Суми: новини, події, коментарі

Нотехс - будівництво у Сумах

Почему в Сумах топливо зачастую дороже, чем в городах-миллионниках

516

Дорогой газ. На фоне всеукраинской тенденции роста цен на автомобильное топливо ситуация в Сумской области имеет, к сожалению, еще и свой местный колорит. Сумские автозаправки иногда неприятно удивляют высокими ценами, которые зачастую даже выше, чем в соседних больших городах. Кроме того, у водителей периодически возникают претензии к качеству бензина, газа и дизельного топлива. Мы попробовали разобраться, за что так наказывают сумских автолюбителей и как работает в этой сфере Сумское областное территориального отделение Антимонопольного комитета Украины.

Ценовой вызов для сумчан
Пока фискальные органы и Антимонопольный комитет ведут изнурительную бюрократическую переписку, сумчане вынуждены платить за топливо, как в городах-миллионниках. И это при том, что средняя заработная плата на Сумщине меньше, чем в больших индустриальных центрах. За последние три месяца ее размер – чуть больше 6 тыс. грн. (см. таблицу 1). Наши соседи из Полтавы, города, вполне сравнимого по населению с Сумами, получают почти по 7 тыс. грн., харьковчане — по 6,5 тыс. грн. Как ни грустно признавать, но Сумы и область – одни из самых бедных в Украине, что объясняется многими факторами. Но чем тогда объяснить высокие цены на автозаправках области? Так, сегодня бензин марки А-95 сумчане покупают по 27,22 грн., как и харьковчане. Дизельное топливо на сегодняшний день в Сумской области стоит 24.72 грн., точно так же, как в Харьковской. При этом самое дешевое ДТ по 24.30 грн. реализуется в Донецкой области, где зарплата достигает 8 тыс. грн., а самое дорогое – в Киевской области – по 25.25 грн. Если говорить о сжиженном газе, то на территории Сумщины его цена – 12.32 грн., как и в нефтедобывающей Полтавщине. Зато в относительно богатых Днепропетровской, Запорожской, Киевской, Харьковской областях газ стоит дешевле – 12.27 грн.

Они работают
Председатель Сумского областного территориального отделения Антимонопольного комитета Украины Евгений КАСЬЯН отмечает, что ключевую роль в ценообразовании на автомобильное топливо играет такое понятие, как концентрация субъектов хозяйствования. В Сумской области на протяжении последних 5-7 лет сложилась ситуация, где работают 21 субъект хозяйствования, имея в своем распоряжении 100-120 АГЗС и АЗС. В то же время, если говорить о соседней Харьковской области, то только в черте Харькова есть больше 300 АГЗС и АЗС.
Это, по мнению чиновника, говорит о большой разнице уровней концентрации долей на рынке автозаправок. «Мы давно, еще с 2012 г., ведем речь о том, что органам местного самоуправления необходимо содействовать выделению земельных участков для строительства АГЗС, – информирует Евгений Касьян. – Появление новых автозаправочных станций уменьшит уровень концентрации рынка и тем самым увеличит его насыщенность, чтобы было больше игроков на этом рынке. В результате возникнет здоровая конкуренция, и в выигрыше будут в первую очередь потребители этих услуг. Но, с другой стороны, общеизвестно, что в нынешней экономической ситуации увеличить количество заправок сложно, поскольку нет финансовых оснований (объем рынка бензинов и дизтоплива падает, растет потребление сжиженного газа). Как результат, в Сумской области есть районы, на территории которых работает только один субъект хозяйствования, как, например, в Путивльском районе».
С мнением Евгения Касьяна трудно не согласиться. Однако все равно возникает вопрос: территория Харькова и количесвто транспортных средств значительно выше, чем в Сумах. Насколько такое сравнение дает объективную картину происходящего?

«Газовые короли»
По информации Сумского отдетеления Антимопольного комитета в Ахтырском, Тростянецком, Лебединском, Недригайловском районах компания ООО “Евростандарт-АВТОГАЗ” имеет 48-50% рынка сжиженного газа.
Как сообщил Евгений Касьян, в июне 2017 г. Сумским областным территориальным отделением Антимонопольного комитета Украины начато рассмотрение дела против ООО “Евростандарт-АВТОГАЗ”. Причина – признаки злоупотребления монопольным положением на рынке торговли сжиженным газом в этих четырех районах Сумской области. В ходе предварительного исследования было установлено, что ООО “Евростандарт-АВТОГАЗ”, действуя одновременно на территории Сумской, Полтавской и Харьковской областей в 1 квартале 2017 г., устанавливало цены на сумских АГЗС на 0.20-1.30 грн./л выше, чем в то же время на территории соседних областей.
Сейчас расследование продолжается, и сотрудниками Сумского отделения АМКУ осуществляется сбор материалов и анализ доказательств для всестороннего, полного и объективного выяснения фактических обстоятельств дела. «Есть моменты, которые существенно тормозят рассмотрение этого и подобных расследований, – отмечает Евгений Касьян. – Сумским специалистам территориального управления АМКУ сложно получить статистику деятельности компании в Харьковской и Полтавской областях. Эти сведения для специалистов Сумского областного территориального отделения Антимонопольного комитета недоступны. Поэтому с сентября 2017 г. идет бюрократическая переписка с центральным офисом Антимонопольного комитета Украины по поводу расследования и получения доступа к документам, связанным с деятельностью подозреваемой в злоупотреблении компании.

Точка зрения экономиста
Заведующий кафедрой маркетинга и управления инновационной деятельностью СумГУ, доктор экономических наук, профессор Сергей ИЛЬЯШЕНКО считает, что нынешнее повышение цен на бензин связывают с действием ряда факторов:
– падением поставок из Белоруссии, которое вызвано плановым ремонтом на Мозырском НПЗ, а дефицит порождает рост цен;
– падением курса гривны по отношению к доллару и ростом цен на нефть на мировых рынках;
– картельным сговором – так утверждает энергоэксперт и президент Центра глобалистики «Стратегия ХХІ» Михаил ГОНЧАР.
Украинские НПЗ резко нарастить производство не смогут, поскольку
сейчас в Украине устойчиво работает только Кременчугский НПЗ, а остальные на ремонте. При этом тенденции к изменению курса гривны не внушают оптимизма, и весьма вероятно дальнейшее повышение цен. Ситуацию может изменить падение цен на нефть, но результат отразится с определенным временным лагом.
В такой ситуации у местной власти имеются очень ограниченные законные способы отстоять экономические интересы потребителей, и то в основном косвенные. А Сумское областное территориальное отделение Антимонопольного комитета Украины повлиять может, но это, как мы можем с удивлением узнать из комментариев Евгения Касьяна, длительный и сложный процесс.

Цитата
Энергетический эксперт Юрий КОРОЛЬЧУК: ” У нас есть очень нехорошее качество рынка: когда цена подбирается к некоей психологической отметке, поставщики газа смотрят, как на это реагирует потребитель. Если нет существенного проседания рынка (всего 5-10%) – значит, потребитель готов терпеть такую цену, и это не критично”. Эксперт говорит, что из-за такой тенденции украинского рынка газа цена, которая уже существенно выросла, может еще более увеличиться – даже если возобновятся поставки из России. (Источник https://strana.ua/articles/analysis/31931-na-ukrainskih-zapravkah-dorozhaet-gaz-skoro-cena-mozhet-dostich-14-grn-za-litr.html)

ВРЕЗ
По словам председателя Сумского областного территориального отделения АМКУ Евгения КАСЬЯНА, с сентября идет бюрократическая переписка с центральным офисом ведомства по поводу расследования относительно ООО “Евростандарт-АВТОГАЗ”, и это не позволяет оперативно выявить нарушителя антимопольного законодательства

Подпись фото 1
БЕРЕГИСЬ, АВТОМОБИЛЬ. В Украине снова лихорадит рынок автотоплива. Каждый автолюбитель, подходя к автозаправке, переживает стресс перед баннером с ценами на бензин, ДТ, газ

Подпис под фото 2

СЛОЖНЫЙ ПРОЦЕСС. Председатель Сумского областного территориального отделения Антимонопольного комитета Украины Евгений КАСЬЯН отмечает, что при расследовании злоупотреблений сумским специалистам территориального управления сложно получить статистику из других областных центров

НА ПОДВЕРСТКУ
Заговор импортеров автогаза: тайное, ставшее явным.

На сайте «ОБОЗРЕВАТЕЛЯ» 2 сентября 2017 г. опубликовано журналистское расследования о злоупотреблениях поставщиков газа.
В статье идет речь о том, что цены на автогаз в Украине выросли не только из-за конъюнктуры рынка. Поставщики топлива воспользовались ситуацией и искусственно поднимали стоимость. И давили на заправочные сети, заставляя повышать цены.
“Обозреватель” из собственных источников получил переписку топ-менеджмента импортеров сжиженного газа. Эти данные доказывают: на протяжении двух месяцев компании договаривались между собой о продаже оптовых партий СГ по согласованной цене. Это привело к тому, что цена выросла почти вдвое.
Все началось в июле 2017 г., когда крупнейшие сети АЗС остались без серьезных запасов топлива. Поставщики, радуясь такой возможности, решили действовать сообща. Далее выдержка из переписки от 5 июля 2017 г. топ-менеджеров компаний-импортеров:

Станислав, “Компания X”: Они ( Компания Y , Компания С.– Ред.) на минимуме.
Олег: Начали обрывать телефоны. Можно ставить 16 000 грн./т легко.
Станислав, “Компания X””: По моим расчетам, 18 000 реально за четыре дня.
Владислав, “Компания L”: Согласен. Как минимум, юг и запад.
Станислав, “Компания X””: Только что получил: импорт за июнь – минус 15 000 тонн по сравнению с маем. Вопросы есть? J
Владислав, “Компания L”: +500 грн./т на завтра.
“Компания K”: Можно и больше, сетки (сети АЗС. – Ред.) бегают, ищут газ. Компании D и R хорошо отторговалось, может, +700?
Владислав, “Компания L”: +1000 предлагаю на завтра.
“Компания K”: Мы 15 800 отторговались на площадке.

Данные цифры подтверждены аналитиками.
После этой публиации на сайте интерфакса 5.09.17 появилось сообщение, что Антимонопольный комитет Украины (АМКУ) возбудил дело по признакам антиконкурентных согласованных действий на рынке сжиженного газа. Глава ведомства Юрий ТЕРЕНТЬЕВ сообщил, что АМКУ ознакомлено с обнародованной интернет-изданием “Обозреватель” перепиской между руководителями оптовых трейдеров, в которой они обсуждают вопрос установления цен на сжиженный газ.
“Мы с осторожностью относимся к таким доказательствам, как обнародованная СМС-коммуникация между участниками рынка”, – отметил глава АМКУ.
Юрий Терентьев добавил, что комитет изучит все этапы ценообразования на сжиженный газ, включая производителей, оптовых торговцев и ритейлеров.
Как сообщалось, средние розничные цены на сжиженный углеводородный газ в Украине в период с 1 по 30 августа выросли в 1,5 раза – с 10,92 грн./литр до 16,17 грн./литр.

Елена Шевченко, “Панорама” №46