духовное начало. «Очень страшно, — говорит он, — когда подрастающее поколение, вместо того чтобы духовно развиваться, деградирует, перестаёт понимать, что такое гармония и красота. Дети, не воспитанные на красоте, когда-нибудь вырастут, но никогда не смогут построить нормальное, гармоничное общество. Если в возрасте от 1 до 7 лет ребёнку не привить чувство гармонии и красоты, он потянется сначала к пульту телевизора, а, повзрослев, — к игровому автомату. С этого и начинается деградация личности,» — считает поэт.

По его мнению, каждое стихотворение, написанное для ребёнка, должно нести «детскую» философию, иметь сюжетную линию. Все стихотворения в книге должны быть метафоричны, ритм одного стихотворения обязан плавно «перетекать» в следующее.
Поэт убеждён, что успех книги зависит от её оформления: «Детскую книгу должны оформлять лучшие художники. Издавать ее надо в лучших издательствах с лучшими полиграфическими возможностями. Печатать её нужно на лучшей мелованной бумаге с фотовыводами и ламинацией».

Как становятся детскими писателями

Писать стихи Анатолий Стародуб начал в 5 классе, познакомившись с творчеством Сергея Есенина. Прочитав всего Есенина, перешел к Блоку и Маяковскому. Затем осваивал Бальмонта, Северянина, Пастернака, Мандельштама. «Читая книги, я старался найти самого себя, — вспоминает поэт. В 20 лет почувствовал, что начал вырабатывать свой стиль. Мне никогда не нравились стихи, привязанные к конкретике каких-то событий. Я считаю, что искусство — понятие вневременное. Если произведение привязать к дате, конкретике — оно просто умрёт», — говорит он.
Следующим этапом в становлении молодого поэта стала литературная студия «Зажинок». Спустя несколько лет московское издательство «Молодая гвардия» включило в план выпуска первую его книгу. Но её запретили, усмотрев «проявление бунтарского духа автора». Якобы созданные им художественные образы слишком приближены к правде жизни. «Стихотворения будоражили совесть и чувства читателей своим нестандартным, а иногда и жестким видением проблем, в частности — войны», — считает поэт.

Самые известные украинские издательства, выпускающие детские книги, — «А-БА-БА-ГА-ЛА-МА-ГА» и «Грани-Т», где недавно вышла книга сумчанки Лилии ЛАПИНОЙ «Дуже довга казка»

После перестройки в Москве вышли три его книги: «Лобное слово», «Рескрипты времени» и «Танец жизни».

А несколько лет назад Алексей почувствовал, что люди, окружающие его, начали меняться, и не в лучшую сторону. «Сейчас, — говорит он, — читатель деградирует. Раньше была духовность, теперь серьёзные произведения никому не нужны. Но я нашёл выход — начал писать стихотворения для детей. Работал по 24 часа в сутки. Иногда забывал, где я, кто я. Главным было творчество. Меня интересует не слава, а отдача того, что я создал. Ребёнку книга должна так нравиться, чтобы он с ней засыпал в постели, а стихотворения учил наизусть».

Недавно в сумском издательстве «Казацкий вал» вышла книга Алексея Стародуба для детей — «Дымчатое чудо». Замечательные рисунки к ней создал Игорь ШВАЧУНОВ. Развивая успех, автор переиздал книгу, но уже на украинском языке. «Я не перевел стихотворения — я их написал заново в украинском колорите», — объясняет он. Книги оценили не только дети, но и специалисты-филологи.

Химия творчества

Художник Игорь ШВАЧУНОВ всегда интересовался творчеством детей. «Я искал новые пути в создании художественных образов. Однажды увидел, как рисуют мои дети. Их рисунки стали источником моего вдохновения. В 1995 г. совместно с ними во Дворце для детей и юношества провел выставку. Иллюстрировать книги — это настоящее занятие для души», — говорит художник. Он уверен: чтобы раскрыть самого себя, необходимо иметь свой взгляд на мир, быть самобытным, непохожим ни на кого другого. Художник должен постоянно пребывать в поиске новых приёмов создания образов, и в этом как нельзя лучше помогает изучение детского творчества. «У детей нестандартное мышление, их мир не похож на наш, взрослый. Стереотипы мышления у них ещё не выработаны. Я считаю, что при рождении ребёнок получает память о прошлом — десятках и сотнях поколений», — размышляет Игорь.
Художник убеждён: оформляя книгу, надо учитывать, для какого возраста она рассчитана. «Но самое главное, — подчёркивает он, — художник, оформляющий детские книги, должен быть откровенным человеком».

Справка

По данным «Группы „Эксперт“, 70% детских книг рассчитаны на детей от одного до 10 лет. Родители предпочитают читать детям книги, проверенные временем — Агнии БАРТО, Корнея ЧУКОВСКОГО, Сергея МИХАЛКОВА. Нынешние старшеклассники почти не читают Александра ДЮМА, Льюиса СТИВЕНСОНА, Фенимора КУПЕРА. Одна из самых популярных книг в мире — бестселлер „Гарри Поттер и философский камень“ Джоан РОУЛИНГ — продано более 100 млн. экземпляров.

Звонок другу

Время, когда родители считали, что только школьные и детсадовские педагоги воспитают их чад, кануло в Лету вместе с СССР. В украинской законодательной системе родители отвечают за воспитание и развитие ребенка, а учебные и воспитательные заведения им только помогают. Образно говоря, педагоги выполняют „заказ“ родителей. Когда в 1992 г. в нашей стране родилась психологическая служба, в школах и детских садах появились практические психологи. Это было вызвано потребностью времени.

Врачеватель душ

„Психолог в учебном заведении отвечает за психологическое здоровье детей, за создание социально-психологических условий развития ребенка“, — поясняет заведующая отделом практической психологии и социальной работы информационно-методического центра управления образования Сумского горсовета Марина ТРОИЦКАЯ. — При этом он тесно сотрудничает с семьей, особенно в дошкольных заведениях и в начальной школе».

Часть работы психолога — рекомендации и обучение. Это происходит в форме лекций, тренингов, бесед. Если в 90-е годы родители настороженно относились к школьным психологам, то сегодня их авторитет не подвергается сомнению. «Фраз типа „Мой ребенок нормальный и здоровый, не трогайте его“ в наш адрес уже не услышишь», — рассказывает Марина. Вместо этого наблюдаем сотрудничество школьных психологов с семьей. Ведь родители относятся к своим детям порой предвзято, не замечая того, что видит педагог. И часто ожидают от своих детей совсем не того, что они способны проявить.

В практике Марины Троицкой был случай, когда родители обратились к психологу с жалобами на отставание в развитии ребенка. А это был обычный ребенок, с нормальным развитием. Просто родители ожидали от него того, что он мог дать только через два-три года. Психолог проконсультировал родителей, и климат в семье нормализовался. «Когда родители нуждаются в помощи для решения проблем во взаимоотношениях с детьми, нужно обращаться к школьному психологу», — советует Марина Троицкая.

На все руки

Кроме работы с детьми и родителями, в обязанности школьных психологов входит оказание помощи и педагогам. В детских образовательных заведениях для благоприятных условий воспитания важна здоровая атмосфера в педагогическом коллективе. Опыт работы «телефона доверия» Центра показывает, что педагоги стали чаще обращаться за консультациями психолога. Среди часто затрагиваемых тем — поведение и успеваемость учащихся, работа с «трудными» подростками и одаренными детьми, вредные привычки детей и половое воспитание. Например, в 2007 г. от родителей поступило 38 обращений к психологам города по вопросу полового воспитания детей, а от педагогов — 320. «Учитель в школе видит ребенка в других жизненных ситуациях», — так пояснила разницу показателей Марина Троицкая.

Обращения родителей за консультациями обычно касаются вопросов психологического климата в семье, успеваемости детей в школе, их взаимоотношений с детьми. «Звонят к нам и дети. Их волнует чаще всего взаимоотношения со сверстниками, с родителями, профессиональное самоопределение, отношение с противоположным полом», — отметила Марина Троицкая.

Телефон доверия для детей, подростков, родителей и педагогов: 65–88–89 с 9.00 до 16.00 кроме субботы и воскресенья.